Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 20:07, курсовая работа
Актуальность темы заключается в следующем. Любое общество представляет собой своего рода целую социальную систему, которая различается степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений.
Таким образом, что для каждого общества характерна определенная система управления (социальная власть) которая регулирует поведение людей благодаря общим правилам.
Введение…………………………………………………………………………..........3
I. Проблемы сущности понятий государства и его признаков…………….............5
1.1. Эволюция понятий сущности государства…………………………………….5
1.2. Проблемы определения признаков государства……………………….............7
II. Основные подходы к сущности и социальной ценности государства.............10
2.1 Основные концепции сущности государства………………………….............10
2.2. Социальное назначение сущности государства………………………...........12
2.3. Закономерности развития государства……………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………...16
Список литературы………………………………………………………………......19
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Проблемы сущности понятий государства и его признаков…………….............5
1.1. Эволюция понятий сущности государства…………………………………….5
1.2. Проблемы определения признаков
государства………………………..........
II. Основные подходы к сущности и социальной ценности государства.............10
2.1 Основные концепции сущности
государства………………………….........
2.2. Социальное назначение сущности
государства………………………..........
2.3. Закономерности развития государства……………………………………….14
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
На установленном этапе развития первобытного общества возникает государство.
Государство — это особая организация публичной власти, суверенно распространяющая её на всю территорию и на населения по средствам юридически обязательных явлений.
Государство стоит во главе общества. Оно реализовывает политическую власть на всей территории страны. Для реализации этой власти используется государственный аппарат. А чтобы содержать этот аппарат, государство применяет налоги, собираемые с населения.
Сущность государства — историческая цель и социальное назначение государства, определяющее его как закономерное и устойчивое явление.
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу центральных и спорных. Это разъясняется тремя причинами. Во-первых, данные вопросы прямо и непринужденно задевают внимание различных слоев общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может соперничать с государством во множестве выполняемых задач и функций. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне двойственное общественно-политическое явление.
Актуальность темы заключается в следующем. Любое общество представляет собой своего рода целую социальную систему, которая различается степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений.
Таким образом, что для каждого
общества характерна определенная система
управления (социальная власть) которая
регулирует поведение людей благодаря
общим правилам.
Для обеспечения
нормальной жизни, прогрессивного развития
социальных связей требуется объединить
эти интересы. Такое объединение достигается
лишь благодаря существованию в обществе
правил поведения (норм) и власти, которая
бы приводила в жизнь названные нормы.
И эта государственная власть.
Целью данной курсовой работы является общая характеристика понятия и сущности государства в современном мире.
Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:
Цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.
Предметом исследования является социальное назначение государства.
Теоретическую основу данной курсовой работы составляют материалы из учебной и научной литературы.
Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных и частно научных методов познания исследуемого вопроса.
Для реализации цели и задач в данной курсовой работе использовались такие научные методы исследования, как формально-логический, а также специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов.
I. Проблемы сущности понятий государства и его признаков
1.1. Эволюция понятий сущности государства
Чтобы познать государство
и право надо начинать с вопроса о его
происхождении. Всегда ли существовал
этот институт или же он появился на определенном
этапе развития общества.
В данное время благодаря успехам археологии и этнографии
знание о первобытном обществе, о его развитии
существенно обогатилось.
В новейшем понимании первобытного общества
следует выделить знания, которые характеризуют
развитие данного общества. Другими словами,
речь идет о том , что общество никогда
не было статичным, оно развивалось и проходило
различные этапы. Можно выделить несколько
этапов такой периодизации – это общеисторическую,
археологическую и антропологическую.
Особую методологическую ценность «представляет для теории государства и права периодизация, правом базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию»»1.
Эта периодизация позволяет четко отметить, правом о каком первобытном обществе идет речь, правов каких временах оно существовало, правом какова была социальная и духовная организация общества, пр какие конфигурации воспроизводства и существования применяло человечество. Для теории государства и права появляется, наконец, возможность также четко определять, правом какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, правом а какие в обществах производящей экономики.2
Сущность государства – это главное в государстве, то, что устанавливает его содержание, направление и функционирование.
В юридической литературе часто высказывается мысль, что в государстве нужно выделять несколько сущностей.
Очень долгое время, в течении советского периода государства, существовал только марксистский подход к сущности государства. Исходя из этого подхода государство рассматривалось как машина для подавления одного класса другим. «Марксистский подход содержал одностороннее понимание сущности и социального назначения государства, упрощал её и сводил к насилию одного класса над другим, выражавшееся через принуждение».3
Сущность остается неизменной, хотя некоторые его характеристики могут меняться в процессе исторического развития. Сущность всех государств едина.
Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать определение государства, предлагаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводятся к перечислению признаков государства. В научной литературе государство принято трактовать либо в широком, либо в узком смыслах. Под государством в широком смысле принято понимать определенным образом организованное общество (государственно организованное общество), а под государством в узком смысле - определенная организация, управляющая обществом.
А. С. Пиголкин выделяет два подхода к сущности государства: общесоциальный и классовый4. С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно и есть машина для подавления угнетенных классов. Этот подход охарактеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на установленном этапе развития сущностные характеристики государства поменялись; данный подход не может объяснить сущность современных государств.
С точки зрения общесоциального подхода государство - это средство достижения несогласия, компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания потенциальных конфликтов, вражды между разными слоями и группами населения. Для государства с классовой сущностью присуще наличие классов, интересы которых взаимно исключают друг друга. Для современного общества присуще наличие разнообразных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства - найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними.
В науке понятие «государство» имеет несколько значений. В наиболее абстрактном аспекте государство понимается как политическая форма организации общества, вне его конкретно-исторических проявлений. С этой точки зрения под государством иметься в виду политическая общность, политическое единство людей, созданное под началом государственной власти.5
В политологии государство подразумевается как центр политической системы, как институт власти, распространяющейся на всё общество. В узком смысле государство рассматривается и в юридических науках, где оно трактуется как источник права и закона, упорядочивающих жизнь общества и деятельность самого государства и его структур. Таким образом, термин «государство» является сложным, многозначным понятием. Содержание понятия государства, раскрытие его сущности нельзя сводить к какой-то одной трактовке или выявить одним определением.6
1.2. Проблемы определения признаков государства
На протяжении истории
развития человечества государство
как институт и организации отличалась
от догосударственных(существующих до
него) и негосударственных (существующих
наряду с ним) своими характерными признаками
и чертами.
Древнегреческий ученый и философ Демокрит
считал, например, специфическим признаком
государства то, что в нем должны быть
представлены всеобщее благо и справедливость
«…Хорошо управляемое государство, - писал
он, - есть величайший оплот: в нем всё заключается
и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает
оно, с ним вместе и все погибает»7
Мыслители, политические деятели в своих
рассуждениях о государстве, так или иначе,
но всегда возвращались к его признакам.
Каковы же эти признаки?
1. Деление населения
по территориальному признаку. 8
При существовании родового строя деление
населения происходило по кровнородственному
признаку. Все члены рода проживали вместе,
осуществляли хозяйственную и военную
деятельность. Общественное разделение
труда, усложнение социальных связей повлекло
расселение людей по различным территориям.
Этому способствовали миграции населения
и завоевательные войны. Со временем появились
административно-
2. Наличие публичной
власти, не совпадающей с населением.
Публичная власть представляет собой организующую
государство силу, которая внешне выражена
через аппарат управления. Она лежит в
основе государства, не позволяет анархическим
силам разложить государство изнутри.
Публичная власть реализовывается через
сложный механизм управления обществом,
социальными сферами и процессами, который
представляет собой систему государственных
органов и организаций. Аппарат управления
существует не только в государстве, но
и в других коллективных образованиях,
например международных организациях.
Аппарат наделен государственно-властными
полномочиями.
3. Государственный
суверенитет.
Это свойство единой государственной
власти самостоятельно и независимо от власти других
государств осуществлять внутренние и
внешние функции государства. Суверенитет
государства предполагает признаки верховенства,
самостоятельности и независимости государственной
власти.
Самостоятельность означает взаимное невмешательство государства и общества в дела друг друга. Независимость означает, что государство самостоятельно вступает в отношения в другими государствами и международными организациями. Верховенство означает, что власть распространяется на все общество, на все государственные и общественные органы, должностные лица, юридические лица, на всех граждан.
В суверенитете государства
находит свое политическое и юридическое
выражение полновластие господствующих
кругов.
4. Государство
издает законы и подзаконные акты.
Только государство вправе издавать правовые акты, имеющие нормативный и общеобязательный характер. Так же негосударственные органы имеют право издавать акты. Например, органы местного самоуправления, общественные объединения и т.д.
5. Государство имеет свои вооруженные силы.
Только оно обладает развернутой системой обеспечение обороны и безопасности государства. Её основы составляют вооружённые силы – многочисленная военизированная организация, подчиненная главе государства, предназначенная для охраны государства.
Таким образом
государство – это
II. Основные подходы к сущности и социальной ценности государства
2.1 Основные концепции сущности государства
Категория сущность представляет собой главную, внутреннюю основу в явлении, событии или предмете. Определить сущность государства, это значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит и чью волю выражает. Существует множество концепций в понимании сущности государства. Обратимся к некоторым из них.
Теологическая концепция сущности государства. Её сторонниками являются Фома Аквинский и Августин Блаженный. По их мнению, суть состоит в том, государство создано богом и его деятельность есть проявление божественной воли. Социальное назначение это концепции состоит в защите правовой веры; защите праведников; наказании грешников; направлять людей к добру. В настоящее время данный подход можно встретить в сочинения мусульманских юристов, которые трактуют государство и всю его деятельность с позиции воли Аллаха.10
Информация о работе Основные подходы к сущности и социальной ценности государства