Понятие права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы - попытаться выяснить, что такое право, какие существуют основные подходы к правопониманию, а также, рассказать, какими признаками обладает право и какие у него функции.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) изучить основные подходы к правопониманию, исходя из анализа теорий и концепций понятия права;
2) исследовать основные признаки права;
3) проанализировать основные функции права.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.»1

Споры о понятии права, равно  как и о соотношении права и государства, права и закона, имели место не только в далеком историческом прошлом, они продолжаются и в настоящее время. Еще в начале прошлого   столетия   известный   российский   ученый – юрист Л. Петражицкий писал в связи с этим, что гениальный философ И. Кант смеялся над современной ему юриспруденцией, что она еще не сумела определить, что такое право... Он сам работал над решением этой проблемы и полагал, что ему удалось ее решить. После него работали над этой проблемой многие другие выдающиеся мыслители, философы и юристы, но и теперь еще юристы ищут определения для своего понятия права.2

Право — один из видов регуляторов общественных отношений. В истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке.

Цель моей курсовой работы - попытаться выяснить, что такое право, какие существуют основные подходы к правопониманию, а также, рассказать, какими признаками обладает право и какие у него функции.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1) изучить основные подходы к правопониманию, исходя из анализа теорий и концепций понятия права;

2) исследовать основные признаки права;

3) проанализировать основные  функции права.

Объектом исследования в курсовой работе являются различные  подходы к понятию права.

Предметом исследования курсовой работы является право.

Методологической основой  стали методы, позволяющие решить поставленные задачи и достичь целей курсовой работы. В различных сочетаниях и в зависимости от решаемой задачи использовались общенаучные и частно-научные методы: историко-правовой метод, метод системно-структурного анализа, сравнительно-правовой метод, метод лингвистического толкования и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Краткая характеристика основных подходов к правопониманию

 

 

В современном правоведении выделяются в основном два подхода  и два различных определения  права. Один из таких подходов, именуемый позитивистским, ориентируется на неразрывную связь права и государства, на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе как система общеобязательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон волю социальных групп или волю народа и выступающих в качестве регулятора общественных отношений. При таком подходе право практически полностью отождествляется с законом, а точнее, - с нормативными правовыми актами, исходящими от государства. Речь фактически идет не о понятии права, а о понятии закона (нормативного документа). Такой подход получил наименование нормативного, где речь в основном идет об основах законодательной техники, о возможностях государственных органов по созданию нормативных документов, в которых содержатся общеобязательные правила поведения. Наибольшее внимание такой подход уделяет форме права, а именно: созданию нормативных документов.

Другой подход к праву, неопозитивистский, не связывает так  жестко, как первый, понятие права  с понятием государства. Право при  этом рассматривается как социальный институт нормативного регулирования  общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма “сохранения окружающей природной среды”3. При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законами и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание заложен правовой идеал. Такой подход получил наименование социологического, в котором основная идея содержится даже не в гуманизме и справедливости, а в том, что право рождается внутри самого гражданского общества. Основой такого права являются сами общественные отношения, которые существуют независимо от государства, поскольку субъекты вступают в отношения между собой независимо от воли государства, поэтому эти отношения первичны. Задача государства вовремя уловить эти общественные отношения, вовремя отразить эти общественные настроения, облечь их в законную форму – форму нормативного правового акта.

Называя данные подходы  к определению права и к  решению вопроса о соотношении  права и государства, отметим, что  в общетеоретическом, точнее, общесоциальном плане, второй подход является более привлекательным. Он не ставит в прямую зависимость характер и содержание права от деятельности государственного органа или должностного лица. Однако в практическом плане этот подход, как и само определение права, является менее определенным, в юридическом плане - менее формализированными, в силу этого – менее эффективным и трудноприменяемым. В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход на практике является менее распространенным и применяемым. Кроме понятия права “вообще”, теория права и государства оперирует понятиями “объективное” и “субъективное право”, а также понятиями “публичное” и “частное право”. Объективное и субъективное право – юридические понятия, которые позволяют обозначить задаваемый обществом масштаб свободы и ее конкретные объемы у тех, кто ею обладает. Поэтому объективное право – это совокупность юридических норм, которые установлены и им гарантируются. Содержащиеся в нормах правила поведения – общие для всех индивидов и существуют независимо от них. Субъективное право, напротив, принадлежит каждому конкретному субъекту, определяя меру возможного поведения. Субъективное право всегда должно обеспечиваться соответствующими поступками других субъектов. Это объясняет почему оно неразрывно связано с субъективной обязанностью субъекта.

Субъективные юридические  права могут быть следствием такого развития, при котором субъекты общественной жизни, чтобы иметь возможность  выполнять свои социальные функции  в системе общественного разделения труда, не могут не притязать на определенные правомочия. На этой основе складываются правоотношения, которые должны получить определенное признание, в частности, судебную защиту. Таким образом, субъективное право может предшествовать объективному.

Публичное и частное  право отражают некоторые особенности  взаимоотношений права и государства. В сфере публичного права единый центр – государство своими нормами  определяет место и роль каждого  отдельного лица в публично-правовых связях, его права и обязанности по отношению к государству как целостности. Исходящие от государственной власти указания не могут изменяться или отменяться частной волей отдельных лиц. Издаваемые государством нормы имеют безусловный, принудительный характер, будучи императивными. Предоставляемые публичной властью права являются вместе с тем и обязанностями и должны осуществляться: неосуществление права есть невыполнение обязанностей и квалифицируется как бездействие власти.

В сфере частного права  юридически значимые решения принимаются  множеством частных лиц, действующих  самостоятельно. Государство здесь  не определяет содержание принимаемых  решений, оно лишь охраняет то, что  решили другие. Если оно и вмешивается  в частные дела, то лишь в том случае, если частные лица своего решения не приняли. Типичный пример – наследование по закону при отсутствии завещания у наследодателя. Нормы частного права не имеют императивного характера.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Признаки права

 

Любое определение права  неполно, относительно, так как не может охватить всего многообразия различных его свойств, черт, характеристик, связей. Краткое определение призвано отразить лишь наиболее общие, основные, главные признаки этого сложного явления.

К таким наиболее существенным признакам права относятся:

  1. государственно-волевой характер;
  2. нормативность;
  3. властно-регулятивная природа.

«Следует также иметь  в виду, что нормативное понимание  права сообразно современному уровню развития юридической науки в России претерпевает существенные изменения, нуждается в осмыслении новых для него моментов»5. Один из них заключается в необходимости познания права не только с классовых, но и с общечеловеческих позиций.

Государственно-волевой  характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

Через государство «возводиться в  закон», становясь обязательной для всех, не только воля господствующего класса (там, где он есть), но также и воля других классов, слоев и групп данного общества, выражающая их интересы и притязания. Стремясь к смягчению и преодолению существующих противоречий, компромиссу между различными социальными слоями, государство учитывает и корректирует многосложную и противоречивую волю общества, придавая ей всеобщее выражение в виде воли государственной.

Право не мыслимо в неосознанной, волевой деятельности людей. Право  всегда есть воля, но не всякая воля – право. Так, не является правом воля отдельного индивида, социальных групп, слоев, классов. Не становится сама по себе правом также воля политических партий и других общественных объединений, выраженная в их документах. Это не государственные виды (формы) воли.

Только когда воля «выражена  как закон, установленный властью»6, она становиться государственной.

От других разновидностей воли государственная  воля отличается:

  1. аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения;
  2. является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества;
  3. объективируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установлениях, правилах поведения, именуемых правовыми или юридическими нормами.

Эта государственная  воля общества, воплощенная в правовых нормах, и есть право.

Нормативный характер права заключается  в том, что право как государственная  воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании.

В специальной литературе эту систему  норм принято называть правом в объективном  смысле (объективным правом), имея в виду, что оно, будучи государственной волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту, в отличие от права в субъективном смысле (субъективного права) как право (правомочие) того или иного участника (субъекта) правоотношения или совокупности таких прав (правомочий).

Нормативный признак права позволяет  объяснить соотношение сущности, содержания и формы права. Вопрос этот сложный, неоднократно трактуемый различными учеными, в том числе и сторонниками нормативного понимания права. Одни авторы смешивают содержание права с его сущностью, другие – с его формой.

Правильное решение данного  вопроса можно найти на основе рассмотрения права под углом  зрения его государственно-волевого и нормативного признаков. Если сущность права в том, что оно, как отмечалось выше, выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Иначе как путем издания или санкционирования властью обязательных норм не представляется возможным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную. «Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих его правовых норм»7.

Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали, норм общественных объединений) рядом присущих только ему специфических особенностей, характерных черт. Наиболее существенные из них: связь с государством, охрана от нарушений возможностью государственного принуждения; общеобязательность; формальная определенность; институционность; качество официального регулятора общественных отношений.

Информация о работе Понятие права