Правовое положение президентов США, ФРГ и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Политическая жизнь охватывает не только интересы классов, но и социальных групп, слоев, наций и народностей. Это именно та сфера, где люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения доверия или недоверия власть имущим. Особенно это проявляется в период избирательных кампаний: при выборе главы государства, парламентских выборов.
Политическая жизнь - это непрекращающийся процесс деятельности множества человеческих индивидов, которые, образуя различного рода объединения, группы и т.д., направляют свои совместные усилия на решение всевозможных политически значимых задач с помощью особой системы политических средств.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и характерные черты политических партий 4
1.1. Понятие и функции политический партий 4
1.2. Типология политических партий 6
1.3. Партии и заинтересованные группы 8
Глава 2. Политические партии в политической системе зарубежных стран 13
2.1. Партийная система ФРГ 13
2.2. Партийная система США 22
2.3. Партийная система Франции 23
2.4. Основные политические партии Италии 31
2.5. Партийная система Великобритании 32
Глава 3. Правовое положение президентов США, ФРГ и Франции 34
Заключение 42
Список литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

партии зарубежных стран.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Политическая жизнь - специфическая область человеческого общества, одна из важнейших сторон общественного бытия. Без политической жизни немыслимо существование современного общества.

Политическая жизнь  общества - это совокупная деятельность социальных слоев, групп, классов и  других общностей, посредством которой происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества. Возникновение политической жизни явилось закономерным результатом поступательного развития человеческого общества. Главную роль в этом процессе сыграло появление классов и классовой борьбы. Со времени разложения первобытнообщинного строя вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, подчиненными и господствующими классами на различных ступенях общественного развития.

Политическая жизнь  охватывает не только интересы классов, но и социальных групп, слоев, наций  и народностей. Это именно та сфера, где люди, не обладающие властью, могут  отстаивать свои интересы путем выражения  доверия или недоверия власть имущим. Особенно это проявляется в период избирательных кампаний: при выборе главы государства, парламентских выборов.

Политическая жизнь - это непрекращающийся процесс деятельности множества человеческих индивидов, которые, образуя различного рода объединения, группы и т.д., направляют свои совместные усилия на решение всевозможных политически значимых задач с помощью особой системы политических средств.

 

Глава 1. Сущность и характерные черты политических партий

1.1. Понятие и функции политический партий

Наряду с государством важнейшим субъектом политического процесса в качестве института политической системы выступает политическая партия. Термин “партия” ведет свое происхождение от латинского “partis” - группа, часть. Политические партии представляют собой наиболее активную, организованную часть населения.

Партиям, как и другим общественным объединениям, присущи  три основные черты: 1) солидарность, основанная на осознании коллективной принадлежности к одному объединению; 2) общая цель; 3) согласие в отношении  средств и способов достижения этой цели. Однако в отличие от других общественных объединений, политические партии нацелены на борьбу за завоевание и использование власти.

Политическим партиям  присуща организационная структура, закрепленная в уставных документах, членство, внутрипартийные отношения, партийно-политическое лидерство, наличие программных и уставных документов, в которых заключаются идейно-политические и организационные основы партии.

Партия выполняет определенные функции:

Агрегирование социальных интересов: одна из главных задач политической партии состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов граждан, социальных групп в их совокупный политический интерес. Деятельность партии направлена на выявление, обоснование и формирование интересов тех граждан, социальных групп и слоев населения, которые составляют социальную базу партии.

Артикуляция, представительство  социальных интересов. Между политическими  партиями и их социальной основой  существуют отношения представительства. В идеале цель партии состоит в реализации представительства в политической системе общества тех социальных групп, слоев, классов, интересы которых она выражает.

Политическая социализация граждан, социально-политическое просвещение, сплочение и активизация граждан  на основе общности их коренных интересов, отражение этих интересов в политической идеологии и программе развития общества, планах решения перспективных и текущих задач; разъяснение массам сложившейся ситуации и предлагаемой платформы действий; постоянная забота о расширении социальной базы партийной политики.

Организация борьбы за власть или в ее защиту, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, вооруженные  и без использования вооруженного насилия и т.д.); в условиях демократии такая функция осуществляется конституционными способами, через систему демократических выборов органов центральной и местной власти.

Подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью. Реализуя эту функцию, партии в странах с демократическими режимами выступают главными организаторами сохранения существующей государственной власти или ее замены. Именно они создают условия для мирной смены правительства.

Формирование в парламенте партийной фракции, служащей связующим  звеном между партией и органами власти, рычагом партийного воздействия  на государственную политику в центре и на местах. Фракции широко используют законодательные инициативы, депутатские запросы. Для парламентской фракции характерна, как правило, дисциплина, обязывающая депутатов - членов партии выступать единым фронтом при обсуждении и принятии законопроектов. Нарушение таких правил грозит исключением из фракции и партии, потерей возможности стать депутатом на следующих выборах.

Разработка принципов  и форм отношений с другими  политическими партиями.

Для партии, проигравшей  борьбу за власть, важной функцией является организация парламентской оппозиции, давления на государственные органы.

Таким образом, партия обеспечивает связь населения с государственными структурами, заменяет стихийные формы  общественно-политической активности упорядоченными, находящимися под контролем  организованными действиями.

На основе вышеизложенного  можно дать такое определение: Политическая партия - это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем  завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

1.2. Типология политических партий

Существует много критериев  классификации политических партий.

С точки зрения социального  характера партии различаются по тому, интересы каких социальных групп  они выражают. Это могут быть: рабочие, буржуазные, крестьянские, национальные партии и др.

По месту, которое партии занимают в системе власти, они  делятся на:

  • легальные, деятельность которых узаконена государством. Среди них можно выделить организации, которые играют существенную роль в политической системе, а также те, которые имеют незначительное влияние;
  • нелегальные (подпольные), деятельность которых запрещена законом.

В процессе борьбы за власть каждая из этих партий может стать  правящей или оставаться оппозиционной. Для стабильных обществ переход легальной партии из оппозиционной в правящую и наоборот явление обыденное.

По типу организационной  структуры выделяются:

  • массовые партии, они включают в свои ряды большое число членов, основным источником финансирования являются уплачиваемые ими взносы, между членами партии существует тесная и постоянная связь. Большую роль в них играет идеологическая деятельность. Руководство в них принадлежит профессиональным политикам;
  • кадровые партии, в них существует строго определенное и постоянное членство, в них не уплачиваются членские взносы, эти партии немногочисленные по составу, основную свою деятельность они осуществляют в период проведения выборов, руководство ими осуществляется небольшим числом профессиональных политиков, и соответственно власть находится в руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве.

По таким признакам, как характер внутрипартийных отношений, отношение партии к обществу, тем  или иным элементам политической жизни, принято выделять партии демократические  и тоталитарные.

Демократическими считаются  партии, конкурирующие с другими  партиями, стремящиеся учитывать  различные взгляды с тем, чтобы  завоевать на свою сторону широкий  круг последователей. Демократические  партии подчиняют свою деятельность конституционным нормам. Во внутрипартийной жизни для них характерен широкий плюрализм, наличие фракций и т.д.

Тоталитарные партии именуются еще монополистическими, поскольку они ставят цель устранить  с политической арены другие партии. Находясь у власти, они стремятся  подчинить своим интересам все классы и слои общества, поставить законы на службу партийным целям. Во внутрипартийных отношениях для тоталитарных партий характерны жесткий централизм, строгая дисциплина, отсутствие фракций.

Если брать за основу критерий проповедуемых партией социальных ценностей и способов их внедрения в жизнь, то правомерно деление партий на традиционалистские (консервативные) и революционные. Специфика социальных ориентаций и политических целей дает основание для деления партий на либеральные, социал-демократические, коммунистические.

По политической ориентации выделяют монархические, республиканские, консервативные, радикальные, демократические, либерально-демократические, христианско-демократические, социалистические, фашистские, национальные, религиозные партии.

1.3. Партии и заинтересованные группы

Анализ важнейших характеристик  партий будет неполным, если не затронет вопроса о группах и объединениях, то есть структурах, на которых основываются как сами партии, так и политические феномены в целом. Классическая демократическая теория почти ничего не говорит о группах. В центре ее внимания - отдельный индивид и государство. Государство имеет дело в значительной мере скорее с группами, нежели с отдельно взятыми индивидами. Например, член парламента, решая, как ему голосовать, думает не столько о конкретном человеке, сколько о потребностях и интересах профессиональных групп фермеров, рабочих, учителей и т.д. С точки зрения политической значимости группы выполняют такие функции, как формулирование и оценка политических проблем, наблюдение за действиями правительства, реализация действия по "проталкиванию" тех или иных интересов и т.д.

Разумеется, не все группы имеют прямое отношение к политике. Но вместе с тем очевидно, что  политика осуществляется преимущественно на групповой основе. Здесь, прежде всего, речь идет о так называемых заинтересованных группах: разного рода организациях, объединениях, союзах предпринимателей, рабочих, фермеров, учителей, адвокатов, производителей той или иной продукции.

Если главная цель партий - завоевание власти для реализации определенного политического курса, то заинтересованные группы, или группы давления, как указывает само их название, преследуют цель оказать  влияние на политику. Партия, как  правило, включает людей с разнообразными интересами и разными установками и ориентациями, в то время как заинтересованные группы состоят из тех, которые преследуют специфические для всех ее членов интересы и концентрируют свое внимание главным образом на одной или нескольких проблемах. Партия же должна сформулировать такие политические позиции, которые носят общий характер. Когда мнения избирателей резко расходятся, большинство кандидатов пытаются занять среднюю позицию, с тем чтобы избежать риска потерять ту или иную значительную группу избирателей.

В отличие от партий, которые, как правило, вынуждены сглаживать различия по важнейшим проблемам  с целью создания базы для объединения  разнородных социальных слоев в  широкую кампанию, способную обеспечить победу на выборах, заинтересованные группы занимают четко выраженные позиции, объединяющие всех членов этих групп. Например, американская "Нэшнл райфл асошиэйшн" состоит только из лиц, заинтересованных в непринятии закона о контроле за продажей и ношением огнестрельного оружия.

Заинтересованные группы обеспечивают каналы как для эффективной конкуренции, так и массового участия в политическом процессе. Они обладают значительными ресурсами для уравновешивания тех или иных действий государства, задевающих их интересы, предоставляют отдельному индивиду возможность оказывать давление на политических лидеров и тем самым принимать участие в политике.

Испытанным средством  воздействия заинтересованных групп  на курс государственно-политических институтов и политических партий является так называемое лоббирование. Это приемы, с помощью которых заинтересованные группы добиваются реализации своих целей. Лоббисты представляют собой штат людей высокой квалификации. Во многих случаях они хорошо знают свое дело, способны доходчиво объяснить сложные и трудные вопросы, естественно, в свою пользу. В коридорах власти они добиваются финансовых выгод или налоговых и иных льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в разного рода парламентских комитетах и учреждениях исполнительной власти. Нередко лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между заинтересованными группами и политическими деятелями, роль связующего звена между заинтересованными группами и законодателями, оказывая существенное влияние на формирование политического курса правительства. Особенно большим влиянием они пользуются в США. Некоторые авторы даже называют лоббизм "третьей палатой" законодательных учреждений и "интегральным элементом системы управления Америки".

Информация о работе Правовое положение президентов США, ФРГ и Франции