Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:48, реферат
Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от него, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты.
В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся правами гражданина данного государства.
Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от него, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты.
В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся правами гражданина данного государства.
Одним из первых юридических документов, отражающих права человека, была Вирджинская декларация (1776г.), положенная в основу Билля о правах конституции США (1791г.).
Большое значение имеет французская Декларация прав и свобод человека и гражданина (1789г.).
Постепенное накопление знания о правах человека, их закрепление в национальных законодательствах и международно-правовых нормах, привели к выводу о наличии исторически последовательных прав и свобод. В зависимости от времени осознания и формулирования прав человека их можно подразделить на поколения1.
Основоположником этой теории, прежде всего, является французский профессор К. Васак. Сторонники теории поколений прав человека предполагали, что на каждом новом этапе развития общества появляются новые общественные отношения и соответствующие им права, которые отсутствовали на предшествующем этапе или находились в зачаточном состоянии. Таким образом, каждое поколение прав человека связано с определенными преобразованиями в жизни общества.
Принято выделять три поколения прав человека.
Первое поколение прав человека составляют личные (гражданские) и политические права. Личные (гражданские) права - являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.
Отсчет первому поколению прав человека можно вести с периода установления юридического равенства, когда разрушились сословные рамки средневекового общества.
После второй мировой войны
необходимость обеспечения
Они нашли свое закрепление, например, во французской Декларации прав человека и гражданина (1789г.), Американском Билле о правах (1791г.), однако «первооткрывательство» в сфере прав человека принадлежит Англии (Великая хартия вольностей 1215г., Хабеас корпус акт 1678г.).
Признание этих прав началось с эпохи буржуазных революций в Европе и Америке. На формирование представлений о первом поколении прав определяющее влияние оказала философия либерализма.
Данные права основаны на негативной концепции свободы, в рамках которой свобода понимается как отсутствие принуждения, возможность действовать по собственному выбору, не подвергаясь вмешательству со стороны других. «Эти права обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни»2.
Считается, что права первого поколения - это основа института прав человека (basic rights). Они интерпретируются международными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно «прав человека», полагая, что права второго и третьего поколения являются всего лишь «социальными притязаниями».
Второе поколение прав человека – права, сформулированные в процессе борьбы человека за улучшение своего экономического положения, за повышение культурного статуса. Эти права появились на следующей стадии общественного развития, на стадии социалистических революций.
В конце XIX-XX вв. новый либерализм выдвинул идею социального реформирования общества, которое было призвано смягчить противостояние богатых и бедных. На основе Манифеста германского кайзера О. Бисмарка от 1881г. была установлена единая система социального обеспечения в сфере социального страхования. Веймарская конституция 1919 г. закрепляла возможность добывать себе содержание трудом, право на социальное страхование в случае старости, болезни и т.д. Так были положены начала второго поколения прав человека. Широкий перечень таких прав был закреплен в Конституции СССР 1936 г.3
Решающую роль в признании
прав второго поколения сыграл СССР,
который - не в последнюю очередь
из идеологических и политических соображений
- неизменно настаивал на включении
прав второго поколения в
Признание прав второго поколения означало существенные изменения в концепции прав человека. В основу концепции прав легло позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществить свою волю наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов - в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.
К социально-экономическим правам относятся:
К культурным правам относятся:
Второе поколение прав человека называют ещё системой позитивных прав. Они не могут реализоваться без организационной, координирующей и иных форм деятельности государства по их обеспечению.
Права первого поколения отличаются от прав второго. Это связано с позицией по отношению к ним государства. Права первого поколения в буржуазной мысли квалифицировались как негативные, т.е. прав на защиту от какого-либо вмешательства, в том числе государственного, в осуществлении гражданских и политических прав. У социальных прав иная природа. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. Права второго поколения носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Именно различный характер этих двух групп прав стал одной из причин того, что ООН приняла не единый Пакт о правах человека, а два пакта - по каждой из этих групп. Ведь столь разные права нуждаются в разных механизмах защиты.
Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, статья 2 "Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах" указывает, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер". Осуществление прав второго поколения зависит, с одной стороны, от наличия материальных ресурсов, с другой - от изменчивого баланса разных точек зрения относительно приемлемых масштабов перераспределения.
Заметный вклад в обоснование второго поколения прав человека внесли русские мыслители. В частности В.С. Соловьев в 1880-х гг. одним из первых обосновал идею права на достойную жизнь.
Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества - правами человека, правами народов, правами нации, правами общности и ассоциации.
К солидарным (коллективным)
правам относятся:
Речь идет о тех правах личности, которые не связаны с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-либо общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам личности отведено ведущее место (право на солидарность, право на международное общение и др.).
Становление третьего поколения прав человека (права человека - часть прав человечества) связано с национально-освободительным движением развивающихся стран, а также с обострением глобальных мировых проблем после второй мировой войны. Последние вызвали интернационализацию юридических формулировок прав человека, создание международных (либо континентальных) пактов о правах человека, законодательное сотрудничество стран в вопросах о правах человека, приобретение наднационального характера законодательств (особенно конституционных) тех государств, которые подписали международные пакты о правах человека. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении создания сообщества правовых государств.
Специфика исторического контекста, обусловившего появление прав третьего поколения, усматривается в возрастающей глобализации. Проблемы, с которыми сталкивается современное общество, не могут быть разрешены усилиями одного государства. Поддержание мира, защита окружающей среды и обеспечение непрерывного развития экономики всех стран требуют совместных действий на национальном и особенно на международном уровне. Действий одного государства оказывается уже недостаточно для выполнения обязательств, налагаемых на него правами первого и второго поколений.
Права, относимые к третьему поколению, весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые "неотчуждаемые" коллективные "права народов", к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др.
Основы этих прав заложены
в следующих международных
С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др.