Право и правовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

Подчеркивая сложность и богатство свойств права, американский юрист Лоуренс Фридмэн заметил: «Право имеет множество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время»2. Хороший образ. Теория познания не исключает нескольких определений одного и того же явления. Однако известный постулат из « Манифеста» о том, что право есть «возведенная в закон воля господствующего класса», сегодня не приемлем, и российскими учеными – правоведами отвергнут, как и концепция Вышинского о превалирующей роли принуждения в праве. Подобные идеи в наше время стали анахронизмами, пройденным этапом.

Вложенные файлы: 1 файл

I1.docx

— 94.34 Кб (Скачать файл)

I.Право и правовая система.

1.Поняте, сущность и признаки  права.

  Право – сложное многогранное и многоаспектное явление. Соответственно имеется и множество его трактовок, интерпретаций. В настоящее время в российской юридической науке и практике наиболее распространенным (с небольшими расхождениями) является следующее определение данного феномена.

  Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи и свободы, справедливости, и гуманизма, нравственности, прав человека и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в целях нормального развития и функционирования общества.1

  Есть и другие дефиниции, например такая: право – официальный, цивилизованный и наиболее эффективный регулятор общественной жизни, важнейшая социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственность личности. Данное определение не противоречит первому, они лишь дополняют друг друга.

  Подчеркивая сложность и богатство свойств права, американский юрист Лоуренс Фридмэн заметил: «Право имеет множество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время»2. Хороший образ. Теория познания не исключает нескольких определений одного и того же явления. Однако известный постулат из « Манифеста» о том, что право есть «возведенная в закон воля господствующего класса», сегодня не приемлем, и российскими учеными – правоведами отвергнут, как и концепция Вышинского о превалирующей роли принуждения в праве. Подобные идеи в наше время стали анахронизмами, пройденным этапом.

  Исторически право и государство возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно, в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно – не значит одномоментно и адекватно. Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства, условия их формирования имеют свои особенности. Но в принципе «родословная» у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.3

  В дальнейшем, на протяжении тысячелетий, они тесно взаимодействовали  в осуществлении своих функций. Взаимодействуют и сейчас. Именно поэтому во всех юридических вузах государство и право изучаются вместе, в качестве единой дисциплины, ибо нельзя правильно понять, уяснить государство без права, а право -  без государства.

  Возникновение, характер, природа права обусловлены многими факторами – экономическими, политическими, культурными, национальными, религиозными и др. Но наиболее важным фактором, как показывает опыт, является все же экономическая необходимость, которая чаще всего оказывает на общественные процессы решающее детерминирующее воздействие.4

  В науке широко известно классическое и достаточно обоснованное положение Ф.Энгельса о том, что «на определенной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботится о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, - публичная власть, государство».5


 

 




  Сущность права заключается в том, что оно выражает и закрепляет баланс интересов различных социальных слоев, групп, классов общества, представляет эти интересы в виде государственных и общезначимых. Консолидированная воля народа трансформируется в законы и другие основополагающие правовые акты, которые становятся обязательными для всех, кому они адресованы.6

  Право есть публичная форма согласования интересов, средство достижения социального компромисса. И в этом качестве оно объективно необходимо любому современному обществу. Р.Иеринг считал целью права «…выравнивание интересов и нахождение равновесия между ними». Русские дореволюционные юристы, в частности, Н.М.Коркунов, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и другие также видели  сущность, назначения права в разграничении и гармонизации интересов и запросов людей.

  Иными словами, главная миссия права – быть объективным, справедливым и эффективным (властным) регулятором общественных отношений, участники которых и являются носителями соответствующих интересов и потребностей. Последние получают свое выражение, прежде всего в принадлежащих им (субъектам отношений) юридических правах и обязанностях, других элементах праворегулирующего механизма. В этом – социальная и функциональная ценность права.

  Важным аспектом права является то, что оно выступает официальной мерой, шкалой свободы личности, свободы юридически признанной, гарантированной, выраженной в виде законов и иных нормативных актов. Законы – это «…положительные, ясные всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое независимое от произвола отдельного индивида существование. А свод законов есть библия свободы»7

  Само собой разумеется, что право является также мерой ответственности личности, ибо хорошо известно: свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Поэтому право представляет собой сочетание дозволений и запретов, поощрений и наказаний; оно – преграда на пути своеволия и произвола. Неупорядоченная свобода не менее опасна, чем диктатура.8

  Таким образом, можно выделить некоторые наиболее характерные признаки права, раскрывающие его содержание и роль в обществе.

1)Право связано с государством, которое либо непосредственно само устанавливает соответствующие юридические нормы, либо санкционирует уже действующие правила поведения, либо делегирует правотворческие полномочия отдельным общественным организациям. Наиболее важные правовые акты, например конституции, выносит на референдум. Но в любом случае правовые нормы исходят, в конечном счете, от государства как официального представителя всего общества. Никто не может создавать «свое» право без ведома или вопреки воле государства. В противном случае нельзя говорить о его суверенности.

2)Право имеет нормативный характер, т. е. состоит из норм, их совокупности. Данное положение в российской правовой науке является общепризнанным. Правда, некоторые ученые не ограничиваются этим признанием и включают в понятие права, помимо норм, ряд дополнительных элементов - правоотношения, правосознание и т. д. Но и они считают нормативность важнейшей чертой рассматриваемого явления.

3)Право характеризуется общеобязательностью. Не в том смысле, что все его предписания относятся ко всем и каждому. Общеобязательность – не синоним общеохватности. В праве есть нормы, которые касаются лишь определенных категорий граждан (к примеру, только женщин, только пенсионеров, только военнослужащих и т. д.). Право обязательно и непререкаемо в принципе, в нем изначально заложен момент императивности. Это властный социальный институт, с которым должны считаться участники общественной жизни и соотносить с ним свое поведение. Тем более что многие важнейшие правовые акты (конституции, кодексы, другие базовые законы) действительно распространяются на всех членов общества, которые обязаны их неукоснительно соблюдать.

4)Право обеспечивается возможностью государственного принуждения, применения санкций за его нарушение. Этим оно отличается от других социальных регуляторов, например морали. За правом всегда стоит официальная власть, ее органы, аппарат. Там где есть, право есть и принуждение. Между правом и властью существует тесная взаимосвязь, которая в концентрированном виде выражается формулой: власть, не ограниченная правом, опасна, право, не обеспеченное властью, - бессильно.

5)Волевая природа права. Она проявляется в том, что право – это продукт сознания и воли людей – тех, кто создает, творит право, его нормы (законодателей, других субъектов правотворчества). Словом, право немыслимо вне волевой сферы жизнедеятельности людей и их коллективов. Право и воля – сопрягаемые понятия.

6)Формальная определенность. Правовые нормы – это строго формализованные правила поведения, в них дается детальное описание запрещаемого или разрешаемого действия, указываются меры ответственности за их нарушение. Нормы права фиксируются в соответствующих юридических актах, которые именно поэтому называются нормативными. Кроме того, отдельно взятая правовая норма имеет четкую внутреннюю структуру, а именно, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Закон формален, в этом заключается его важнейшее положительное качество, а «формализм» для юридической науки – вовсе не ругательное слово.9

7)Системность. Право есть совокупность норм, но это не случайное и не хаотическое их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованная целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Перед нами – сложное иерархическое образование, включающее в себя такие слагаемые, как отрасль, институт, норма, другие компоненты. Они и определяют системность данного феномена.

 

2.Понятие национальной  правовой системы.

 

  Одним из необходимых этапов на пути познания сущности и социальной природы права является поиск учеными - юристами общих черт, признаков, закономерностей, которые лежат в основе действующих систем права. В настоящее время на земном шаре таких систем насчитывается более двухсот. Однако нет, не одного суверенного государства, которое бы имело систему норм права, полностью совпадающую с системой права, действующей в какой либо другой стране. Принципиальное различие между действующими правовыми системами проявляется и во всех иных компонентах механизма правового регулирования: источниках права, судебной и иной правоприменительной практике, исторических традициях, правосознании, правоотношениях.10

  Можно найти немало примеров тому, как принципиально важные положения одной правовой системы воспринимаются негативно, отвергаются другими правовыми системами, и наоборот. Так, основу мусульманского права составляют религиозные тексты – Коран, Сунна, тогда как правовая система Франции не только не воспринимает религиозные тексты в качестве источников права, но и запрещает какое – либо вмешательство религиозных организаций в дела государства и даже использование зданий религиозных организаций для проведения политических мероприятий.11

  Одним из действенных приемов, с помощью которого ученые – юристы пытаются выявить общие и специфические признаки действующих правовых систем, является их сравнение, сопоставление. Существует направление научных исследований – сравнительное правоведение, ставящее своей непосредственной целью проведение сравнительного анализа действующих правовых систем, их классификацию и выявление всего многообразия действующих норм, приемов и способов нормативно – правового регулирования общественных отношений, применяемого в современном мире.

Основным объектом сравнительного анализа правовых систем современности выступает национальная правовая система.

  Понятие «национальная правовая система» является одним из наиболее широких по содержанию правовых понятий и включает в себя всю, без какого – либо исключения совокупность правовых явлений и процессов, действующих в какой – либо отдельно взятой стране (Франции, Германии, Болгарии, России и т. д.). Этим понятием охватывается, прежде всего, вся система норм права, действующих в стране. Поскольку любая система права представляет собой итог  правотворческой деятельности государства и общества, то и в национальную правовую систему включают также правотворческую деятельность государственных органов, общественных и иных организаций, населения по подготовке, принятию и дальнейшему совершенствованию действующих норм права.12

  Граждане, государственные органы и иные лица, будучи субъектами правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности, осуществляют волевые действия и акты, принимают юридически значимые решения, выступают в конкретные правоотношения. Все такие действия и решения, прежде чем выразиться в конкретном поведении тех или иных лиц, проходят стадию мыслительной деятельности субъекта, на которой решающую роль играет правосознание субъекта, его правовые знания, правовые чувства, эмоции и установки. Поэтому правосознание также выступает необходимым компонентом национальной правовой семьи.

  Таким образом, понятие «национальная правовая система» включает в себя все компоненты механизма правового регулирования: систему норм права, правосознание и правоотношения, а также механизмы правотворчества, реализации норм права и государственного принуждения. И все же данное понятие не является тождественным понятию «механизм правового регулирования», поскольку имеет более широкое содержание. Национальная правовая система характеризует механизм правового регулирования, во – первых, не абстрактно, а реально действующим в какой – либо отдельной стране, и, во – вторых, рассматривает его как результат длительного исторического развития.

  Другая отличительная особенность понятия «национальная правовая система» состоит в том, что оно охватывает правовую систему, как в статике, так и в динамике в историческом развитии. Любая современная национальная правовая система представляет собой итог, ставший результатом ее длительного исторического развития.

  Ярким примером сохранения исторических традиций в современной правовой системе может служить правовая система исламских государств, основными источниками которой выступают Коран, Сунна и другие религиозные тексты, возникшие в начале первого тысячелетия и применяемые для регулирования общественных отношений в их первоначальном варианте, без каких – либо изменений и новаций. Историческая преемственность ярко проявляется в правовой системе Англии, США, Франции и других стран. Ни одна современная правовая система не может быть полностью понята в ее существенных свойствах, признаках без учета ее исторического развития.

  Таким образом, национальная правовая система понимается как исторически сложившаяся совокупность норм права отдельной страны, а также используемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, призванные обеспечить надлежащее функционирование и совершенствование действующих норм права.

 

3.Взаимосвязь права и  правовой системы.

 

  Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое. Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система – более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно – организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведения людей.

Информация о работе Право и правовая система