Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:08, контрольная работа
Первобытно-общинный строй и родоплеменная организация общества.
Общественная власть и социальные нормы при родовом строе.
Разложение первобытно-общинного строя и появление государства.
Завершение процесса возникновения государства.
Происхождение права.
Введение……………………………………………………………………...
3
Глава 1. Первобытно-общинный строй и родоплеменная организация общества………………………………………...............
4
Глава 2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе……………………………………………………………………
7
Глава 3. Разложение первобытно-общинного строя и появление государства…………………………………………............................
10
Глава 4. Завершение процесса возникновения государства……….
15
Глава 5. Происхождение права………………………………………
17
Тесты…………………………………………………………………...
19
Заключение…………………………………………………………………..
20
Список литературы………………………………………………………….
Новосибирский государственный аграрный университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства
Контрольная работа по теории государства и права
Тема: «Происхождение государства и права»
Выполнил: Жориков Н.В.
Курс: 1
Шифр: ДЮ 11032
Дата: 25/09/2013
Проверил:
Дата:
Подпись:
Новосибирск – 2013
Содержание: |
|
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Первобытно-общинный
строй и родоплеменная организация общества………………………………………....... |
4 |
Глава 2. Общественная власть
и социальные нормы при родовом
строе………………………………………………………………… |
7 |
Глава 3. Разложение первобытно-общинного
строя и появление государства…………………………………………... |
10 |
Глава 4. Завершение процесса возникновения государства………. |
15 |
Глава 5. Происхождение права……………………………………… |
17 |
Тесты………………………………………………………………… |
19 |
Заключение…………………………………………………… |
20 |
Список литературы………………………………… |
22 |
Введение
В ходе данной работы мы рассмотрим вопрос о постепенном разложении первобытно-общинного строя. Сначала выделение из рода старейшин, вождей, предводителей охоты, базировался выбор рода исключительно на авторитете, глубоком уважении всех членов рода к старшим, к их опыту, мудрости, храбрости. Дальнейшее разделение рода на племена, семьи. В более позднее время это уже деление по имущественным, сословным, кастовым или классовым различиям. И в конце концов возникновении государства, как формы организации общества, призванной обеспечивать его целостность и управляемость.
Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства коренятся в разных областях: экономики, морали, религии, социальной сфере жизни людей. Они в разных степенях в разные эпохи повлияли на организацию общности.
Написание данной работы преследовало собой цель рассмотреть теоретические аспекты разложения первобытной общины и возникновению такой формы общности как государство.
Для достижения поставленной цели был произведен анализ учебной литературы из ниже перечисленного списка литературы. Особо хочется отметить из них учебник под редакцией Пиголкина А.С. «Теория государства и права». В нём доходчивее всего описаны многие этапы разложения первобытно-общинного строя и появления государства.
Глава 1. Первобытно-общинный строй
и родоплеменная организация общества
Правильное понимание
любого социального явления невозможно
без знания его исторических корней,
того, в каких условиях данное явление
возникло, как оно развивалось
и каким стало в современной
действительности. Такой исторический
подход необходим для познания и
уяснения сущности государства и
права. Рассмотрим некоторые закономерности
происхождения государства и
права. К числу таких закономерностей,
выявленных и подтвержденных современной
наукой, относится тот факт, что
государство и право
Самые ранние формы
объединения предков
Прежние «дородовые» объединения не были устойчивыми, не могли обеспечить условий сохранения и развития человека как биологического вида. Изготовление и совершенствование орудий труда требовало развития не только инстинктов, но и памяти, навыков сознания, членораздельной речи, закрепления и передачи их последующим поколениям. Преемственность поколений не могла быть осознана и закреплена без объединения рода как наиболее устойчивой формы естественной связи между предками и потомками первобытного человека. Кровнородственная организация соответствовала и потребности здорового физического развития человека, поскольку кровосмешение не давало здорового потомства.
Считается что переход к экзогамии (запрет брачных отношений между членами родственного коллектива в эпоху первобытно-общинного строя) в первобытно-общинном строе обусловлен:
1) необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками;
2) стремлением расширить социальные контакты и завязать отношения с другими коллективами;
3) необходимостью установления социального мира в коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы;
Это явилось одной
из важнейших закономерностей
Большое значение
имел род, как устойчивая форма общежития
и для развития первобытного производства,
его материальной культуры. Экономика
первобытной общины базировалась на
низком уровне развития производительных
сил. В эпоху палеолита и мезолита
хозяйство родового строя было добывающим,
то есть получающим готовый продукт
от дикой природы благодаря охоте,
собирательству плодов, рыбной ловле.
Лишь на позднейших этапах родового строя
появляются зачатки мотыжного земледелия.
Такое хозяйство могло
Возникший кровнородственный
принцип объединения
Другой закономерностью является и тот факт, что родовая община сохраняла свою роль не только в глубокой древности, но и на последующих ступенях развития цивилизации – в период становления раннефеодальных государств у древних германцев, англосаксов, славянских народов.
Таким образом, род (первобытная родовая община) представлял собой первичную ячейку организации первобытно-общинного строя, объединяемую кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства и проистекающими из этих условий равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.
Глава 2. Общественная власть
и социальные нормы при родовом строе
Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины.
В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Все важные общие дела, касающиеся всего рода, решались общим собранием.
Собрание избирало старейшину,
военных вождей, предводителей охоты,
которые управляли повседневной
жизнью родовой общины. Для решения
особо важных дел собирался совет
старейшин, вождей. Власть старейшин
и вождей базировалась исключительно
на авторитете, на глубоком уважении членов
рода к старшим, их опыту, мудрости,
храбрости охотников, воинов. Споры
между членами общины разрешались
теми, кого они касались. Принуждение
было сравнительно редким явлением. Оно
состояло, как правило, в наложении
обязанностей за провинность, крайней
формой было изгнание из общины. В подавляющем
большинстве случаев достаточно
было простого осуждения сородичей,
порицания старших, в особенности
вождей, старейшин. Род давал защиту
всем своим членам от внешних врагов,
как своей военной силой, так
и глубоко укоренившимся
Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. По современной этнографической терминологии это было потестарное правление (лат. potestas – власть), но еще не политическая власть.
Огромную роль в родовой
общине играли обычаи, с помощью
которых регулировалась жизнедеятельность
рода и его членов. В формировании
и поддержании обычаев большое
значение имели религиозные, мистические
представления первобытных
На основе генетических связей и языческих культов соблюдение обычаев становилось прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода. Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие непримиримых противоречий между ними. В обычаях родового строя не было еще видового различия традиционных, нравственных, религиозных и правовых норм, как это имеет место в более развитых цивилизованных обществах.
На поздних стадиях существования родового строя начался процесс отпочкования новых родовых общин от первоначальных, происходило деление крупных родов на мелкие роды или большие семьи. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований – братств (фратрий) и племен. Тем не менее племена и братства еще долгое время сохраняли черты родоплеменной организации. Племя, как правило, имело свою территорию, свое имя, язык или диалект однородной основы с языком объединившихся племен, общие для племени религиозные и бытовые обряды. Организация племенной власти основывалась на началах родоплеменной демократии: племенной совет, состоявший из верховных вождей (старейшин) родов, входящих в состав племени, и военного вождя племени. Все они избирались соплеменниками.
Деятельность племенных
органов содействовала
Глава 3. Разложение первобытно-общинного
строя и появление государства
Развитие общественного
производства не могло остановиться
на первобытном уровне. Следующий
эволюционный этап связан с переходом
от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство,
собирание плодов) к производящему
– скотоводству и пахотному земледелию.
Этот процесс, по данным археологии и
этнографии, начался 10–12 тыс. лет назад
и продолжался – у разных народов
– несколько тысячелетий. Он получил
название неолитической революции,
поскольку произошел в эпоху
позднего неолита, на рубеже перехода
к эпохе бронзы, когда человек
научился выплавлять и употреблять
сначала цветные металлы –
медь, олово, бронзу, золото, серебро, а
затем и железо. Эти стадии, а
также овладение культурой