Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:20, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы - раскрыть сущность процесса формирования правовых норм.
Для достижения указанной цели обозначены основные задачи
- дать понятие правотворчеству;
- раскрыть принципы правотворчества и его стадии;
- рассмотреть понятие и виды форм (источников) права.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВА 7
2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА И ЕГО СТАДИИ 12
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.
Все общественные отношения регулируются правовыми нормами, которые призваны обеспечить правопорядок в той или иной сфере жизнедеятельности. То есть, по сути, поведение человека в той или иной ситуации регулирует конкретная норма права, являющаяся основной составляющей, входящей в систему правовых средств, без которой дальнейшее развитие права не возможно.
Правовая норма права
Правовая норма представляет собой определённый метод воздействия на регулируемые отношения. При этом методы регулирования абсолютно не идентичны, как и сами отношения. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников отношений, регулируемых этой нормой; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей.
Таким образом, норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить [11, с. 299]
Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия.
Официальное установление или признание правовых норм, выраженного в законах и иных официальных источниках, происходит на базе возникновения сложившихся условий жизни общества и деятельности государства, возникающих при этом социальных потребностей, целей, ожиданий членов общества, организаций людей, органов государства, постепенного накопления опыта их удовлетворения, реализации и разрешения возникающих противоречий и т. п.
Никакая норма не возникает не откуда. Она является кропотливым трудом и является реакцией общества на конкретные жизненные ситуации, складывающиеся на определенном историческом этапе развития общества, государства.
Процесс формирования (создания) правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Прежде всего, оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства - Конституции. Отступая от принципа законности либо создавая правовые нормы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, подрывает доверие народа [4, с. 150].
Особым видом государственной деятельности является правотворчество, характеризуя которое необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что юридическая наука рассматривает его в рамках более широкого понятия – формирования права (правоообразования). Формирование правовых норм представляет собой сложный, длящийся, много факторный процесс, изучение которого представляется абсолютно необходимым условием для правильного понимания формирования права независимо от того, происходит такое формирование путём спонтанного становления обычая, признаваемого затем государством правовым, либо путём постепенного накопления судебной практики, религиозных и нравственных правил, либо, наконец, законодательным установлением правовых норм государственными органами.
Проблематика процесса формирования правовых норм занимала и продолжает занимать внимание исследователей, так как потенциал различного рода концепций и теоретических конструкций в указанной сфере далеко не исчерпан.
Цель настоящей курсовой работы - раскрыть сущность процесса формирования правовых норм.
Для достижения указанной цели обозначены основные задачи
- дать понятие правотворчеству;
- раскрыть принципы правотворчества и его стадии;
- рассмотреть понятие и виды форм (источников) права.
Объектом настоящего
исследования являются общественные отношения,
складывающиеся в процессе правообразования
как сложного и многофакторного
процесса формирования нормативной
основы существования и
Методологическую основу
работы составляют универсальные приемы,
средства и гносеологические принципы,
посредством которых
Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВА
Как уже упоминалось выше, процесс формирования правовых норм представляет собой сложный, длящийся и многофакторный процесс. В разных условиях и разных странах он может протекать по-разному, но в целом в нем есть много общего, независимо от особенностей того или иного общества. Это общее вытекает из необходимости непрерывной рационализации, усовершенствования совместной жизни люде, их взаимоотношений [5, с. 293].
Процесс формирования права,
правовых норм можно назвать «вызреванием»
в обществе соответствующих
При помощи средств массовой информации в обществе вырабатываются взгляды, представления о будущем регулировании, общественное мнение о нем, то есть происходит осознание целесообразности и необходимости регламентации соответствующего вида отношений при помощи юридических средств.
Обозначенный этап формирования правовых норм является составляющей такого понятия как «правотворчество».
Правотворчество - важнейшая сторона деятельности государства, представляющая собой форму его активности, непосредственной целью которой является формирование правовых норм, их изменение, отмена или дополнение.
В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.
По своей социальной сути правотворчество выступает как процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных юридических актах, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам поведения – государственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает собой деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов [20, с. 214].
Основными функциями правотворчества являются:
- обновление законодательства, издание новых нормативно-правовых актов;
- устранение (отмена) устаревших юридических норм;
- восполнение пробелов в праве.
Во все времена и
эпохи существования общества и
государства требовалось
Правовое регулирование общественных процессов заключается в достижении основной цели - обеспечении порядка и законности, развитию различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Эта цель является характерной для любого государства в любой исторический промежуток времени [15, с. 191].
Республика Беларусь впервые в Конституции 1994 г. провозгласила себя правовым государством. Правовое государство – это государство, в котором существуют разделение властей, верховенство права, государство ограничено правом, нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения, гарантируются права и свободы человека и гражданина, юридическая защищенность граждан от произвола государства, на практике реально действует принцип взаимной ответственности государства и граждан. Все эти положения закреплены в Конституции Беларуси, но многие из этих положений нам на практике еще предстоит реализовать.
Согласно части 1 ст. 2 Конституции «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Конституция Беларуси возложила на государство высшую цель – обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь (часть 1 ст. 21 Конституции). Государственные органы, должностные и иные лица обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть 2 ст. 59). В Республике Беларусь на практике начал впервые в истории ее государственности осуществляться принцип: «Не граждане для государства, а государство для граждан».
Немаловажное значение для Республики Беларусь имеет норма, закрепленная в части 1 ст. 8 Конституции: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Это норма-цель, норма-принцип, которой должны руководствоваться все субъекты правотворческого процесса.
Осуществление и реализация прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции, невозможна без функционирования механизмов, которые бы регламентировали порядок их реализации, устанавливали гарантии их защиты и ответственности за их нарушение. Этим основным механизмом должны стать законы.
Все эти факты свидетельствуют о том, что правотворческий процесс для Республики Беларусь имеет актуальное значение.
Процесс формирования правовых норм определяется многими факторами. Испытывая сильные субъективные влияния, он обусловлен в первую очередь социально-экономическими потребностями общества, его политическим положением в конкретный исторический период. Немаловажное значение имеет и характер осуществляемой в стране власти, степень учета интересов личности, стремление к обеспечению баланса интересов всех социальных слоёв населения. Социальный опыт показывает, что чем демократичнее общество, тем быстрее новые идеи, в том числе и правовые, находят поддержку и воплощение в жизнь. В тоталитарных обществах, где нет свободы мнений, нет конкуренции идей, обычно доминирует официальная позиция, власти нетерпимо относятся ко всем проявлениям новых подходов, отличающихся от официальных представлений.
Существенно влияет на процесс формирование правовых норм уровень правосознания и правовой культуры общества, политическая активность населения, национальный фактор, международное положение страны и т.д.
Обусловленная перечисленными и другими факторами, возникающая в жизни необходимость и потребность в регулировании правом определенных общественных отношений, естественно, должна быть осознана законодателем на профессиональном уровне. О правильности правовых норм и законов в целом, их ценности отдельные индивиды, социальные группы судят потому, насколько в нормах отражены их интересы, ожидания, предпочтения. Оценки убеждения и представления людей по поводу обсуждаемого или принятого нормативно-правового акта, по существу, предопределяют эффективность его реализации. В данном случае весьма существенное значение имеет уровень компетентности разработчиков правовых норм, законопроектов, уровень их правосознания и правовой культуры, особенно если их носитель может повлиять на законодательное решение. Другими словами, законы формулируют и принимают люди, обладающие соответствующими правомочиями. И в каждом акте заключаются идеи, мысли, несущие на себе отпечаток конкретной личности. В этой связи следует особо подчеркнуть важность высокого уровня правовой культуры всех субъектов разработки, обсуждения и принятия правотворческих решений [5, с. 294].
И так, правовые нормы как общеобязательные правила поведения возникают, изменяются или отменяются в результате специальной деятельности компетентных государственных органов, которую называют в юридической науке правотворчеством [5, с. 291].
На основании изложенного,
правотворчество – это
Процесс формирования права можно определить, как объективно складывающееся и субъективно выявляющееся в жизни общества и государства взаимодействие, влияние разнообразных социальных факторов на формирование правовых норм; этот процесс, безусловно, смыкается с завершающей стадией – юридически оформленным процессом правотворчества государства как организованной деятельностью его правотворческих органов по созданию либо признанию и закреплению в юридически обязательной форме норм права [25, с.124].
2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА И ЕГО СТАДИИ
Любой процесс, в том числе процесс формирования правовых норм, построен на исходных направляющих началах – принципах.
Понятие принципов формирования правовых
норм является одной из актуальных
проблем современной