Развитие законодательства о защите прав потребителей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:41, статья

Краткое описание

Формирование законодательства о защите прав потребителей явилось одним из результатов экономических и правовых реформ, проводимых в РФ. Именно в конце 80-х - начале 90-х годов стала актуальной проблема создания гарантий прав граждан-потребителей. Это было связано, прежде всего, с тем, что с развитием рыночных отношений, когда в условиях свободы предпринимательской деятельности прибыль стала важнейшим показателем эффективности хозяйствования, изготовители товаров, торговые организации и организации обслуживания, а также иные предприниматели, используя свое положение на потребительском рынке, стали диктовать потребителям невыгодные для них условия, нарушать их интересы.

Вложенные файлы: 1 файл

статья зпп Батурина С В Пд-09-1.doc

— 32.50 Кб (Скачать файл)

Батурина С. В., Елькина Н. В.

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РФ

Формирование законодательства о  защите прав потребителей явилось одним  из результатов экономических и  правовых реформ, проводимых в РФ. Именно в конце 80-х - начале 90-х годов стала актуальной проблема создания гарантий прав граждан-потребителей. Это было связано, прежде всего, с тем, что с развитием рыночных отношений, когда в условиях свободы предпринимательской деятельности прибыль стала важнейшим показателем эффективности хозяйствования, изготовители товаров, торговые организации и организации обслуживания, а также иные предприниматели, используя свое положение на потребительском рынке, стали диктовать потребителям невыгодные для них условия, нарушать их интересы.

Экономическое неравенство производителей товаров и услуг, продавцов, с одной стороны, и потребителей, с другой, возможно было преодолеть только при помощи специального правового регулирования. Поэтому появилась необходимость принятия специального законодательства о защите прав потребителей товаров, работ, услуг, направленного на обеспечение приоритета интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями.

В условиях формирования рыночных отношений необходимость  обеспечения интересов граждан на рынке потребительских товаров и услуг явилась объективной предпосылкой принятия в 1992 г. Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».1 Им были урегулированы отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), установлены права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определил механизм реализации этих прав. Также Закон определил правовые последствия нарушения прав потребителей в различных сферах - при продаже товаров, при выполнении работ (оказании услуг). Таким образом, принятие Закона имело большое значение для потребителей, который стал своего рода «конституцией потребителя».2

Потребительское законодательство не исчерпывается одним только Законом "О защите прав потребителей". Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей представляет собой крупный массив нормативных актов, объединяя нормы различных отраслей права, и содержит меры государственного регулирования, устанавливаемые в целях защиты одной из сторон правоотношения — потребителя. Это целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений правительства, регулирующих отдельные отрасли потребительского законодательства.  От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. В Уголовном кодексе России имеется специальная статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе "Об административных правонарушениях". Доминирующую роль в регулировании отношений с участием потребителей занимает гражданское право, поскольку именно оно образует определенную систему расположенных в иерархической последовательности нормативных актов, значение которых определяется их юридической силой. Нормы Закона о защите прав потребителей имеют приоритет по отношению к иным законам (за исключением ГК РФ), которые регулируют отношения в области защиты прав потребителей.3

По общему правилу, нормы, содержащиеся в международных договорах имеют преимущественную силу перед внутренним законодательством государства. Первым международным договором в сфере потребительского законодательства является Варшавская конвенция 1929 г. "Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок" с изменениями 1959 года.

15 марта 1962 года (этот день отмечается  как Всемирный день защиты  прав потребителей), президент США  Джон Кеннеди произнес речь, в  которой провозгласил четыре основных права потребителей: право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию. А 23 года спустя, 9 апреля 1985 г., была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для зашиты интересов потребителей» (резолюция 39/248), которая закрепила восемь основополагающих прав потребителей, добавив к вышеперечисленным право на потребительское образование, право на удовлетворение основных потребностей в еде, питье, одежде, жилище, а также право на качество и право на возмещение ущерба.4

Таким образом, в настоящее время  система гражданского законодательства в области защиты прав потребителей выглядит следующим образом: Гражданский кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей, принятые в соответствии с ними иные федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

1 Ерошкин А. М.  Права потребителей и развитие конкуренции/ А. М. Ерошкин.// М.: Пресса, 1999. - С.72-73.

2 О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»// Российская газета. -1996.  -21 декабря.

3 Парций Я. Е. Закон РФ «О защите прав потребителей» /Я. Е. Парций.//М.: Международный центр финансово-экономического развития. - 1996. С.19.

4 Забелин С. Потребитель, закон на твоей стороне!/С. Забелин// Журнал "Человек и Закон" . – 2006. -№ 4. 


Информация о работе Развитие законодательства о защите прав потребителей в РФ