Понятие государства и его признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:43, реферат

Краткое описание

Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.

Содержание

Введение
Глава 1
Понятие государства
Этапы развития государства
Причины возникновения государства
Теории происхождения государства
Определения государства в науке
Этимология
Глава 2
3.1. Основные признаки государства
3.2. Функции государства
4. Заключение
5. Источники

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему - копия.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. Введение
  2. Глава 1
    1. Понятие государства
    2. Этапы развития государства
    3. Причины возникновения государства
    4. Теории происхождения государства
    5. Определения государства в науке
    6. Этимология
  3. Глава 2

3.1. Основные признаки  государства

3.2. Функции государства

     4. Заключение

     5. Источники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство — это особая форма организации общества, действующая  на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой  территориях.

Порядок взаимоотношений  между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами  государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися  внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для  понимания законов государства  и определяют неформализованный  порядок применения и трактовки  законов.

Я выбрала тему: "Понятие  государства и его признаки ", потому что меня очень заинтересовало само понятие государство, а именно, как появилось государство, ведь оно не всегда существовало; какие  существуют признаки государства; какие  формы правления. Вот именно эти  вопросы я постараюсь раскрыть в  этом реферате.

Государство имеет огромное значение в жизни общества. Оно  выполняет множество важных функций, например, наиболее существенные из них, это: сбор налогов, издание законов, судопроизводство, защита границ, борьба  с попытками изменить государственный строй и другие.

 

 

 

 

Глава 1

Понятие государства

Государство  -   основной   институт   политической   системы   общества, организующий,  направляющий  и  контролирующий  совместную  деятельность   и отношения людей,  общественных  групп,  классов  и  ассоциаций.  Государство представляет   собой   центральный   институт   власти    в    обществе   и концентрированное осуществление этой власть политики. Поэтому три явления  — государство,  власть  и   политика   отождествляются.   Теория   государства охватывает три группы генетических и  функциональных  проблем,  связанных  с  триединой основой происхождения, формирования и существования государства : 1) общественной, 2)  классовой , 3)  политико-правовой  и  организационно-структурной  основой  гос.   деятельности,   “государственным   формализмом”  (Гегель).

В зависимости от акцента  на одной из этих основ сложились  три  различных подхода к исследованию государства: 1.  политико-философский или политико-научный,   идущий   от   античной   традиции,   при   котором    государство рассматривается  как   средство   решения   “общих   дел” (Республика)   и регулирования отношений правителей (власти)  и народа  (общества),  а  также как средство, обеспечивающее политическую жизнь  самого  народа  и  человека (Аристотель); 2. классовый как порождение разделения общества  на  классы  и орудие классовой борьбы, согласно марксистской традиции:  “Государство  есть машина  для  угнетения  одного  класса  другим,  машина,  чтобы  держать   в повиновении одному  классу  прочие  подчиненные  классы”  (В.  И.  Ленин)  и определению  Ф.  Энгельсом   государства   как   “...   государства   самого могущественного, экономически господствующего  класса,  который  при  помощи государства  становится   также   политически   господствующим   классом   и приобретает таким образом новые средства  для подавления  и эксплуатации угнетенного  класса”;  3.  правовой  или  организационно-структурный  —  как источник права и закона, организующее жизнь общества и  деятельность  самого государства и его структур в системе политических и общественных  отношений.

Таким  образом,  выделяются  три  ряда  политических  отношений,  которые охватывает  государство,  и  три  его  основные  функции:   организационная, управляющая, преследующая  общие  цели  —  сохранения  и  жизнедеятельности, достижения  общего  блага,  единства,  установления  порядка,  регулирования взаимоотношений государства и народа, нации, этноса;  специфическая  функция господства и  подавления,  государство  выступает  не  только  как  средство борьбы и  усмирения,  но  и  как  источник  конфликтов  в  отношениях  между классами и государством;  функция  “юридического  государства”  —  создавать правовую  систему  и  управлять  ею,  регулировать  работу  государственного аппарата  и  отношения  государства  и  общества  со  всеми  присущими   ему общественными отношениями (социальными, экономическими, правовыми и др.)

Этапы развития государства

История государства —  сложный  и  многообразный  процесс,  опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи,  спецификой локальных цивилизаций (греко-римской,  древневосточных,  средневековых  эпох на Востоке и  на  Западе),  общественно-экономических  формаций   и  другими факторами. Тем не менее  возможна  обобщенная  генетическая  и историческая схема эволюции государства, состоящий из нескольких основных этапов.

I  этап. На ранней  стадии  становления  государства  сохраняются  остатки первобытной  (военной) демократии,  чередуются   (в   античной   Европе) республиканские и монархические, деспотические режимы и формы правления.  В неполно  сформированном  обществе  резко дифференцируются   не   классовые структуры, а существуют членения  на  свободных  и  несвободных,  т.  е.  на свободных граждан — членов общества,  которые  делятся в свою  очередь на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне,  торговцы,  воины, представители мира искусства — скульпторы,  художники,  поэты)  с  очевидным делением на правящую верхушку общества и подчиненные низы  (в  Риме  деление на патрициев и плебеев) и рабов, а также различные категории полусвободных.

Это  еще  не  сложившееся  общество  поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была  уделом  несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских,  ни  политических  прав.

Две  функции  государства  четко  различаются  — устройство  общих дел   в сообществе свободных и господство- подавление по отношению к порабощенным.

Вождизм,  унаследованный  от  первобытных  форм   власти,   закрепляется   в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап  развития государства.

II этап. Средние века и   начало  Нового  времени  (XVI  в.).  Сохраняется сильная деспотическая, монархическая  власть  с  преобладающими  отношениями господства и владения: страна и поданные  (народ)  —  собственность  монарха (“государевы люди”). Разрушенные, но еще сохраняющиеся  по  типу  отношений кровно-родственные связи порождают власть сеньореального  вида,  связывающую сеньора  и  его  вассалов.  Сильная  деспотическая  власть   и   государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая  форма  правления.

На Востоке и  на  Западе  сохраняются  формы  неэкономического  принуждения.

Государство доминирует в  обществе, как и дисциплина страха. Начиная  с  XIIIв. в Европе и на основе ее истории на  протяжении  последних  трех  столетий этого  периода  постепенно  формируются  предпосылки  и  основы  государства Нового времени. Ведущим процессом развития  государства  стала  концентрация власти  на  расширяющейся  социальной  и  экономической  базе,   вплоть   до заполнения всего пространства политических отношений. Этот процесс  опирался на овладение государством властью  принадлежащей ему территории  (устранение полицентризма  власти,  феодальной  разобщенности   провинций,   объединение земель) вместе с централизацией и концентрацией власти и её  прогрессирующей деперсонализацией, т. е.  замену  отношений  личной  вассальной  преданности монарху и, в целом,  отношений  вассалитета  организованным  государственным аппаратом управления, в котором ведущую  роль  играли  не  отношения личной зависимости,  а  служебные  отношения  и   функции,   т.   е.   политическая организация  власти.  Более  ранняя  инициатива   церкви   —    организовать политическое единство Запада и отдельных стран на религиозной  основе  после длительной   борьбы   светской   и   церковной   власти   была    преодолена  государственным строительством  на  экономической и социально-политической основе. Отсюда и возникает государственно- территориальная  пространственная организация общества с институциональной, а не личной дисциплиной.

III  этап.  В  то  время,  как на  Востоке закреплялись  монархические и имперские  формы  государства,  стабилизировались  архаические  общественные структуры  со   значительной   долей   личной   (рабской   или   крепостной) зависимости, неэкономическим принуждением, военно-феодальными  политическими структурами власти и на значительных пространствах и у  многих  народов  еще не  существовало  никаких  развитых   форм   государственности,   в   Европе завершался процесс образования наций, формирования общенационального  рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран. XVII в. стал  периодом

подготовки  гражданского   общества   со   сформированными   социальными   и классовыми   структурами,   сложившимися   товарно-денежными    отношениями, изживавшимися   остатками   неэкономического   принуждения.   Среди   многих исторических изменений этого процесса — формирование личности  нового  типа, выход из хаоса  феодальных  усобиц  и  межгосударственных  войн  —  одно  из основных — образование  равной  государству, уравновешивающей  его власть, стороны  политических  отношений  —  общества  суверенного народа,  которое высвобождается  из-под  гнета  государства  и  способно  стать равным   ему партнером,  участником  политического  прогресса  и  вступать  в  договорные (конституционные) отношений с центральной властью.

Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство  и  равноправие  общества  получила  новый   импульс,   ускоривший формирование  общества  и  государства.  Активизируется  идея   гражданского развития общества  и  преобразования  власти государства:  абсолютизма как одной из его форм правом, разумом,  превращая его  в  правовое  государство.

Полного развития гражданские  отношения достигли много позже. Но  становление государства   Нового   времени   гражданская,   культурная,    экономическая консолидация  и  унификация  общества  оставались  господствующей,   но   не единственной  тенденцией,  как  и   создание   унитарного   (единообразного) государства. Не менее  древней  традицией  было  создание  многонациональных империй  из  главенствующего,  центрального  государства  —   метрополии   и нескольких  или  многих  присоединенных,  присоединившихся  или  завоеванных стран или народов, не успевших построить собственную государственность  либо утративших её. Имперские образования нестойки,  хотя  могут просуществовать достаточно долго (Римская, Византийская,  Российская  империи).  Причины их распада   многообразны   (внешние    завоевания,    внутреннее    социальное разложение), но  в  этих  процессах  неизменно  обнаруживается  тенденция  к образованию национального государства,  т.  е.  к выделению из  имперского целого  (союза,  конгломерата,  колониальной   структуры).   Самостоятельное государство   наиболее   пригодно   для   развития   этнической    общности, консолидирующейся в нацию. Эта закономерность особенно  отчетливо сказалась в XX в. — Эпохе общемировой интенсификации общественного,  экономического  и национального развития, разрушившего последние империи.

Если  имперское  государство   —   отвергнутая   историей   альтернатива унитарному  государству,  то  федеративное  или  конфедеративное  устройство государства    оказалось    жизнеспособным   и    отвечающим    требованиям общественного,  политического,  экономического   и   культурного   развития.

Федеративное государство  — наилучший выход их конфликта между унитарностью, господством  центра  и  подчинением  окраины,   неравномерностью   процессов развития и стремлением  к  национально-государственному  обособлению  частей уже сложившегося государства. Федерация  в  этом  смысле  —  это  реализация свободы и взаимодействия одновременно. Она становится  прообразом  следующей стадии общественного и политического развития  — интеграции  государства — экономической,  политической,  культурной, союза социально однородных и равноправных государств, объединения нового, не имперского типа, такого,  как европейская интеграция.

IV (современный) этап эволюции  государства отмечен расширением  федеративных и конфедеративных  процессов,  борьбой  за  и  против  таких объединений и появлением  условий  для  новой,  современной  государственности и   первых интеграций. Эти  условия  включают:  углубление  демократического  процесса, создание  основ  гражданского  общества  и  правового  государства,  нового, динамического  типа социального  и   экономического   развития   на   новой материальной основе;  формирование  динамических,  способных  на  быстрые  и адекватные ответные реакции на  изменение  условий  и окружения механизмов стабилизации  государства,  восстановление  равновесия  сил  и   порядка   в обществе; стабильность государства благодаря равновесию власти  и  общества, возможность политического единства государства.

Причины возникновения  государства

Вопрос  о  происхождении  государства  является   дискуссионным,   ибо этнографическая  и  историческая  науки  дают  все новые знания  об   этих причинах.   Причины   обсуждаются   в   различных   теориях    возникновения государства:  в  теологической  (божественная  сила);  в  договорной   (сила разума,  сознания); в психологической (факторы психики   человека);   в органической (социально-экономические факторы); в теории  насилия (военно - политические факторы); и  т.д. 

Формирование государства  – длительный процесс, который  у различных народов мира протекал по-разному.

На Востоке наибольшее  распространение  получила  такая  форма,  как “азиатский способ  производства”  (Египет,  Вавилон,  Китай,  Индия).  Здесь устойчивыми оказались социально-экономические  структуры  родового  строя  – земельная община, коллективная собственность и др.

Информация о работе Понятие государства и его признаки