Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:35, реферат
Гражданство является центральным звеном отношений между государством и индивидом. Помимо значения во внутренней сфере, оно имеет и международный аспект, так как выступает объектом межгосударственного сотрудничества. Международное право влияет на всю группу вопросов гражданства: на его содержание (права и обязанности индивида и государства), институты, имеющие прямое отношение к гражданству в сфере межгосударственных связей (дипломатическая защита, выдача), приобретение и прекращение гражданства.
Развитие научных представлений о влиянии международного права на отношения гражданства протекало параллельно с развитием самого международного права
Содержание
Введение
Гражданство является центральным звеном отношений между государством и индивидом. Помимо значения во внутренней сфере, оно имеет и международный аспект, так как выступает объектом межгосударственного сотрудничества. Международное право влияет на всю группу вопросов гражданства: на его содержание (права и обязанности индивида и государства), институты, имеющие прямое отношение к гражданству в сфере межгосударственных связей (дипломатическая защита, выдача), приобретение и прекращение гражданства.
Развитие научных представлений о влиянии международного права на отношения гражданства протекало параллельно с развитием самого международного права. Провозглашение уважения прав и основных свобод человека как одного из основных принципов международного права вывело вопросы гражданства из исключительной компетенции государств на международный уровень.
Исследование вопросов гражданства представляет как теоретический, так и практический интерес. В свете принятия новых международных документов по вопросам гражданства, вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. становится актуальным комплексное исследование вопросов гражданства в единстве международно-правового и национального аспектов.
Важно, прежде всего, как соотносится обновленное российское законодательство о гражданстве с общепризнанными нормами международного права и с международными договорами РФ.
Значимость комплексного анализа видится и в том, что государственные органы, реализующие законодательство о гражданстве, редко обращаются в своей деятельности к международным договорам. Как отмечается, применение норм международного права наряду с национальным законодательством должно стать «нормальным повседневным процессом».
Порядок оформления и подачи заявлений и документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.
Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются либо по месту временной регистрации (миграционного учета) либо по месту пребывания.
Лицо, на законных основаниях находящееся на территории Российской Федерации в территориальные подразделения ФМС (министерство внутренних дел республики, главное управление или управление внутренних дел края, области, города федерального значения, автономной области либо автономного округа, являющиеся территориальными органами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел (далее именуются - органы внутренних дел)(п."а", ч.1, ст.32);
Лицо, проживающее за пределами Российской Федерации - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации (п."б", ч.1, ст.32).
Заявление об оформлении наличия у ребенка гражданства Российской Федерации по рождению подаётся одним из родителей или единственным родителем в полномочный орган по месту жительства заявителя либо по месту рождения ребенка.
Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации и необходимые документы подаются лично (ч.2, ст.32 Закона). В случае если заявитель не может лично подать заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копий документов, прилагаемых к заявлению, их подлинникам удостоверяются нотариальными записями с последующей легализацией штампом "Апостиль" и переводом на русский язык.
Заявление по вопросам приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации составляется в двух экземплярах (каждый на бланке) на русском языке по форме, соответствующей конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.
Заявление об оформлении наличия гражданства Российской Федерации по рождению составляется в одном экземпляре на бланке соответствующей формы.
Бланк заявления заполняется от руки или с использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров). При заполнении бланка заявления не допускается использование сокращений и аббревиатур, а также внесение исправлений. Ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими. Текст заявления, выполненный от руки, должен быть разборчивым.
Вместе с заявлением представляются документы (на каждого заявителя либо лицо, в отношении которого подается заявление, представляется отдельный комплект документов), подтверждающие наличие установленных законом оснований и соблюдение условий приобретения, прекращения или оформления гражданства Российской Федерации по рождению (перечень необходимых документов содержится в соответствующих информационных материалах).
При подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо статус лица без гражданства, а также документы, подтверждающие его место жительства (предъявления документов, удостоверяющих гражданство и подтверждающих место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя).
Все представляемые документы, выданные властями иностранных государств (за исключением удостоверений личности и паспортов), должны быть легализованы штампом "Апостиль" в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 г. (не требуется для документов, выданных в странах СНГ) и переведены на русский язык.
В представляемых документах не должно быть разночтений при написании фамилий, имен и отчеств. В случае изменения заявителем своей фамилии, имени или отчества (в том числе по браку) представляются документы, свидетельствующие о перемене фамилии, имени или отчества (свидетельство о браке, свидетельство о перемене имени, свидетельство о расторжении брака, архивная справка о заключении брака), оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об актах гражданского состояния. На каждое изменение фамилии, имени или отчества представляется отдельный документ.
Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях даётся в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется должностным лицом.
В случае представления заявителем копий необходимых документов они должны быть удостоверены в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате. Снятие ксерокопий производится только с полностью оформленных оригиналов документов.
Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой.
Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд (ст. 40 Закона).
Двойное (множественное) гражданство - правовая принадлежность одного и того же лица одновременно двум (или более) различным государствам. Обычно государства стремятся избежать двойного гражданства (в Конституции Мальты 1964 г. содержится соответствующий запрет), так как бипатризм порождает массу разнообразных и зачастую трудноразрешимых проблем (служба в армии, уплата налогов). В силу указанных причин государства идут на взаимное признание двойного гражданства редко даже в условиях достаточно глубокой и всесторонней интеграции, причем заключается соответствующий международный договор, в котором регулируются и разрешаются сложные вопросы и противоречия
Двойное гражданство при определенных условиях признается или допускается, или не связано с требованиями отказа от предыдущего гражданства при приобретении нового, предусмотрено законодательством Ирландии, Испании, Канады, Бельгии, Франции, Италии, США
Главной причиной двойного гражданства является расхождение законодательства государств об основаниях приобретения и утраты гражданства (право крови и почвы), при вступлении в брак с иностранцем, если предусмотрено автоматическое приобретение гражданства. Согласно закону о гражданстве ФРГ при возникновении у ребёнка двойного гражданства он в течение пяти лет после достижения 18 лет должен сделать окончательный выбор.
В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (ст.89 п.а).
К органам, ведающим делами о гражданстве РФ, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.
«На основе Закона распоряжением Президента от 23 июня 1992 года утверждено Положение об этой Комиссии. Она образуется Президентом и является государственным органом, ведающим делами о российском гражданстве. Президент назначает председателя комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.
Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании».
При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Она так же вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок.
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории России, а вторые - за её пределами.
Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:
- принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;
- проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;
- направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации;
- определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;
- по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.
Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.
Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:
- принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской федерации;
- проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской федерации;
- направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
- определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской федерации, к гражданству Российской федерации;
- ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;
- по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях.
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Исполнение решений возлагается соответственно на МВД или названные выше органы Российской Федерации за рубежом.