Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:15, реферат
Интерес к идее местного самоуправления появился в конце 1980-х — начале 1990-х гг., что было связано с демократизацией советского общества и с начавшимся процессом децентрализации управления государством. Необходимо заметить, что переход от единой системы советов к системе органов местного самоуправления был постепенным и на практике еще не завершился. Важнейшим этапом в развитии местного самоуправления стало принятие Конституции РФ 1993 г., где была закреплена классическая, идеальная его модель, реализовать которую будет достаточно сложно, хотя к этому необходимо стремиться.
1. Местное самоуправление 3
1.1 Понятие местного самоуправления 3
1.2 Компетенция местного самоуправления 6
1.3 Формы решения местных вопросов 6
2. Основные принципы и полномочия органов местного самоуправления 8
Список использованной литературы 12
Содержание
Управление местными делами у нас существовало всегда, однако местное самоуправление в нашей стране появилось лишь в конце 1980-х — начале 1990-х гг. После Октябрьской революции 1917 г., вопреки тезису К. Маркса о периоде социалистического государства как об обратном поглощении государственной власти обществом, зачатки местного самоуправления, существовавшие в царской России, были полностью уничтожены. Вместо этого на местах были организованы местные советы и их исполнительные комитеты, которые являлись частью единой централизованной системы органов государственной власти, построенной по принципу демократического централизма, что на практике вылилось в концентрацию государственной власти в высших эшелонах системы государственных органов. Другими словами, местные советы являлись лишь «агентами» вышестоящих органов государственной власти и были лишены сколько-нибудь ощутимой самостоятельности в решении вопросов местного значения. Положение усугубилось тем, что на деле воля советов подменялась решениями аппарата КПСС.
Интерес к идее местного самоуправления появился в конце 1980-х — начале 1990-х гг., что было связано с демократизацией советского общества и с начавшимся процессом децентрализации управления государством. Необходимо заметить, что переход от единой системы советов к системе органов местного самоуправления был постепенным и на практике еще не завершился.
Важнейшим этапом в развитии
местного самоуправления стало принятие
Конституции РФ 1993 г., где была закреплена
классическая, идеальная его модель,
реализовать которую будет
Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения.
Суть местного самоуправления заключается в автономности от других органов государственной власти, самостоятельности населения в решении местных проблем. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а значит, последние не могут давать обязательных указаний муниципальным органам. В самом деле, ведь местное население наверняка лучше разбирается в своих проблемах и сможет найти лучшие пути их разрешения. Следовательно, вполне допустимо власть местного самоуправления назвать «четвертой властью», существующей в нашем обществе (рис. 1).
Рис. 1. Система и формирование органов местного самоуправления
Однако такое положение отнюдь не означает, что местное самоуправление — это государство в государстве, что оно абсолютно отделено от государства. Дело в том, что Российская Федерация и ее субъекты обладают определенными правами по отношению к местному самоуправлению. К их совместному ведению относится установление общих принципов организации местного самоуправления, что выражается в принятии законов Российской Федерации (главный из которых — Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и субъектов РФ о местном самоуправлении, где четко определяется круг вопросов местного значения, самостоятельно решаемых муниципальными органами, в общих чертах устанавливаются территориальная, организационная, экономическая основы местного самоуправления, его полномочия, а также гарантии и ответственность.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и внутригородских территориях городов федерального значения. Эти территории называются муниципальными образованиями, границы которых устанавливаются и изменяются органом государственной власти субъекта РФ с учетом мнения населения соответствующих территорий. В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральным законом на отдельных территориях может быть ограничено право граждан на осуществление местного самоуправления.
Как видно, законом не допускается
возможность существования
В каждом муниципальном образовании принимается устав, который должен соответствовать Конституции, законам Российской Федерации и законам субъектов РФ и который должен быть зарегистрирован в порядке, установленном субъектом РФ. В уставе указываются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципального образования, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их компетенция, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, бюджетные вопросы, виды ответственности органов местного самоуправления и др.
К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ и субъектов РФ. В частности, это вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, местный бюджет, установление местных налогов и сборов, содержание и использование муниципального жилищного фонда, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, охрана общественного порядка, контроль за использованием земель, энерго-, газо-, тепло-, водоснабжение, дороги, транспортное обслуживание и т. д.
Они могут быть различными. Население может выражать свою волю как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.
К формам непосредственного решения вопросов относятся:
Представляется, что данная конструкция не совсем удачна. Дело в том, что при решении вопросов местного значения (дороги, тепло, свет, газ, канализация, здравоохранение и т. п.) политические взгляды кандидатов не имеют большого значения, поэтому и выборы должны носить неполитический характер. Вследствие этого партии не должны обладать правом выдвижения кандидатов. Можно допустить к голосованию и иностранцев, и лиц без гражданства, проживающих на данной территории. Кроме того, должны обладать избирательным правом и лица, хотя постоянно и не проживающие на территории муниципального образования, но имеющие там недвижимость, так как решения органов местного самоуправления несомненно затрагивают их интересы. Кроме того, в небольших населенных пунктах возможно проведение открытых выборов на собраниях и сходах граждан.
3. Конференции, собрания и сходы граждан. Представляется, что это наиболее демократические формы решения вопросов местного значения, так как в отличие от референдума здесь не только санкционируется заранее подготовленное решение, но и происходит выработка самого текста решения.
Закон допускает и другие формы участия населения в решении вопросов местного значения (правотворческая инициатива, публичные слушания, опросы граждан, обращения в органы местного самоуправления, голосование по отзыву депутата).
Население может осуществлять свое право на местное самоуправление и через муниципальные органы. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, однако Российская Федерация определяет общие принципы осуществления местного самоуправления через органы. Одним из таких принципов является следующий: население города, района, села обязательно должно иметь выборный (представительный) орган местного самоуправления, а также главу муниципального образования, местную администрацию и контрольный орган (ревизионную комиссию и др.).
Представительный муниципальный орган обладает исключительной компетенцией, к которой относятся: утверждение устава, местного бюджета и отчета о его исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления и др.
Детально компетенция представительного органа определяется в уставе муниципального образования. Глава муниципального образования — выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления. Он может избираться как непосредственно населением, так и представительным органом местного самоуправления из своего состава. Компетенция главы муниципального образования также определяется уставом муниципального образования.
Конституция РФ устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Муниципальные органы ответственны за осуществление этих полномочий только в рамках переданных средств. В отношении этих полномочий органы местного самоуправления теряют независимость от органов государственной власти, так как реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Местное самоуправление в Российской Федерации создается и реализуется на основе ряда фундаментальных принципов. Среди них следует назвать, во-первых, такие, которые непосредственно связаны с его автономным, относительно самостоятельным характером. В Конституции России в связи с этим особо указывается на то, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения», а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (п. 1 ст. 130).
Во-вторых, принцип использования многообразных форм в процессе осуществления местного самоуправления. Согласно Конституции РФ местное самоуправление осуществляется как непосредственно, путем участия населения в референдумах, выборах, собраниях, так и через выборные и другие органы местного самоуправления. В их числе: выборный представительный орган (дума), занимающийся нормотворческой деятельностью в объеме полномочий муниципального образования, а также вопросами, касающимися местного бюджета, охраны общественного порядка, налогов, сборов и др.; исполнительный орган (администрация), занимающийся исполнительно-распорядительной деятельностью в пределах муниципального образования; выборные должностные лица - главы муниципальных образований, председатели представительных органов и др.
В-третьих, принцип строгого учета мнения населения в процессе реализации местного самоуправления, а также «исторических и иных местных традиций» (п. 1 ст. 131).
Согласно законодательству мнение населения является обязательным при решении всех вопросов местного значения, включая определение структуры и порядка деятельности органов местного самоуправления, изменения границ территорий, в рамках которых осуществляется местное самоуправление, и других вопросов.
В-четвертых, принцип
невмешательства и
Реализация данного принципа вовсе не исключает подконтрольности некоторых аспектов деятельности органов местного самоуправления государственным органам. Это касается тех направлений деятельности органов местного самоуправления, которые непосредственно связаны с реализацией передаваемых им в соответствии с законом отдельных государственных полномочий. Передача этих полномочий сопровождается одновременной передачей органам местного самоуправления от государства материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления.
В-пятых, принцип материальной, правовой и иной гарантированности местного самоуправления.
Этот принцип декларируется и закрепляется не только в обычных нормативно-правовых актах, касающихся местного самоуправления, но и в Конституции РФ. В частности, в ст. 133, которая гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации «гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления», которые были установлены Конституцией РФ и федеральными законами,