Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:05, реферат
Целью представленной курсовой работы является изучение того механизма административно - правового режима защиты государственной, который создан в Российской Федерации и определен в первую очередь Конституцией РФ, Законом РФ "О государственной тайне" и др. нормативными актами.
Достижению поставленной цели (ее детализации) отвечает решение следующих задач,
- определение сведений, могущих быть отнесенными к категории государственная тайна, определение этого понятия,
- определение правовых основ регулирования отношений в области защиты государственной тайны.
- изучение административного режима защиты государственной тайны, сформировавшегося в соответствии с нормативной базой
Введение
Каждый наделен
правом на информацию, правом не только
знать, быть информированным, но и правом
распространения этой информации. В
эпоху торжества
Информация, ценность
обладания которой в условиях
бурного и непрерывного развития
процессов информатизации, пронизывающих
все возможные сферы
В первую очередь
здесь может идти речь о жизненно
важных интересах, (такой термин можно
встретить в некоторых правовых
актах) общества, личности и государства.
Безопасность, определяемая официально
как состояние защищенности этих
интересов, во избежание нанесения
им ущерба в результате распространения.
Особую актуальность в этом случае
приобретают возможные способы
воздействия на общественные отношения,
регламентирования их, объединяемые
обычно под понятие государственная
тайна. Суверенитет России, необходимость
обеспечения ее обороны и безопасности,
диктует необходимость
Опосредуя эти отношения с помощью специально создаваемого законодательства государство в лице его чиновников стремится обеспечить баланс интересов общества, государства и отдельного гражданина (человека) на профессиональной основе, т.е. с учетом в первую очередь мнения специалистов, общественности.
Весьма важной гарантией при этом служит закрепление в основополагающем нормативной акте - конституции - правило о том, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Целью представленной курсовой работы является изучение того механизма административно - правового режима защиты государственной, который создан в Российской Федерации и определен в первую очередь Конституцией РФ, Законом РФ "О государственной тайне" и др. нормативными актами.
Достижению поставленной цели (ее детализации) отвечает решение следующих задач,
- определение сведений,
могущих быть отнесенными к
категории государственная
- определение правовых
основ регулирования отношений
в области защиты
- изучение административного
режима защиты государственной
тайны, сформировавшегося в
Нормативной базой исследования стали тексты конституции РФ 1993 года, законов Российской Федерациии "О безопасности" и "Государственной тайне", определившие основы правового опосредования отношений в этой сфере, а также тексты Уголовного Кодекса РФ 1996 года, Кодекса РФ об Административных правонарушениях 2002 года, Патентного Закона РФ, тексты Постановлений Правительства РФ и проч. нормативно- правовые акты. В качестве источника были использованы и судебные решения, Конституционного Суда РФ, например.
Теоретической базой
стали учебные и научные
Структура работы обусловлена логикой работы и помимо вводной части и заключения включает основное содержание (3 главы), а также список использованных источников.
1. Понятие государственной тайны
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Информация, отраженное разнообразие в некотором смысле представляет собой основу нашей жизнедеятельности. Информационные процессы сопутствуют ей. Информация, информационная составляющая является неотъемлемым элементом эффективной деятельности и эффективного принятия решений. Обладающий важной информацией получает явный приоритет.
Т.е. существует такого рода информация, которая объективно по своим характеристикам должна иметь некоторые ограничения в обороте, интересы государства и общества, воплощенные в такого рода сведениях должны получить защиту и быть сохраненными в тайне.
"Такое решение
вызвано необходимостью защиты
суверенитета России, обеспечения
ее обороны и безопасности
и соотносится с предписаниями
статьи 55 (часть 3) Конституции Российской
Федерации, допускающей в
Какие же это сведения, законодательство, признанно обладающее большой долей субъективности, отражающее взгяды и убеждения тех должностных лиц, доля участия которых в принятии законодательных норм особенно велика, не всегда верно и с максимальным соблюдениям прав и интересов других лиц закрепляет этот перечень. Точность, конкретность, а также соблюдение критериев законности, и проч. необходимое условие соблюдения прав этих лиц.
Конституция РФ 1993 года в статье 29 (часть четвертая) закрепляет некоторые из них, в частности, предписание определяет определенность этих сведений только в законодательной форме, в форме федерального закона. Т.е. требование конституционности, соответствия нормативных актов акту высшей юридической силы (как определено в статье 15 Конституции РФ) диктует необходимость принятия такого акта, определение же сведений, признаваемых государственной тайной, в других нормативных актах (указах Президента РФ, Постановления Государственной Думы ФС РФ, решениях конституционного Суда неправомерно и не влечет тех юридических последствий, который определены законом).
Соответственно
только законодатель вправе устанавливать
перечень сведений, могущих быть отнесенными
в государственной тайне, а также
устанавливать правило в
Нормы, руководствуясь
которыми и надлежит определять состав
сведений, основываясь на положениях
Конституции РФ 1993 года, а также
непосредственно определение
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" его положения обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Итак, что же представляет собой государственная тайна, каковы ее определяющие признаки, критерии, позволяющие выделить ее, разграничить с другими сведениями, как то составляющими тайну (личной, частной жизни, к примеру), так и являющимися свободно распространяемыми, не ограниченными в обороте.
Термин государственная тайна, прочто вошедший в научный оборот и часто встречаемый в учебной и научной литературе, что в первую очередь основано на положениях законодательства, раскрыт в указанном ранее Законе "О государственной тайне РФ" следующим образом: государственная тайна - есть защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Краткость определения, часто не позволяющая раскрыть существо явления во всем его многообразии и многоаспектности, тем не менее позволяет дать определяющие, конституирующие признаки (свойства): во - первых, всякого рода информация, объединяемые под единым понятием государственная тайна есть сведения, обладающие той или иной степенью истинности. Уместно вспомнить контекст, обычно подразумеваемый для случаев употребления этого понятия. знание доводить до сведения, иметь сведения, принимать к сведению, собирать сведения Однако таковые становятся государственной тайной лишь при выполнении следующих условий: защищаемость государством, официально выраженная в документах, второй признак; третьим конституирующим признаком является потенциальная угроза нанесения ущерба безопасности России.
В целом же можно заключить, что неоднозначные оценочные понятия в данном случае получили конкретизацию в нормативных актах. Так, термин безопасность официально (легально) раскрыт в Законе РФ о безопасности ЗАКОН РФ от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 25.07.2006) "О БЕЗОПАСНОСТИ" Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 769. Этот закон, принятый еще в 1992 году с изменениями и дополнениями (на сегодняшний день их насчитывается 5) закрепил важнейшие положения в этой области, в том числе и организацию органов обеспечения безопасности). Безопасность им определена таким образом:
Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В Законе раскрыто абстрактно впрочем и понятие "Жизненно важные интересы" - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Итак, Закон содержит
официальное определение
Федеральным законом
от 06.10.1997 N 131-ФЗ) специальному закреплению
законодательно был подвергнут перечень
сведений, составляющих государственную
тайну. что же это с официальной
точки зрения, что немаловажно
для толкования, это совокупность
категорий сведений, в соответствии
с которыми сведения относятся к
государственной тайне и
Государственную тайну составляют:
1) сведения в
военной области: о содержании
стратегических и оперативных
планов, документов боевого управления
по подготовке и проведению
операций, стратегическому, оперативному
и мобилизационному
2) сведения в области экономики, науки и техники:
о содержании планов
подготовки Российской Федерации и
ее отдельных регионов к возможным
военным действиям, о мобилизационных
мощностях промышленности по изготовлению
и ремонту вооружения и военной
техники, об объемах производства, поставок,
о запасах стратегических видов
сырья и материалов, а также
о размещении, фактических размерах
и об использовании государственных
материальных резервов; об использовании
инфраструктуры Российской Федерации
в целях обеспечения