Основы теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:27, контрольная работа

Краткое описание

Государство и право – важнейшие объективно обусловленные и объективно необходимые, неразрывно связанные между собой социальные явления, имеющие определяющее значение в решении жизненно важных проблем конкретного человека и человечества в целом.
Что такое государство? Четкого и точного определения этого понятия нет. Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.

Вложенные файлы: 1 файл

0056859_F5C46_ponyatie_i_sushnost_gosudarstva.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа №1.

Вариант 1.

 

     Понятие  и сущность государства. Основные  теории его происхождения. 

 

     Государство и право – важнейшие объективно обусловленные и объективно необходимые, неразрывно связанные между собой социальные явления, имеющие определяющее значение в решении жизненно важных проблем конкретного человека и человечества в целом.

     Что такое государство? Четкого и точного определения этого понятия нет. Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.

     В основном   государство определяют как объединение,  корпорацию, общность людей, проживающих  на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

      В современной  научной литературе можно выделить  пять основных подходов к понятию  государства:

  1. теологический (государство характеризуется как община, в которой власть осуществляется на основании божественных устоев, содержащихся в священном писании);
  2. классический (государство – совокупность власти, территории, населения);
  3. юридический (государство – правовой порядок);
  4. социологический (государство – аппарат управления, властвования, господства, насилия одних над другими);
  5. кибернетический (государство – особая система потоков информации, прямых и обратных связей).

Столь неоднозначный  подход к определению государства  вызывается тем,

что государство как  институт политической систем общества имеет множество сторон, непрерывно развивается, «колеблется» в своих режимах от деспотического до демократического.

      Но существуют и другие определения. Так, Ф. Энгельс называл государство машиной для подавления одного класса другим. Подобного мнения придерживался и В.И. Ленин, который писал, что государство есть  орган господства  определенного класса,  который не   может   быть   примирен   со   своим антиподом   (с противоположным ему классом). Однако  такой подход  обедняет  и искажает  представление о государстве, содержит упрощенное, одностороннее понимание его сущности  и социального   назначения.

    В этой связи  привлекает внимание высказывание Маркса о том, что государство – это организация политической  власти,  необходимая  для  выполнения  как  сугубо классовых  задач,  так  и  общих  дел,   вытекающих   из   природы   всякого общества. К  классовым  задачам  относится  прежде всего  осуществление  разнообразных  коллективных   потребностей   общества: организация здравоохранения, образования, социального  обеспечения,  средств транспорта  и  связи,  строительство  ирригационных  сооружений,  борьба   с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и  обеспечению  мира и т. п. Общечеловеческое предназначение  государства  в  более  широком  смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения  и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества  различных  слоев населения и общественных сил; обеспечения  общесоциальной  направленности  в содержании всех осуществляемых им функций.

      В определении  государства следует исходить  из того, что оно представляет  собой организацию, особенность  которой это – универсальна  организация для всех проживающих  на определенной территории людей. Ее создали люди на определенном этапе развития человечества в силу объективной необходимости соблюдать общие правила в процессе производства, обмена, распределения, потребления, а также предотвращать и пресекать проявления произвола индивидуального или группового, гарантировать права и свободы личности, прилагать усилия по обеспечению прогрессивного развития общества.

     С  учетом современных достижений  юридической науки государство  может быть определено как  политико-территориальная, суверенная  организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.

     Из  приведенного определения видно,  что сущность государства, т.е.  реализуемая им политическая  воля, по мере исторического развития  общества меняется.

     Современное  государство – это правовое  государство. 

     Социальное  правовое государство – это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих суверенные права народа и международно-признанные права человека, баланс интересов всех групп, личности, общества на основе господства права.

       Широко известны следующие теории происхождения государства и права: теологическая, психологическая, органическая, патриархальная, договорная, марксистская, ирригационная, теория насилия.

        Одной из древнейших теорий  происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория.

         Наиболее  широкое распространение эта  теория получила в эпоху средневековья  и имела главной своей направленностью  обоснование превосходства церковной  власти над светской.  Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой.

         Патриархальная  теория трактует происхождение  государства как результат исторического  разрастания патриархальной семьи.  Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

         В Китае эту теорию развивал  Конфуций. Он рассматривал государство  как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

         Согласно договорной теории государство  возникло в результате заключения  общественного договора. Люди договорились  между собой объединиться в  государственный союз, создать власть  и подчиняться ей. Необходимость  объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.

        Ее  представителями были Г.  Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс,  Ж.- Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

         Представители договорной теории  считали, что договор об образовании  государства заключался между  каждым членом общества и государством. По договору люди передают  часть своих прав государству,  которое обязуется охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства.

       Теория  насилия объясняет возникновение  государства завоеванием одних  племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. Представитель теории насилия К. Каутский утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными. Этой концепции придерживались Е. Дюринг, Л. Гумплович.

         Органическая теория. Ее ведущим  представителем был английский  мыслитель Г. Спенсер, живший  в ХIХ в. Он использовал аналогии  и термины из биологии и  других наук о жизни живых  существ и сопоставлял общество  с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.

        В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения  –  экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).

         Психологическая теория. Один из  ее основоположников профессор  Л.И. Петражицкий объяснял появление  государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Петражицкий утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.

         Психологической теории придерживались  также ученые Г. Тард, Д. Фрезер, Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский. 

         Ирригационную теорию связывают  с именем немецкого ученого  К. Виттфогеля. Он объясняет возникновение  государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

         Большинство ученых исходят из  того, что нельзя связывать возникновение  государства только с каким-то  одним фактором, а именно комплекс  факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Власов В.И. Основы правоведения: учебное пособие для студентов неюридических специальностей. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс» , 1997 – 576 с.
  2. Основы права: Учебник/ Под ред. Г.Б. Шишко. – 2-е изд. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 416 с.
  3. Основы права: Учебник/ Под общ. ред. Г.Б. Шишко. – Мн.: Амалфея, 1998 – 768 с.
  4. Общая теория права и государства/ Под ред. Лазарева В. В – М., 1994.

 

.


Информация о работе Основы теории государства и права