Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 23:19, реферат
В государствах, где установлено разделение властей, высшим законодательным и представительным органом является парламент. Чаще всего он определяется, как законодательный и представительный орган, что связано с его основными функциями: законодательной, выражающейся в деятельности по принятию законов и представительной, которая означает, что в этом органе заседают избираемые представители интересов народа — депутаты.
Слово "парламент" впервые появилось в Англии (Parliament), хотя корень слова французский ("parler" – "говорить", парламент – место, где разговаривают).
Понятие парламента
В государствах, где установлено разделение властей, высшим законодательным и представительным органом является парламент. Чаще всего он определяется, как законодательный и представительный орган, что связано с его основными функциями: законодательной, выражающейся в деятельности по принятию законов и представительной, которая означает, что в этом органе заседают избираемые представители интересов народа — депутаты.
Слово "парламент" впервые появилось в Англии (Parliament), хотя корень слова французский ("parler" – "говорить", парламент – место, где разговаривают).
Считается, что первый парламент появился в Англии в 1265 году. Этот орган был создан для сглаживания противоречий между зарождающейся буржуазией и дворянством. Первоначально парламент только давал советы королю, однако затем начал занимать все более важное место в жизни государства. Кроме Англии на роль родины самого древнего парламента претендует и небольшая страна Исландия, жители которой указывают на несколько грубых и больших камней, расположенных около столицы Рейкьявик. Исландцы говорят, что эти камни – самый древний парламент под открытым небом, который назывался Альтинг (он и в современной Исландии имеет то же название). Там древние викинги обсуждали свои дела и принимали решения.
Слово "парламент" универсально: оно применяется и понимается почти в любой стране мира. Но в разных странах название этого органа может быть разным. Кроме слова "парламент", которое используется в Великобритании, Франции, Италии, могут употребляется такие термины, как: Конгресс (США, страны Латинской Америки, некоторые страны Азии), Палата депутатов (Люксембург), Национальное собрание (Португалия, Иордания, Южная Корея, Панама, Пакистан, Беларусь), Федеральное собрание (часто применяется в федеративных государствах, например, России)
В нашей научной литературе чаще названия парламентов употребляются в переводе, однако некоторые сохраняют их местное звучание. Например, парламент Швеции - Риксдаг, Дании - Фолькетинг, Норвегии – Стортинг, Исландии – Альтинг.
Классификация зарубежных парламентов
Встречаются различные классификации парламентов. В зависимости от структуры парламенты делятся на однопалатные (монокамеральные) и двухпалатные (бикамеральные). Однопалатные парламенты, как правило, характерны для небольших унитарных государств, например: Дании, Греции, Швеции. Двухпалатные парламенты характерны в большей степени для федеративных и более крупных государств — США, Германии, Великобритании, Франции, России.
Наличие двух палат имеет
определенные плюсы и минусы. Положительное
заключается в том, что двухпалатные
парламенты позволяют увеличить
в нём представительство
Верхняя и нижняя палаты парламента имеют ряд отличий:
Существует еще одна важная классификация парламентов, связанная с устройством высшей государственной власти. В соответствии с этой классификацией выделяют четыре группы, или модели, парламентов.
Первая модель характерна для парламентских республик. Эти парламенты называются парламентами, работающими на основе принципа парламентского ответственного правления. Главный признак этого парламента – институт политической ответственности правительства. Это группа парламентов, которым предоставлено право вотума недоверия правительству, право отправлять правительство в отставку. Здесь классическим примером является Великобритания. Иногда эту модель называют Вестминстерской моделью по месту расположения парламента – Вестминстерскому дворцу. Также эта модель существует в Нидерландах, Италии, Германии, Австрии, Болгарии, Венгрии и др.
Вторая модель парламента характерна для стран с президентской формой правления. Такие парламенты, в большинстве случаев, не обладают правом высказывать вотум недоверия правительству, а правительство не обладает правом роспуска парламента. Классической моделью такого парламента, взаимодействующего с правительством на основе принципа «сдержек и противовесов» является Конгресс США. Например, исполнительная власть в США имеет право вето, а законодательная – право использовать импичмент ( процедуру судебного обвинения, в т.ч. и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с последующим их отстранением от должности) и т.д.
Третья модель парламента – парламент в странах, где существует смешанная форма правления, сочетающая элементы парламентской и президентской систем. С одной стороны, в этих странах парламент наделен правом вотума недоверия, там существует реальный институт парламентской ответственности правительства. Но с другой стороны, президент имеет большие полномочия, связанные с деятельностью парламента. В этих странах президент наделен правом роспуска парламента. Классическим примером такой модели является Франция. В последнее время к этой модели тяготеют страны СНГ (Казахстан).
Четвертая модель – парламенты в тех странах, где они играют почти «декоративную» роль. Иногда для них применяется термин "консультативные парламенты". В некоторых странах такой термин реально существует (Катар). Это законосовещательные органы. Такие консультативные парламенты предусмотрены конституциями некоторых исламских стран (Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты). Парламенты при абсолютной власти монарха являются квазипарламентами (псевдопарламентами) . Они иногда распускаются, иногда снова восстанавливаются. Иногда они избираются гражданами, иногда назначаются монархами. К этой же группе законосовещательных парламентов можно отнести парламенты в странах оставшегося реального социализма – Корейская Народная Демократическая республика, Куба, КНР, Вьетнам. Основные решения и основные законы в этих государствах принимаются не парламентами, хотя они там есть. Об этом свидетельствует даже работа этих парламентов: они созываются на два-три дня в году, стопроцентно голосуют "За", не воздерживаясь, не голосуя "Против". Говорить о реальном парламентаризме в этих странах не приходится. Такая модель существовала в свое время и в Советском Союзе.
Компетенция парламента и понятие сессии
Место и роль парламента в государстве, как правило, закреплется в конституции. В каждой стране наблюдаются свои особенности в наделении парламента полномочиями. Однако круг вопросов, которыми занимается парламент всегда охватывает определенную сферу общественных отношений. Если полномочия парламента закрепляются в конституции, то обычно это полномочия законодательного характера, полномочия в сфере финансов, полномочия по контролю над деятельностью правительства и полномочия, связанные с формированием других органов государства. Такая четырехзвенная схема является перечислением минимальных возможностей и полномочий любого парламента. Однако и конкретные конституции, и специальные законы закрепляют более развернутый перечень полномочий парламента. Например, кроме названных полномочий, еще называются полномочия в области внешней политики, отдельно выделяются полномочия Парламенты осуществляют свои полномочия на сессиях[2.стр.96].
Сессию чаще всего определяют как период времени, в течение которого проходят пленарные заседания палат и их комиссий, именно в этот перид времени депутаты решают все важнейшие вопросы, находящиеся в ведении парламента. Сессии бывают очередными и внеочередными.
Очередные сессии зарубежных парламентов созываются в различных странах один, два, три, иногда четыре раза в год. В большинстве случаев сессии зарубежных парламентов представляют собой длительный период времени (6-8 месяцев) работы, которая прерывается только каникулами.
Порядок созыва очередных сессий в разных странах существенно отличается. Например, в некоторых странах депутаты созываются на сессию указом или другим актом главы государства. Таков порядок в Великобритании и в Японии. Фактически там команду на созыв сессии дает правительство, а оформляется это актом главы государства.
В других странах сессии созываются периодически – так, как записано в законе. Дата созыва сессии строго определена. Такой порядок во Франции, Италии, США, Беларуси.
Также срок созыва очередной сессии может определяться самим парламентом. Наример, в последние дни перед уходом на каникулы парламентарии Швеции, ФРГ принимают специальный акт, в котором записано, когда они собираются в следующий раз.
Внеочередные сессии созываются
особым порядком. Возможности созыва
таких сессий ограничены. В некоторых
странах, например, требуется собрать
подписи абсолютного