Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:28, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - анализ федеративного государства, его основных черт и особенностей. В соответствии с этим следует выделить следующие задачи. Во-первых, определить понятие федеративного государства. Во-вторых, изучение признаков и особенностей федеративного государства. В-третьих, рассмотреть некоторые из моделей федеративных государств.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие и признаки федеративного государства …………………………….5
2. Классификация федеративных государств…………………………………...7
3. Модели федерализма………….………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………….20
Содержание
Введение
Актуальность вопроса о форме государственного устройства в настоящее время не вызывает сомнений, так как во все времена как отечественные, так и зарубежные ученые и исследователи интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике, получили теоретическое обоснование и законодательное закрепление и основные формы государственного устройства - федерация и унитарное государство.
Федеративное
государство - (от лат. "federatio"
- союз) - объединение двух или нескольких
государственно-территориальных (или
национальных) образований (штатов, земель,
краев, областей, республик и т.п.) в единое
государство при сохранении за ними политической
самостоятельности.
Федеративное государство - достаточно
распространенная форма государственно-
Как в процессе становления, так и в дальнейшем, возникло множество вопросов, которые активно обсуждаются и не потеряли своей актуальности по сей день.
Федерализм – явление, известное человечеству со времен античности. В XIX – начале ХХ вв. резко возросла ее популярность.
Федерализм – понятие многоплановое,
в узком смысле оно означает взаимоотношения
между различными уровнями государственного
управления, в более широком смысле –
обобщение опыта обустройства регионально
сложных, многофункциональных государств.
Понятие «федерализм» включает в себя:
количественный и качественный состав
(субъекты) Федерации, бюджетный федерализм,
институт федерального вмешательства,
модели федерализма, этнические факторы.
Как предмет
исследования федерализм характеризуется
тем, что каждое его теоретическое положение
должно иметь соответствующее практическое
применение, и наоборот, практическое
применение требует постоянного контроля
(мониторинга), теоретического обоснования.
Основной проблемой
федерализма является сочетание общефедеральных
интересов с интересами региональными
и местными. Проблемы федерализма носят
политический, социально-экономический,
бюджетно-финансовый характер.
Цель данной контрольной работы - анализ федеративного государства, его основных черт и особенностей. В соответствии с этим следует выделить следующие задачи. Во-первых, определить понятие федеративного государства. Во-вторых, изучение признаков и особенностей федеративного государства. В-третьих, рассмотреть некоторые из моделей федеративных государств.
История существования государства
свидетельствует о том, что во все века
разные государства отличались друг от
друга внутренним строением, т.е. способом
территориального деления (административно-
Сущность федеративного государства отражена в современном государствоведении неоднозначно. Определения федерации можно привести в такой последовательности:
1) «Федеративное государство
является объединением
2) «Федерация представляет
собой объединение территорий, обладающих
собственной
3) «Союзное государство
есть образование из
Общими признаками федерации выступают:
- территория федерации
состоит из территории её
- субъект федерации, как
правило, наделяется учредительной
властью, т.е. ему предоставляется
право принятия собственной
- субъекты федерации наделяются
в пределах установленной для
них компетенции правом
- субъект федерации может
иметь свою собственную
- верховная государственная
власть принадлежит
- единое гражданство;
- наличие палаты представителей
субъектов федерации в
- внешние отношения
Федерализм как форма государственного устройства формируется там, где уже сложился или активно складывается соответствующий тип политической культуры, который исследователи (Фарукшин М.Х.) называют «федеральной политической культурой». Она предполагает признание следующих положений:
- отказ от принуждения
во взаимоотношениях между
- признание существующих в федерации противоречий, считать их естественным явлением и осуществлять поиск путей их преодоления;
- использование метода
консультаций за счет
- конституирование принципа субсидиарности, т.е. отнесение к компетенции федеральной власти только тех вопросов, которые сами субъекты решить не могут и в решении которых они совместно заинтересованы.
2. Классификация федеративных государств
Федерации далеко не одинаковы и обладают теми или иными существенными особенностями по путям своего возникновения, по своей структуре, по характеру взаимоотношений между федерацией в целом и ее субъектами и т.д. Совокупность таких своеобразных черт, не обязательных для всех федераций, но общих для их определенных групп, позволяет классифицировать их.
1. По территории организации:
а) Административно-
б) Национально-территориальные федерации (Россия). Такие федерации характеризуются следующими чертами: добровольное объединение субъектов в федерацию; субъекты федерации являются национальными государствами или государствоподобными образованиями; федерация обеспечивает суверенитет входящих в нее наций; высшие органы власти федерации формируются из представителей её субъектов; конституционно закрепляется право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства Там же..
Справедливым будет мнение исследователей о том, что «в государстве, где этнообъединительные процессы не завершены, различные национальности могут выступать в качестве специфических субъектов государственного права, но в целях сглаживания межэтнической напряженности они, по своей видимости, не должны рассматриваться как национально-территориальные и тем более как государственные образования. Придание той или иной этнической общности черт политико-правового союза увеличивает риск возникновения сепаратистских настроений, особенно в случае экономической значимости данной территории для всей страны .3
2. По способу своего возникновения:
а) договорные (ОАЭ, Швейцария);
б) конституционные федерации (Мексика).
Различия между этими способами сводятся к тому, что в первом варианте союзное государство возникает «снизу», его образуют самостоятельные общности, наделяющие центр только теми правомочиями, которые не могут осуществлять сами. Конституционная же федерация создается по решению высшего органа власти страны.
3. По структуре:
а) симметричные федерации (Австрия, ФРГ) - все субъекты которых обладают равным статусом;
б) асимметричные федерации (Россия, США) - в которых существуют административные образования, не являющиеся субъектами федерации, или сами субъекты обладают разным статусом.
Как «идеальный тип» федерация должна состоять из одних и тех же равноправных территориальных единиц, имеющих единый статус. Но такая идеальная схема - это теоретическая абстракция, которая в реальной жизни всегда проявляется в виде той или иной модификации, включающей более или менее серьезные отклонения от «идеального типа». В мире нет абсолютно симметричных федераций; и даже те немногие из них, которые могут рассматриваться как относительно симметричные, включают в какой-то мере элементы асимметрии .4
В правовом отношении асимметрия федеративного государства может выражаться следующим образом: разный объем предметов ведения и полномочий субъектов федерации; разный объем участия субъектов федерации в осуществлении общефедеральной власти и разная степень участия общефедеральной власти в осуществлении государственной власти субъектов; наличие территориальных образований, обладающих особым статусом, в составе федерации.
4. По степени централизации:
а) интеграционные (Индия) - для которых характерна высокая степень централизации управления при сохранении национальных и культурных особенностей субъектов федерации;
б) деволюционные федерации (Бельгия) - являющиеся относительно децентрализованными, субъекты которых обладают различными правовым положением.
Централизация индийской федерации основана на праве верховной власти назначать губернаторов, вводить президентское правление. Губернатор располагает обширными полномочиями и не подотчетен местным представительным органам, что позволяет центру эффективно руководить штатами, одновременно допуская развитое местное самоуправление и многообразие культур.
Федерация же децентрализованная строится на иных основаниях. Бельгийский федерализм характеризуется следующими чертами: носит центробежный характер, что является результатом движения от унитарного государства к федеративному; двойной федерализм; отсутствие асимметрии вследствие того, что лингвистические общности частично совпадают с территориальным делением; биополярность как результат конфликта на этнической и социально-экономической почве между франкофонами и голландцами .
3. Модели федерализма
Федеративный – объединение - модель - государство
Категория «модель федерации» выражает именно групповые особенности данного вида федерации в рамках единой сущности федерализма. Федерализм как способ организации государственной власти и модель общественного устройства начал формироваться в конце XVIII в., в ходе первого периода модернизации западных стран. Исторически первой современной федерацией были США, в которых новая государственность после обретения независимости и войны 1776-1783 гг. оказалась построена на федеративных началах .
Американский федерализм
Все штаты - государственные
образования, хотя и не обладающие государственным
суверенитетом и правом на выход из федерации.
Они равноправны и имеют свои конституции,
свое гражданство, свое законодательство
и исполнительные органы, собственные
системы права и судебные системы и т.д.
Штаты обладают широкими полномочиями
в области управления образованием, здравоохранением,
землепользованием, внутренней торговлей,
поддержания общественного порядка, организации
и проведения выборов, определения системы
местного самоуправления и др. Во главе
штатов стоят избираемые губернаторы,
имеющие достаточно широкие полномочия
и руководящие всей исполнительно-
Информация о работе Понятие и признаки федеративного государства