Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 14:45, контрольная работа

Краткое описание

Объектом данной контрольной является государство.
Цель работы – раскрыть понятие правового государства, задач и функций государства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть признаки правового государства;
2) Какие бывают формы правления государства;
3) Особенности правления современного государства.

Содержание

Введение..................................................................................................3
Правовое государство.............................................................................4
Формы правления государства..............................................................6
Формы правления российского государства......................................10
Заключение............................................................................................15
Список использованной литературы..................................

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по политологии.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

Введение..................................................................................................3

Правовое государство.............................................................................4

Формы правления государства..............................................................6

Формы правления российского государства......................................10

Заключение............................................................................................15

Список использованной литературы..................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сущность государства является  сложным и древним, как и само государство. Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Любая политическая партия имела свое собственное определение государства - такое, в котором она закрепляла свои желания и требования и стремилась к преобразованию государства в соответствии с ними. 
Без глубокого понимания природы и сущности государства, его форм, функций, механизма невозможно правильное и квалифицированное управление им. Определить государство можно как социальную организацию, которая обладает конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеет главную  цель решить общие проблемы и обеспечить блага при сохранении.  Государство разветвленная сеть учреждений и организаций.

 

Объектом данной контрольной является государство.

Цель работы – раскрыть понятие правового государства, задач и функций государства.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) Рассмотреть признаки правового  государства;

2) Какие бывают формы правления  государства;

3) Особенности правления современного государства.

 

 

 

 

 

 

Правовое государство

 

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. Государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Правовое государство является государственно-властной организацией гражданского общества,  в правовом государстве государственная власть зависит от гражданского общества и выражает его интересы. Однако правовое государство отказывается от тотального контроля, избегает необоснованного вмешательства в жизнь гражданского общества, в частную жизнь граждан. Многие общественные отношения остаются в независимости от государства.

 

Признаки правового государства:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • равенство всех перед законом;
  • разделение властей на три ветви;
  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность;
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

  • господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
  • признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права даются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
  • взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
  • разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

 

Не каждое государство можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

 

 

Формы правления государства

 

Форма государственного правления – это способ организации верховной власти в государстве.

 

Формы правления делятся на:

  • монархии;
  • республики.

 

Источником власти в монархии является одно лицо. Власть передается по наследству, независимо от воли избирателей.

 

Монархии делятся на:

  • абсолютные;
  • конституционные.

 

В абсолютной монархии неограниченная власть главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман). В конституционной монархии власть главы государства ограничена законом. Конституционная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии глава государства обладает значительной исполнительной властью (Иордания, Кувейт, Марокко). В парламентской монархии полномочия главы государства ограничены представительскими функциями. В этом случае главной фигурой в структуре верховной власти является премьер-министр.

 

 Источником власти в республике  является народное большинство,  высшие органы власти формируются  народом.

 

 

Выделяют три вида современных республик:

  • парламентские;
  • президентские;
  • полупрезидентские.

 

Они различаются соотношением полномочий законодательной, исполнительной власти и власти главы государства.

 

Парламентская республика

 

Правительство:

1) Формируется партиями, имеющими большинство в парламенте;

2) Несет перед парламентом политическую ответственность.

 

Президент:

1) Является номинальным главой государства;

2) Избирается, как правило, парламентом, а не народом;

3) Имеет право распустить парламент.

 

Парламент:

1) Формирует правительство;

2) Может вынести правительству вотум недоверия.

 

Законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту.

 

 

 

 

Президентская республика

 

Члены правительства назначаются президентом и подчиняются только ему.

 

Президент:

1) Является одновременно главой государства и главой исполнительной власти;

2) Избирается народом;

3) Политической ответственности перед парламентом не несет;

4) Является верховным главнокомандующим;

5) Имеет право отлагательного вето на решения парламента.

 

Парламент:

1) Решает вопросы бюджета;

2) Имеет право вето на должностные назначения президента;

3) Вправе начать процесс импичмента против президента.

 

Президентская республика является  законодательной (в лице парламента) и исполнительной (в лице президента) власти.

 

Полупрезидентская республика

 

Правительство:

1) Формируется совместно президентом и главой правительства;

2) Несет двойственную ответственность  перед президентом и  парламентом.

 

 

Президент:

1) Избирается народом;

2) Имеет право распустить парламент;

3) Имеет право единоличного введения чрезвычайного положения, но на это время утрачивает право роспуска парламента.

 

Парламент:

1) Контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета;

2) Может вынести правительству вотум недоверия.

 

В полупрезидентской республике происходит смешение парламентской и президентской республик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма правления российского государства

 

Российская Федерация демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия определяется как смешанная республика, сочетая в себе черты президентского и парламентского республиканского правления.

 

Президент России является главой государства и  выполняет особые функции в качестве особого государственного органа и высшего должностного лица, Президент РФ выступает как гарант Конституции России, гарант прав и свобод человека и гражданина, а также как официальный представитель российского общества и государства.. В соответствии с Конституцией он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её государственной целостности и независимости, определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти России. Президент руководствуется Конституцией и федеральными законами.

 

В Конституции РФ «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (ст. 80, п. 3; ст. 90, п. 3). В Конституции РФ прямо говорится о том, что «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом» и что «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ст. 118; п. 3; ст. 120, п. 1). 

 

 Президентская власть  выступает как центральное звено исполнительной власти и  соотносится со всеми остальными ветвями власти –   государственными властями.

 

Согласно Конституции РФ Президент России избирается сроком на четыре года «гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ст. 81, п. 1). Выборы проводятся на альтернативной основе в соответствии с федеральным законом о выборах Президента РФ от 31.12.1999 (Собрание Законов РФ, 2000, № 1, ст. 11).

 

Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано и занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

 

Кандидат на должность Президента РФ  выдвигается избирателями или же избирательными объединениями. Чтобы зарегистрировать кандидата требуется предварительно собрать 1 млн. подписей избирателей, проживающих в разных частях страны.  Число подписей избирателей от отдельного субъекта Федерации не должно превышать 70 тыс. При досрочных выборах Президента России общее число подписей в поддержку кандидата на этот пост сокращается наполовину. Кандидат на пост Президента должен представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) сведения об имуществе и доходах, а также имуществе и доходах членов своей семьи за два года, которые предшествовали выборам.

 

Победить на выборах кандидату на пост Президента России требуется набрать более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.  На тридцатый день после официального объявления ЦИК результатов прошедших выборов президент вступает в должность. После вступления в должность Президент РФ приносит присягу.  Текст присяги содержится в Конституции РФ. Присяга приносится «в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы и судей Конституционного суда Российской Федерации» (ст. 82, п. 2). К  своим обязанностям Президент РФ приступает с момента принесения им присяги и прекращает их с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

 

Президент России обладает большими полномочиями.  Президент решает  такие вопросы, как помилование, предоставление политического убежища, гражданства, присвоение почётных званий, награждение государственными наградами России. Обеспечивает безопасность страны. Осуществляет руководство внешней политикой России, ведёт переговоры и подписывает международные договоры России. Полномочия, касающиеся отношений с парламентом страны и с другими государственными органами заключаются в том, что он: назначает в соответствии с Конституцией и федеральным законом выборы Государственной думы; распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; вносит законопроекты в Государственную думу; подписывает и обнародует федеральные законы; представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России; ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка; представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора России; обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Информация о работе Правовое государство