Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:57, доклад
Парламент, в соответствии с теорией разделения властей - представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законотворческая деятельность. Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов. Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы.
Парламент России.
Определение и значение Парламента
В разных странах парламент имеет разное название: Риксдаг (Швеция), Конгресс (США), Меджлис (Туркмения), Сейм (Литва, Латвия, Польша)… В России парламент называется Федеральное собрание.
Парламент, в соответствии
с теорией разделения властей - представляет
собой общегосударственный
Российский Парламент функционирует относительно небольшой промежуток времени - с момента принятия Конституции 12 декабря 1993 года.
Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:
Структура, функции палат Парламента
Федеральное Собрание состоит из двух палат:
Двухпалатная структура
Двухпалатная структура
Контрольные функции - другое направление деятельности Федерального Собрания. Парламентский контроль - традиционная функция органов законодательной власти, вполне вписывающаяся в осуществление принципа разделения властей и их взаимодействие. Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Палаты Федерального Собрания проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Значительную роль в осуществлении парламентского контроля обычно играют комитеты и комиссии палат. Заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, проводимые совместно палатами, также в некоторой степени могут служить осуществлению парламентского контроля, во всяком случае, информированию Федерального Собрания. Деятельность Уполномоченного по правам человека, назначенного Государственной Думой, тоже может рассматриваться как своеобразная форма контроля над соблюдением прав человека; его работа должна быть посвящена их защите. С контрольной функцией связано и право Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству, а также депутатские запросы, вопросы депутатов Государственной Думы к членам Правительства РФ Компетенция Федерального Собрания и его палат.
Полномочия палат Парламента
В соответствии со ст.102 Конституции РФ, к ведению Совета Федерации относятся:
К компетенции Государственной Думы относится решение следующих вопросов (ст.103 Конституции РФ):
Порядок формирования палат Федерального собрания
В Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации. Членами Совета Федерации (в соответствии с новым законом о порядке формирования СФ) являются представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).
Государственная Дума является
палатой общенародного
Государственная Дума состоит из 450
депутатов Конституция
Выборы Государственной Думы проходят на основе пропорциональной системы.
Активное избирательное право наступает в 18 лет, а пассивное - в 21 год. Законом предусмотрено только два ограничения избирательного права граждан: не имеют права избирать и быть избранными граждане РФ, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до истечения установленного судом срока.
Ст. 96 Конституции РФ предусматривает,
что порядок формирования Совета
Федерации устанавливается
В Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации входят
по два представителя от каждого
субъекта Российской Федерации: по одному
от законодательного (представительного)
и исполнительного органов
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.
Список литературы