Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:57, реферат
Одной из важнейших функций права является регулятивная функция. Эта функция права осуществляется благодаря формализации поведения индивидов, т.е. заключению этого поведения в определенные формы или рамки, приемлемые для других людей и общества в целом.
В свою очередь, эти формы, регулирующие поведение людей, устанавливаются особыми правилами, нормами, законами, устойчивый комплекс которых носит название правовых институтов. Поскольку право и государство тесно связаны между собой, правовые и политические (государственные) институты в философско-правовой литературе, как правило, рассматриваются в единстве, т.е. как политико-правовые институты.
Политико-правовые институты и их роль в осуществлении права.
Одной из важнейших функций права является регулятивная функция. Эта функция права осуществляется благодаря формализации поведения индивидов, т.е. заключению этого поведения в определенные формы или рамки, приемлемые для других людей и общества в целом.
В свою очередь, эти формы, регулирующие поведение людей, устанавливаются особыми правилами, нормами, законами, устойчивый комплекс которых носит название правовых институтов. Поскольку право и государство тесно связаны между собой, правовые и политические (государственные) институты в философско-правовой литературе, как правило, рассматриваются в единстве, т.е. как политико-правовые институты.
Наличие институционального измерения права обусловливает постановку вопросов о соотношении власти и права, их легитимации, верховенстве права, а также взаимодействия правового государства и гражданского общества и ряд других. Особый интерес сегодня также представляют вопросы соотношения права и власти в пост тоталитарных обществах, в том числе и в России, перспективы проведения в ней правовой реформы и формирования правового общества. Все эти проблемы и предполагается рассмотреть в данном разделе.
Понятие политико-правовых институтов. Известно, что взаимодействие людей в обществе как «политических существ» (Аристотель)происходит в различных формах, часть из которых принимает формализованный характер, другими словами осуществляется при помощи определенных социальных институтов. В данном контексте слово «институт» (от лат. in-stitutum — устройство, установление) означает элемент социальной структуры, историческую форму организации и регулирования общественной жизни.
По мнению известного немецкого философа права О. Хёффе, социальные институты представляют собой социальные образования, «которые организуются в соответствии с (общепринятыми) структурами и правилами, которые не находятся в непосредственном распоряжении взаимодействующих индивидов и малых социальных групп и соблюдение которых достигается насильственным путем через систему формальных и неформальных санкций».
Социальные институты представляют собой сложные феномены, которые не поддаются простому описанию и объяснению. Для понимания этих феноменов весьма важно то, что одним из их аспектов является биологическая основа. Эти институты в процессе эволюции человека выполняют те задачи, которые у животных выполняли «инстинкты и видовые особенности, причем, отдельные функции институтов вполне тождественны важнейшим функциям инстинктов у животных».
Содержание социальных институтов составляют определенные правила (нормы), а также сопровождающие их санкции и правовые формы, в которых они проявляются. Эти правила определяют положение субъектов в обществе, а также устанавливают: какие действия субъектов являются разрешенными, а какие действия не поощряются или даже запрещаются.
Также с помощью социальных институтов обеспечивается интеграция индивидов в социальные группы, упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение, обеспечивается устойчивость и стабильность общественной жизни и т.д. Основными социальными институтами современного общества являются: экономические институты (разделение труда, собственность, заработная плата и др.); институты родства, брака и семьи; институты культуры и социализации; политико-правовые институты и др.
Предметом исследования философии права являются, прежде всего, политико-правовые (государственно-правовые) институты, занимающие одно из центральных мест в социальной системе общества. Их деятельность связана с завоеванием власти, ее осуществлением и распределением, а также с обеспечением функционирования общества как социальной системы.
К основным политико-правовым институтам относятся: государство, судебные и административные органы, политические партии и общественные движения, объединения, институты правопорядка и социального контроля, институты правотворчества, прав человека, правового воспитания, разрешения правовых конфликтов и др. Каждый из перечисленных политико-правовых институтов осуществляет определенный вид социальной деятельности но управлению и регулированию общественными отношениями.
Важнейшим политико-правовым
институтом современного общества является
государство. Оно представляет собой
основной источник законов и других
правовых актов и предназначено
для организации жизни
Среди них: институты законодательной, исполнительной и судебной властей; правовая система; государственная администрация; органы исполнительной и представительной власти на региональном уровне и, наконец, органы местного самоуправления. Для нас особый интерес представляют взаимоотношения политико-правовых институтов, и прежде всего государства, с человеком.
Взаимоотношения государства
и человека. Известно, что в государственно-
Устойчивая связь между человеком и государством выражается, прежде всего, в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина, наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Таким образом, можно сделать вывод, что отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
Что же представляет собой эта взаимная ответственность государства и личности с позиции философии нрава? В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства - это своеобразный способ ограничения политической власти государства. Он проявляется, прежде всего: 1) в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности; 2) в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан; 3) в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение своих обязанностей перед обществом и личностью.
В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед обществом, государством, другими людьми.
При различных типах политических режимов существует и разный уровень взаимной ответственности государства и личности. Так, в недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В прановом же государстве, напротив, акцепт делается на ответственности должностных лиц перед гражданами.
Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:
1. ответственность правительства перед представительными органами власти; 2. дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушения прав и свобод граждан; 3. процедура импичмента (от англ. impeachment), т.е. привлечения к ответственности и судебному рассмотрению дел высших должностных лиц государства.
Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур перед гражданами являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. Следующей важной проблемой данного раздела является определение соотношения, характера взаимодействия государства и права.
Государство и право Понятие легитимности и легитимации
Информация о работе Политико-правовые институты и их роль в осуществлении права