Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 05:54, доклад
Под законотворчеством следует понимать правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона, т. е. нормативно-правового акта, который регулирует важнейшие общественные отношения. Не имеет юридической силы закон, при принятии которого не был соблюден порядок его подписания и обнародования. Законодательный процесс складывается из ряда стадий. Стадии законотворчества представляют собой последовательные и взаимосвязанные правотворческие действия, из которых складывается процесс создания нормативных актов.
Понятие и стадии законотворчества
Страница 1 из 2
Под законотворчеством следует понимать правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона, т. е. нормативно-правового акта, который регулирует важнейшие общественные отношения.
Не
имеет юридической силы закон, при
принятии которого не был соблюден
порядок его подписания и обнародования.
Законодательный процесс
Для каждого государства количество стадий различно, это зависит от разных причин: от структуры парламента, от исторических традиций ит. п., но для любого законотворческого процесса обязательны следующие стадии: а) внесение законопроекта (законодательная инициатива); б) обсуждение законопроекта; в) принятие законопроекта; г) подписание и опубликование.
Для Российской Федерации характерны следующие стадии законотворческого прцесса.
1. Законодательная
инициатива — т. е. внесение
проекта на рассмотрение
2. Подготовка
текста законопроекта. Эта
При составлении текста используют два принципа: парламентский и ведомственный. С одной стороны, составлением текста занимаются специалисты соответствующего ведомства, с другой — над текстом работают постоянные комитеты и комиссии высшего законодательного органа.
Предварительное обсуждение проводится с привлечением заинтересованных органов, а также широких масс общественности, в форме публикаций, заключений, отзывов.
Согласование проекта — это внесение предложений по тексту проекта заинтересованными органами.
Доработка цроекга осуществляется комиссией на основе поступающих замечаний и предложений и заключается в редактировании текста.
3. Внесение
законопроекта в
4. Обсуждение
проекта. Эта процедура
5. Принятие
закона. Осуществляется путем
Следует отметить, что для российского законодательного процесса возможно появление дополнительных стадий, так как принятый Государственной Думой закон направляется в Совет Федерации для одобрения, и Совет Федерации либо его одобряет, либо он может отправить закон на доработку в Государственную Думу. Поэтому появляется дополнительная стадия — повторное рассмотрение закона, отклоненного Советом Федерации.
6. Подписание
закона. Одобренный Советом Федерации
закон в течение пяти дней
направляется на подпись
После завершения всех этих процедур Президент в течение семи дней подписывает закон.
7. Официальное
опубликование закона. Принятые
законы публикуются в
Ведомственные акты публикуются министерствами, ведомствами в издаваемых ими бюллетенях. Акты местных органов власти публикуются в соответствующих бюллетенях.
Законодательный процесс и его стадии.
Важное значение для законодательной власти и механизма ее осуществления имеетзаконодательный процесс. Он представляет собой совокупность последовательных действий субъектов законодательной власти, связанных с подготовкой, обсуждением, принятием и введением в действие законов.
Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или стадий, каждая из которых играет в нем вполне определенную роль.
Первой стадией
законодательного процесса является законодательная
Все законопроекты согласно Конституции РФ вносятся лишь в Государственную Думу. Те из них, которые касаются введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Такое же заключение требуется и для законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Второй стадией
законодательного процесса является подготовка законопроекта крассмотрению и
Третья стадия законодательного процесса заключается в принятии или отклонении рассматриваемого проекта. Для принятия федерального обычного закона требуется большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, «если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации» (п. 1 ст. 105). Для принятия же федеральных конституционных законов (разработка их предусматривается Конституцией России) требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Четвертая стадия законодательного процесса состоит в рассмотрении Советом Федерации поступившего из Государственной Думы законопроекта и его принятии или отклонении.
Согласно Конституции РФ принятые нижней палатой федеральные законы в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение в верхнюю палату. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или же если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение 14 дней.
Для принятия федерального конституционного закона требуется не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.
В тех случаях,
когда федеральный закон
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации она может также повторно рассмотреть данный закон в его прежней редакции. Однако для его принятия потребуется теперь не абсолютное большинство (50%+1 голос), а квалифицированное большинство - не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Пятой стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона Президентом РФ.
В соответствии с Конституцией РФ принятый федеральный закон должен быть направлен в течение пяти дней для подписания и обнародования Президенту РФ. Срок для подписания и обнародования федерального закона определяется в 14 дней. В течение такого же срока Президенту РФ надлежит также подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон.
Если в течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент отклонит его, то палаты парламента в конституционно установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Для его принятия в прежней редакции при повторном рассмотрении требуется не менее двухтретей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Принятый после повторного рассмотрения закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.