Проблемы и перспективы развития системы 28 Российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – комплексное правовое исследование института развития, совершенствования и становления российского законодательства.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
Раскрыть специфику становления российской системы законодательства
Рассмотреть различные виды структурирования российского законодательства
Выявить основные проблемы и перспективы развития российского законодательства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Исторический аспект в становлении системы законодательства 5
Глава 2. Понятие системы законодательства и её структура
2.1 Система законодательства в федеративном государстве 11
2.2 Отраслевая структура законодательства 16
2.3 Иерархическая (вертикальная) структура законодательства 19
2.4 Федерально-территориальная структура законодательства 25
Глава 3. Проблемы и перспективы развития системы 28
Российского законодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Становление системы Российского законодательства.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3                                     

Глава 1. Исторический аспект в становлении системы законодательства        5

Глава 2. Понятие системы законодательства и её структура                          

2.1 Система законодательства  в федеративном государстве                            11

2.2 Отраслевая  структура законодательства                                                      16

2.3 Иерархическая (вертикальная) структура законодательства                      19

2.4 Федерально-территориальная  структура законодательства                        25

Глава 3. Проблемы и перспективы развития системы                                  28               

Российского законодательства                                                                       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ                                               34                                                                                                                                                            

 

Введение

 

Изменения в государственном устройстве России и в жизни российского общества привели к необходимости регулирования новых отношений, которые раньше не существовали, или не регулировались правовыми нормами. В связи с этим, изучение системы законодательства Российской Федерации является очень важным на современном этапе. Указанная научная проблема находится на стыке изучения таких наук как конституционное право и теория государства и права.

Особый интерес представляет исследование федеративной системы российского законодательства. В федеративном государстве можно выделить два уровня системы законодательства, и это является отличительной особенностью федеративного государства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации, где система законодательства субъекта федерации находится в довольно сложном соотношении с федеральной системой законодательства. Соотношение федеральных правовых  актов  и  правовых  актов  субъектов федерации оказывает огромное влияние на состояние системы  законодательства.

Поэтому в работе затронут важный вопрос о распределении предметов ведения  и полномочий в федеративном государстве. Актуальность  данной  темы  ещё  и  в том, что вопрос о разграничении полномочий между Российской Федерацией и  её субъектами до сих пор не решён до конца.

      Обстоятельный анализ системы законодательства Российской Федерации как федеративного   государства   невозможен   без   сравнения    с    системами законодательства других федеративных государств.

Тема курсовой работы, ее теоретическая часть, широко изучена ведущими юристами современности, такими как: Л.М. Карапетян, С.С. Алексеев, А.С. Пиголкин, Б.А. Страшун, С.В. Поленина, И.А. Умнова, Б.С. Эбзеев, В.Е. Чиркин и многох других.

 Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере становления и совершенствования современной системы российского законодательства, а так же становления и совершенствования в ходе его исторического развития.

Предмет работы – нормативные правовые акты Российской Федерации, акты уполномоченных органов и должностных лиц, теории, концепции, взгляды ученых относительно становления института российского законодательства.

Цель курсовой работы – комплексное правовое исследование института развития, совершенствования и становления российского законодательства.

Цель исследования определила постановку следующих задач:

  • Раскрыть специфику становления российской системы законодательства
  • Рассмотреть различные виды структурирования российского законодательства
  • Выявить основные проблемы и перспективы развития российского законодательства

Правовой основой исследования являются: Конституция Российской Федерации 1993 года; федеральные конституционные законы; федеральные законы; постановления Правительства Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда РФ и другие.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Законодательство можно характеризовать как отрытую, и закрытую систему, следует привести факты, подтверждающие эти позиции.
  2. Российское законодательство имеет множество правовых коллизий, и нуждается в совершенствовании и доработке.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, четырех пунктов, заключения, списка нормативных правовых актов и литературы.

 

Глава 1. Исторический аспект в становлении системы законодательства

      Исследование   специальной   литературы   показывает,   что    понятие

“законодательство”  до  сегодняшнего   дня   остается   дискуссионным,   его

нормативное определение отсутствует.

      Термин «закон», употребленный в общепринятом на сегодняшний день смысле, так закон – это совокупность правовых норм, впервые встречается на Руси в тексте русско-греческого договора 911 г., который приводится в Ипатьевской летописи. В заключительной части этого договора говорится о том, что представители князя Олега клянутся перед византийским царем «по закону и по покону» своего народа1. Вероятно, что под «законом русским» здесь подразумеваются правовые нормы, сложившиеся в народном быту и которые являлись частью народной традиции, то есть «нормы действовавшего в русском обществе устного обычного права»2.

Таким образом, можно с большой долей уверенности предполагать, что одним из основных источников права в Московском государстве выступал обычай. По словам В.И. Сергеевича, «и в Москве обычай продолжает действовать, не только сохраняя то, что прежде сложилось, но и являясь творческой силой, которая созидает вновь нормы права... Еще в XVI в. великие князья московские находят нужным оправдывать свои распоряжения ссылкой на старину. Ясно, что еще нет сознания о том, что воля их, как субъекта верховной власти, творит право»3. Судебник 1497 г. обозначил своим появлением начало нового этапа в истории русского права и юриспруденции. Он создавался в качестве юридического сборника для всей Руси. Его содержание было составлено, во-первых, из материалов предшествовавшего законодательства: уставных грамот, Псковской судной грамоты, Русской Правды, во-вторых, из новых норм. С.В. Юшков насчитал в Судебнике 1497 г. «40 статей, то есть около 3/5 состава Судебника, не стоящих ни в какой связи с дошедшими до нас памятниками4. Кроме того, источниками Судебника 1497 г. стали обычное право русского общества и судебная практика. Очевидно, создание такого юридического сборника предполагало дальнейшее развитие практических навыков компиляции (преобразования) законодательного материала, способов его группировки, приемов модификации правовых норм, переработки их с целью приспособления к изменившимся социально-экономическим и политическим условиям. Вместе с тем решение данной задачи требовало совершенствования навыков правотворчества, умения формулировать новые правовые нормы. «Судебник был не только простой сводкой старого материала, - отмечал С. В. Юшков, - он был сборником, в котором уже с достаточной определенностью были провозглашены новые правовые принципы в Московском государстве»5.

Во второй половине XVII века, предпринята попытка создания обновленного общегосударственного законодательного акта – Уложения. Вызванное неурядицами, оставленными в наследство смутным временем крепнувшему государству Российскому, Уложение 1649 г. должно было «водворить порядок на Руси, дать суд правый и равный, освободить народ от разорявших его судебных волокит и судейской неправды, установить единство права во всем государстве»6. Инициатором создания юридического сборника - Соборного уложения 1649 г., был царь Алексей Михайлович, принявший данное решение после совета с Освященным собором и Боярской думой. Царь хотел, чтобы «его государства царственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставити, чтобы все те великие дела, по нынешнему его государеву указу и соборному уложению, впредь были ничем нерушимы»7.

1 июня 1648 года вспыхнуло восстание в  Москве (так называемый "соляной  бунт"), а затем и в ряде  других городов . 10 июня 1648 года дворяне  и крупное купечество Москвы потребовали  созыва Земского собора. В этой ситуации 1 сентября 1648 года в Москве открылся Земский собор. Его работа продолжалась довольно долго и в начале 1649 года собор принял новый свод законов - Соборное Уложение. Составлением проекта занималась специальная комиссия, а целиком и по частям его обсуждали члены Земского собора ( "по палатам" ) посословно. С принятием Соборного Уложения 1649 года впервые в истории российской государственности была сделана попытка создать свод всех действующих правовых норм, включая Судебники и Новоуказные статьи. В результате кодификации материал был сведен в 25 глав и 967 статей.

Вызванное неурядицами, оставленными в наследство смутным временем крепнувшему государству Российскому, Уложение 1649 г. должно было «водворить порядок на Руси, дать суд правый и равный, освободить народ от разорявших его судебных волокит и судейской неправды, установить единство права во всем государстве»8. Инициатором создания юридического сборника - Соборного уложения 1649 г., был царь Алексей Михайлович, принявший данное решение после совета с Освященным собором и Боярской думой. Царь хотел, чтобы «его государства царственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставити, чтобы все те великие дела, по нынешнему его государеву указу и соборному уложению, впредь были ничем нерушимы»9.

Соборное уложение 1649 г. стало первым в России юридическим сборником, выпущенным в свет в печатном виде.

Конец XVIII века и в половине XIX века в истории становления российского законодательства отмечены некоторой правоустроенностью, большей его структурированностью. Самым важным событием первых лет царствования Екатерины II был созыв Уложенной комиссии. В деятельности Уложенной комиссии Екатерины II были намечены основные направления работы.

Сам по себе созыв Комиссии для замены устаревшего Уложения 1649 г. новым ничего оригинального не представлял —предшественникам Екатерины II бросалось в глаза несоответствие норм середины XVII в. новым условиям, требовавшим законодательного урегулирования.

14 декабря 1766 г. Екатерина опубликовала указ  о сочинении проекта Уложения. Екатерининская комиссия отличалась, по крайней мере, тремя особенностями. Первая из них состоит в  том, что императрица составила  специальный «Наказ», которым должны были руководствоваться депутаты при составлении нового Уложения. Вторая — екатерининская комиссия относится к самым представительным учреждениям этого рода. Третья — каждого депутата избиратели снабдили письменными наказами с изложением своих нужд.

Комиссии поручалось составить общие государственные законы, действующие на всей территории  России. Из общей массы действующих законов следовало выбрать те, которые наиболее полезны для блага народа и соответствуют естественным условиям страны и духу нации.

В законодательных комиссиях, сменявшихся одна за другой, начиная с царствования Петра I до вступления на престол императора Александра I, гражданское право составляло лишь незначительную часть обширной программы. Александр I обратил особенное внимание на кодификацию гражданского права.  Министром юстиции -князем Лопухиным был составлен все подданнейший доклад, в котором излагались общие положения будущего гражданского Уложения, план работ комиссии и ее устройство. С 1 января 1810 г. комиссия становится учреждением, при государственном совете. В том же году на обсуждение государственного совета был внесен составленный Розенкампфом, под руководством Сперанского, проект первой части гражданского Уложения, вслед за тем была внесена и вторая часть Уложения. Обе части вызвали решительную критику, будучи рецепцией французского законодательства но, несмотря на это, в Государственный совет был внесен проект третьей части Уложения. Со временем в государственном совете начинают появляться противники проекта, указывающие на его недостатки. Предположительно в это время начинало уже крепнуть противоположное началам проекта течение историческое, клонившееся не к созданию нового Уложения, а к составлению свода действующих узаконений. Это течение одержало верх, и в 1832 г. был составлен Свод Законов Российской Империи.

Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826 г.). Из двух возможных подходов к кодификации права - сведение всех существующих (действующих и недействующих) законов воедино и без изменений и составление нового Уложения - был выбран первый (образцом стал кодекс Юстиниана). Необходимо особо отметить, что в 1811 г., издано «Общее учреждение министерств» - документ, подготовленный М.М. Сперанским. На основании данного акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти. В России XIX - начала XX в. была довольно развита система законодательства, но множество законов не обеспечивало режима законности. Российской действительности было свойственно пренебрежение законом. В сознании народа бытовало убеждение, что сами власти злоупотребляли законом.История становления советского законодательства, его систематизации и структурирования в период с 1917 года по 1993 год, когда началась социально-экономическая перестройка системы законодательства России, содержит основные моменты, присущие системе законодательства современной России.Стоит отметить, что в советское время была проведена глубокая систематизация законодательства, в том числе выраженная в разделении всего объема законодательных норм на отраслевые блоки. Структурно законодательство подразделялось на общесоюзное и законодательство республик в составе СССР.Законодательство этого периода включало в себя кодифицированные нормативно-правовые акты, во всех отраслях права, правовое регулирование отношений в РСФСР производилось законами РСФСР, принимаемыми в соответствии с Конституцией РСФСР, однако, все законодательство не могло противоречить общесоюзным Конституции СССР и законам.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития системы 28 Российского законодательства