План:
Введение………………………………………………………………………....3
1) Предпосылки образования
русского централизованного государства…….3
2) Основные этапы процесса
объединения и централизации…………………6
3) Государственный механизм…………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………...12
Список использованной
литературы………………………………………….13
Введение.
Летописец отмечает, что
с тех пор, как московский князь
получил от хана великокняжеское
звание, Северная Русь начала
отдыхать от постоянных татарских
погромов, какие она терпела. Рассказывая
о возвращении Калиты от хана в 1328
г. с пожалованием, летописец прибавляет:
"...бысть оттоле тишина велика по всей
Русской земле на сорок лет и престаша
татарове воевати землю Русскую". Это,
очевидно, заметка наблюдателя, жившего
во второй половине XIV в. Оглянувшись назад
на сорок лет, этот наблюдатель отметил,
как почувствовалось в эти десятилетия
господство Москвы в Северной России.
Время с 1328 по 1368 г., когда впервые напал
на Северо-Восточную Русь Ольгерд литовский,
считалось порою отдыха для населения
этой Руси, которое за то благодарило Москву.
В эти спокойные годы успели народиться,
и вырасти целых два поколения, к нервам
которых впечатления детства не привили
безотчетного ужаса отцов и дедов перед
татарином: они и вышли на Куликово поле.
Политическое следствие
приобретения московским князем
великого княжения состояло в
том, что московский князь, став
великим, первый начал выводить
Северную Русь из состояния
политического раздробления, в какое
привел ее удельный порядок. До
тех пор удельные князья, несмотря
на свое родство, оставались чуждыми
друг другу, обособленными владетелями.
При старших сыновьях Александра
Невского, великих князьях Димитрии
и Андрее, составлялись союзы удельных
князей против того и другого брата, собирались
княжеские съезды для решения спорных
дел. Но это были случайные и минутные
попытки восстановить родственное и владельческое
единение. Направленные против старшего
князя, который по идее как названный отец
должен был объединять младших, эти союзы
не поддерживали, а скорее ослабляли родственную
связь Всеволодовичей.
1. Предпосылки образования
русского централизованного государства.
Формирование Русского
государства было объективным
и закономерным процессом дальнейшего
развития государственных форм
на территории Восточно-Европейской
равнины. На основе предгосударственных
структур восточных славян - суперсоюзов
в XI-XII вв. - складывается новая форма территориальных
образований - города-государства. Города-государства
представляли собой следующий этап в становлении
русской государственности. Дальнейшее
их развитие обусловило монголо-татарское
нашествие, приведшее, в частности, к изменениям
в органах власти: усилению в ней монархических
единовластных начал в лице князей. Этот
фактор был одним из составляющих сложного,
противоречивого и многогранного процесса
зарождения и развития новой государственной
-4-
формы - единого Русского государства.
Другими причинами явились экономические,
социально-экономические и социальные
изменения, а также внешнеполитический
фактор: необходимость постоянной обороны
от врагов. Последнее объясняет и то, что
промежуточной формой от городов-государств
к единому государству стало военно-служилое
государство. Вначале в рамках уделов,
а затем в масштабе всех объединенных
русских земель.
Изменения социально-экономического
порядка неминуемо приводили
к более интенсивной эксплуатации
крестьян и закрепощению их. Рост
сопротивления со стороны крестьянства,
обострение классовой борьбы
требовали от господствующих
классов проведения политических
реформ, которые могли бы способствовать
упрочению их власти.
«Развитие городов - центров
ремесла и торговли - обусловливало
не¬обходимость упразднения многочисленных
таможенных барьеров, политических границ.
Дальнейший прогресс в области экономики
был воз¬можен только на основе ликвидации
бесконечных столкновений, фео¬дальных
войн, характерных для всего периода феодальной
раздроблен¬ности. Укрепление экономических
связей, как и обострение классовой борьбы,
требовало совершенствования аппарата
управления, ставило перед государственной
властью задачи, ранее решавшиеся отдельными
крупными феодалами: организация управления,
суда, сбора податей; и новые: создание
дорог, почтовой связи и т.п. Политически
важным мо¬ментом в процессе централизации
могла быть (и она имела значение в истории
ряда государств Европы) необходимость
защиты от внешних врагов. Процесс создания
Русского централизованного государства
во многом идентичен общим закономерностям
исторического развития феодального государства,
но он имел и свои особенности»1.
Предпосылки
ликвидации феодальной раздробленности
на Руси на¬метились еще в ХШ в., особенно
на северо-востоке, во Владимирском княжестве.
Однако дальнейшее развитие русских земель
было прервано монгольским завоеванием,
нанесшим большой ущерб русскому народу
и значительно замедлившим его прогресс.
Только в XIV в. русские княжества начали
постепенно возрождаться: восстанавливалось
сельскохозяйствен-ное производство,
отстраивались города, возникали истые
торгово-ремесленные центры, усиливались
экономические связи. Большое значение
приобретала Москва, Московское княжество,
территория которого постоянно (начиная
с XIII в.) расширялась.
Крупными городами
были Владимир, Дмитров, Можайск, Переяславль,
Углич, Тверь, Нижний Новгород, Рязань
и др. Многие из них ста¬ли укрепленными
пунктами (например, Москва с каменным
Кремлем XIV в.). Это играло немаловажную
роль в борьбе с внешними врагами и соперниками
- князьями, давало определенные
гарантии защиты жителям. В связи с развитием
торговли возрастало значение старых
торговых путей и появившихся новых. Стремление
овладеть ими было причиной острой политической
борьбы, требовало расширения территории
княжеств, политической централизации.
В условиях развития
производительных сил в сельском
хозяйстве существенно изменялся
характер феодального землевладения.
Земля приобретала все большую
ценность, свободных площадей становилось
все меньше, и борьба за них
усиливалась. Стремление удержать
за со¬бой (в порядке верховного собственника)
огромные земельные владения, обеспечить
их защиту во время междоусобиц и эксплуатацию
крестьян¬ского населения приводило в
XIV-XV вв. к раздаче князьями земель в условное,
"служилое" владение, к развитию поместной
системы. Вла¬дельцы поместий, средние
и мелкие феодалы-землевладельцы, получив¬шие
землю за службу (или на время службы),
становились важной опо¬рой великокняжеской
власти. Рассматриваемый период был перелом¬ным
в истории русского крестьянства. Интенсификация
сельскохозяйст¬венного производства
происходила не только (и не столько) в
связи с развитием производительных сил,
совершенствованием орудий труда, но и
за счет усиления эксплуатации крестьян.
Рост феодальных повинно¬стей вызывал
все больший протест зависимого сельского
населения, уход от старых владельцев
в поисках лучшего, требования зафиксиро¬вать
в особых грамотах размер оброка или барщины.
Крестьяне откры¬то выступали против
феодалов (разбой, поджоги, душегубство).
Острая классовая борьба велась и в городах.
Так называемый "черный посад" - городские
низы - не раз поднимался на восстания,
протестуя против увеличения поборов,
податей, усиления гнета 2. Развитие
классовых про¬тиворечий заставляло господствующий
класс феодалов действовать с большим
единством, применять новые формы политических
связей, усиливать государственный аппарат.
Таковы основные предпосылки образования
Русского централизованного государства.
Важную роль в этом процессе сыграло внешнеполитическое
положение русских земель, необходимость
военного объединения перед лицом иноземных
захватчи¬ков, и особенно борьба с Золотой
Ордой. Только объединившись, рус¬ские
княжества сумели выиграть сражение на
Куликовом поле, а в кон¬це XV в. окончательно
сбросить гнет монгольского владычества,
про¬должавшегося двести с лишним лет.
Ф. Энгельс отмечал, что «…в России покорение
удельных князей шло рука об руку с освобождением
от татарского ига… »3.
Процесс образования
единого Российского государства
выразился, во-первых, в объединении
территорий ранее независимых
государств.
Московское великое княжество;
а во-вторых, в изме¬нении самого характера
государственности, в преобразовании
полити¬ческой организации общества.
Объединение земель вокруг
Москвы и Московского княжества на¬чинается
в конце XIII в. и заканчивается в конце XV
в. - начале XVI в. В это время к Москве были
присоединены Новгородская республика
и Псков, Рязанское княжество, Смоленск
и др.. Иван III и его сын Васи¬лий III - великие
князья Московские - стали именовать себя
"госуда¬рями всея Руси".
По мере складывания
единого государства менялся
и его характер. Определившиеся
во второй половине XV в. - начале XVI
в. процессы изменения политического
строя не получили, однако, завершения
одновременно с объединением
земель Русского государства. Политический
аппарат централизованного государства
в полной мере сложился только во второй
половине XVI в.. В конце XV в. был принят первый
судебник централизованного государства
- Судебник 1497 г., положивший начало созданию
общегосударственной системы права. Объединение
русских княжеств, произошло на территории,
на которой в то время формирова¬лась
великорусская народность. Но наряду с
русскими землями в состав государства
вошли территории, где проживали карелы,
коми, мордва, удмурты и другие народы.
Централизованное Русское государство
скла¬дывалось как многонациональное.
2. Основные этапы процесса
объединения и централизации.
Процесс объединения
Руси в XIV-XVI вв. затянулся более
чем на двести лет, пройдя в
своем развитии три основных
этапа. На первом этапе (первая
половина XIV в.) произошло выделение
основных центров притяжения, которыми
и стали Тверь и Москва. Если
Тверь уже к концу XIII в. представляла
из себя динамично развивающееся княжество,
то Москва лишь к середине XIV в. усилиями
московских князей и, прежде всего, Ивана
I (Калиты) с помощью, если так можно выразиться,
"сверхлояльности" к Орде сумела
получить дополнительные преимущества
и в соревновании за первенство на Руси.
Одним из важнейших среди них стало перенесение
в Москву резиденции русского митрополита,
что превращало ее в церковный центр Руси.
Все это привело
к тому, что главным содержанием
второго этапа стала упорная
борьба Москвы и Твери, в которой
победа осталась за первой. Если
на первом этапе успех Москвы
был во многом обусловлен поддержкой
Орды, то на втором, напротив, именно
вступление московского князя Дмитрия
в открытое военное противоборство с татарами
обеспечило ему широкую социальную и политическую
поддержку и, в конечном счете, победу
в споре за лидерство. Колоссальное поражение,
которое было нанесено татарам в Куликовской
битве (1380 г.), закрепило за Москвой статус
центра национально-освободительной борьбы
по освобождению Руси от ордынской зависимости.
Фактически именно это привело к окончательному
перемещению объединительного центра
в Москву.
Успех Дмитрия Донского
предопределил основы политики
последующих московских князей
на третьем этапе (XV в.), который
можно охарактеризовать как собирание
русских земель Москвой уже
в качестве единоличного лидера,
не имеющего себе равных противников.
На первый взгляд, этому противоречит
разгоревшаяся во второй четверти XV в.
"феодальная война", однако если мы
глубже вглядимся в истоки этого конфликта,
то обнаружим, что он представляет из себя,
хотя и крупный, но все же банальный династический
конфликт, в котором решался не вопрос
о сохранении или ликвидации удельных
порядков на Руси, а лишь о том, какая ветвь
московского рода будет возглавлять процесс
объединения. Поэтому не удивительно,
что после завершения этого конфликта
ход объединения заметно ускорился, особенно
после присоединения Новгорода при Иване
III в 70-х гг. XV в. . При Иване III удалось решить
и еще одну важную задачу - окончательно
разрушить притязания Орды на взимание
дани с Руси. Известное "стояние"
на р. Угре (1480 г.) знаменовало окончательный
переход от оборонительной к наступательной
политике в отношении Орды.
Таким образом, к концу
XV - началу XVI в. Русь превратилась
в единое государство с соответствующей
политической структурой, которая,
впрочем, мало ,чем отличалась от системы
управления княжеством. Во главе Московского
государства стоял "Государь всея Руси",
как стал именовать себя еще Иван III. Он
в своей деятельности опирался на совет
бояр, получивший у историков название
Боярской думы. Усложнение задач государственного
управления привело к появлению и новых
органов - приказов - функциональных исполнительных
учреждений, ведавших определенной отраслью
государственных дел (Впрочем, первые
приказы еще мало напоминали учреждения,
являясь фактически лишь должностью одного
лица). Распределение должностей в системе
государственного управления происходило
при помощи, весьма, своеобразной системы
- местничества - порядка назначения на
должность в соответствии со знатностью
боярина, которая определялась его сроком
службы московскому князю или родовитостью.
Управление на местах передавалось в руки
бояр-наместников, которые за осуществление
своих обязанностей получали "корм"
от населения (в натуральной и денежной
форме). Такая система, получившая название
кормления, приводила к серьезным злоупотреблениям
со стороны "кормленщиков" и вызывала
серьезные нарекания населения. Поэтому
московские государи стремились ее ограничить.
Одним из способов ограничения этого и
других форм произвола было укрепление
системы права. В этих целях при Иване
III был разработан новый Судебник (1497 г.),
устанавливающий единые правовые нормы
ведения судопроизводства для всего Русского
государства.