Прокуратура РФ в системе управления государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является изучения истории образования органов прокуратуры России и их место в современной системе государственного управления.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Ознакомиться с историей развития органа прокуратуры в XII в., советский и постсоветский период, и ознакомиться с текущим положением органов прокуратуры в системе государственного управления;
2. Раскрыть понятие, правовой статус и функции органов прокуратуры;
3. Определить и раскрыть контрольные (надзорные) функции прокуратуры;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. История российской прокуратуры ……………………………………………5
1.1. Становление органов прокуратуры (XVII в. – 1917 г.) …………………....5
1.2.Органы прокуратуры в советский и постсоветский период ……………….9
2. Место органа прокуратуры в системе современного государственного управления ………………………………………………………………………15
2.1. Понятие, правовой статус, функция органов прокуратуры, их место в системе государственного управления ………………………………………...15
2.2. Система органов прокуратуры в РФ ……………………………………....17
2.3. Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры …………………………………………………………………..…23
Заключение ………………………………………………………………………28
Список использованных источников и литературы ………………………..…30
Приложение ……………………………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 74.05 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Чувашский государственный  университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «ЧГУ  им. И.Н. Ульянова»)

 

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ  ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Прокуратура РФ в системе управления государством

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнила:

студентка группы ИГФ-32-12

Трофимова Анна Ливерьевна

 

 Научный руководитель:

 к.и.н., доцент Карпов А.В.

 

 

 

 

Чебоксары 2013

 

Оглавление 

Введение …………………………………………………………………………..3

1. История российской прокуратуры ……………………………………………5

1.1. Становление органов  прокуратуры (XVII в. – 1917 г.) …………………....5

1.2.Органы прокуратуры  в советский и постсоветский период ……………….9

2. Место органа прокуратуры в системе современного государственного управления ………………………………………………………………………15

2.1. Понятие, правовой статус, функция органов прокуратуры, их место в системе государственного управления ………………………………………...15

2.2. Система органов прокуратуры в РФ ……………………………………....17

2.3. Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры …………………………………………………………………..…23

Заключение ………………………………………………………………………28

Список использованных источников и литературы ………………………..…30

Приложение ……………………………………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Глубокие социально-экономические перемены в деятельности прокуратуры очень важны в нынешних условиях, так как они обеспечивают верховенство закона, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Прокуратура имеет свою давнюю историю. Проводимые Петром I реформы, впервые в России появилась система органов прокуратуры. И на протяжении всего времени, о прокуратуре  не утихают споры, о ее роли и места в системе управления государством, о ее функции и задачах, о взаимодействии с другими контролирующими государственными органами. Место прокуратуры России в системе органов государственной власти часто становился предметом дискуссии, переходивших в ожесточенные споры с участием законодателей, политиков, практических работников органов прокуратуры, юстиции и др.

М.В. Баглай, исследуя проблему органов государственной власти пишет: «Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти - законодательную, исполнительную судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти»1. По его словам можно сказать, что к таким органам он относит и прокуратуру.

Так, Е.А. Маштакова считает, что «Это вызвано и тем обстоятельством, что отнести к какому-то иному виду власти специализированные контрольные органы без соответствующих оговорок невозможно»2. Таким образам, профилирующая роль контроля в деятельности ряда органов государственной власти позволяет определить систему органов прокуратуры, как четвертую (контрольную) государственную власть.

Правозащитное надзорное направление стало для прокуратуры приоритетным. В настоящее время прокуратура – практически единственный государственный орган, осуществляющий бесплатное правовое обеспечение населения. Эффективное выполнение регулирующей функции государства полагает наличие хорошо организованной, эффективной системы государственного контроля и надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений Правительства РФ.

Особым средством решения проблемы является установление приемлемых соотношений прокурорского надзора и функций органов, выполняющих контрольные полномочия законодательной, исполнительной, судебной власти и Президента РФ. В связи с этим актуальным становится изучение роли прокуратуры в системе государственного управления.

Целью исследования курсовой работы является изучения истории образования органов прокуратуры России и их место в современной системе государственного управления.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

    1. Ознакомиться с историей развития органа прокуратуры в XII в., советский и постсоветский период, и ознакомиться с текущим положением органов прокуратуры в системе государственного управления;
    2. Раскрыть понятие, правовой статус и функции органов прокуратуры;
    3. Определить и раскрыть контрольные (надзорные) функции прокуратуры;

 

Предметом исследования является

Объектом исследования является органы прокуратуры, взаимодействующие с другими государственными органами, обладающие властными полномочиями.

Методологическую основу курсовой работы составляют научные методы исследования: формально-юридический, социологический, исторический. Использование исторического, социологического методов познания позволило изучить органы Российской прокуратуры с позиций их исторического развития, раскрыть и проанализировать общественное мнение и эффективности деятельности прокуратуры России и заключить выводы о целесообразности ее существования и функционирования в будущем. Формально-юридическим исследованиям, анализу подверглись нормы действующего и ранее действовавшего законодательства. Использованы материалы правоприменительной практики по исследуемой теме.

При написании работы использовались работы авторов, как В.Е. Чиркин, А.Я. Сухарева, С.М. Казанцев, Д.В. Кузнецова, Н.В. Ласкина,  В.Г. Бессарабов, В.И. Басков, С.М. Соловьев.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, содержащих последовательное изложение и раскрывающих тему курсовой работы, заключение, список использованных источников и литература, а также приложение.

 

  1. История российской прокуратуры
    1. Становление органов прокуратуры (XVII в. – 1917 г.)

Основателем прокуратуры в России является Петр I, который выполнял активное реформирование всей структуры государственного управления, целенаправленную деятельность по созданию единого централизованного государства. В 1722 г. Петр I ввел новый государственный институт, ранее не существовавший в России, - прокуратуру. 13 января 1722 г. Петр I издал Указ «Об установлении должности прокуроров в надворных судах». Цель, поставленная перед прокуратурой, - проведение в жизнь экономических, социальных и политических реформ царя вопреки сопротивлению местных органов власти. Средства, используемые прокурорами, носили уже тогда чисто надзорный характер. По замыслу императора прокурорский надзор был сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата и в первую очередь за Сенатом. Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. Вслед за этим 27 апреля 1722 г. Петр I издал Указ «О должности Генерал-прокурора». Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. Прокуроры были учреждены в каждой коллегии, а также на периферии3. Так возникла надзорная функция прокуратуры, которая многие годы доминировала в ее деятельности. Появилась и функция надзора за судом, которая затем получила дальнейшее развитие. Надзирала прокуратура за законностью деятельности и других государственных органов и структур.

Петр I полагал, что прокуратура  должна стоять на страже интересов  государя, государства, церкви и всех граждан. Создавая прокуратуру, возлагая на генерал-прокурора надзор за соблюдением  интересов государства и исполнением законов, Петр I уже 17 апреля 1722 г. издал Указ «О хранении прав гражданских». Защищая и охраняя права гражданские, царь, наряду с другими задачами, возложил решение этой проблемы на прокуратуру как орган надзора.

По мнению историков, в  России институт надзора включал  в себя элементы французской прокуратуры, шведских омбудсменов и немецких фискалов и чисто русские изобретения. Из Франции была заимствована главная  функция - надзор за точным исполнением  закона тем органом, при котором  находится прокурор4.

Надзор прокуратуры, а  также средства реагирования прокуроров заключались в следующем. Заметив  нарушение, прокурор вначале устно  предлагал устранить его, а если его обращение не помогало, он приносил протест. Письменный протест поступал в тот орган, который нарушил закон и от которого зависело принять его или же остаться при своем мнении. При этом руководитель учреждения обязан был направить в вышестоящую инстанцию или Сенат вместе с протестом прокурора свои объяснения о причинах несогласия с прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливало действие того постановления, которое опротестовывалось. Непосредственное уголовное преследование прокуратурой не осуществлялось; прокуроры наблюдали только за ходом расследования дела и имели «попечение» об арестантских делах.

Во время правления  Екатерины I власть постепенно сосредоточилась  в руках аристократии, что не могло  не сказаться на положении генерал-прокурора, а затем и всей прокуратуры. При  Екатерине I отмечается значительный отход  от установленного Петром I порядка  осуществления высшего надзора  прокуратуры за соблюдением законов  в государстве; сужается государственное  значение прокуратуры и возглавляющего ее генерал-прокурора. Во главе правительства  был установлен Верховный тайный совет, а затем Кабинет, что привело к существенному ограничению полномочий Сената. В некоторых сферах деятельности государственных органов вновь возрождается фискальная служба. В октябре 1730 г. императорским указом восстанавливалась должность генерал-прокурора и прокуроров в коллегиях и надворных судах.

Вторично прокуратура  была отменена в регентство Анны Леопольдовны. 15 декабря 1740 г. был издан Указ об утверждении обер-прокуроров в Сенате и Святейшем Синоде, которым упразднялась должность генерал-прокурора, а обер-прокурор оставлен без подчиненных. И только при Екатерине II роль прокурора вновь стала возрастать. С разделением Сената на департаменты генерал-прокурор охватывает своим контролем всю их деятельность, а к концу XVIII в., продолжая оставаться органом надзора, фактически становится высшим органом управления общей компетенции. Перед прокуратурой ставились задачи защиты государства и справедливости, в том числе и защиты интересов подданных российского государства.

В документе под названием  «Учреждение для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г., предусматривалась специальная  глава «О прокурорской и стряпческой  должности», в которой устанавливались  широкие полномочия прокуроров по общему и судебному надзору, а также  надзору за местами лишения свободы, конкретизировались должностные обязанности. Согласно указанному акту прокуроры  осуществляли:

1) охранение общего благоустройства  в губернии;

2) надзор по казенному  управлению;

3) надзор по суду и  расправе.

Следовательно, у прокуроров сохранялась общенадзорная функция и вводилась функция надзора за судами.

При Павле I генерал-прокурор был одновременно министром юстиции, министром финансов и министром  внутренних дел. Потом он стал только министром юстиции, т.е. принадлежал к исполнительной власти, хотя и надзирал за судом.

Во время царствования Александра I (1801-1825 гг.) деятельность органов  прокуратуры была существенно усилена. Согласно циркулярному ордеру от 22 сентября 1802 г. были расширены полномочия губернских прокуроров: им были прибавлены «подробные ведомости по делам о должностных  и общеуголовных преступлениях», а в ведомостях о «колодниках» должны были уточняться сведения о режиме их содержания и состоянии тюрем. Ордер впервые возлагал на прокуроров надзор за следствием как особую сферу контроля. В надзоре по делам гражданским главное внимание прокуроров должно было быть сосредоточено на соблюдении подсудности и пресечении волокиты.

До судебной реформы, в 1862 г., Государственный Совет Российской Империи принял «Основные положения  о прокуратуре», в которых определялось государственное назначение прокурорского  надзора, его содержание (предмет), задачи и полномочия прокуроров. В «Основных  положениях о прокуратуре» были сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры, которые оставались незыблемыми  на протяжении всего периода существования  Российской Империи.

После убийства Александра II (1 марта 1881 г.) в период царствования Александра III принимаются меры к  усилению судебной репрессии в отношении  революционно настроенных масс; существенно  ограничиваются полномочия суда присяжных  и, наоборот, расширяется сфера коронного  суда. Рескриптом Александра III учреждается  комиссия во главе с Генерал-прокурором Н.В. Муравьевым, которая в течение  шести лет упорно работала над  проектом по усилению прокурорского  надзора, о превращении прокуратуры  в сугубо карательный орган.

Реакционным, сугубо карательным  органом прокуратура России продолжала оставаться вплоть до 1917 г., пока она  не была ликвидирована вместе с рухнувшим  царским самодержавием5.

Информация о работе Прокуратура РФ в системе управления государством