Система и структура права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
Представляется, что анализ тематики « Система и структура права» достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
1. Структура права
1.1. Норма права……………………………………………………4
1.2. Структура правовой нормы………………………………..10
1.3. Классификация норм права………………………………..15
2. Система права
2.1. Понятие системы права…………………………………….24
2.2. Структурные элементы системы права…………………..28
3.Заключение………………………………………………………33
4.Используемая литература …………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТГП.docx

— 56.43 Кб (Скачать файл)

 «Система и структура права»

 

 

 

                                          Содержание  
Введение……………………………………………………………..3 
1. Структура права 
1.1. Норма права……………………………………………………4 
1.2. Структура  правовой нормы………………………………..10 
1.3. Классификация  норм права………………………………..15 
2. Система  права 
2.1. Понятие системы  права…………………………………….24 
2.2. Структурные  элементы системы права…………………..28 
3.Заключение………………………………………………………33 
4.Используемая  литература …………………………………….35 
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение  
    В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий  и методов, и проблематика данного  исследования по-прежнему несет актуальный характер. 
Представляется, что анализ тематики « Система и структура права»  достаточно актуален и представляет научный и практический интерес. 
    Характеризуя  степень научной разработанности  проблематики Система и структура  права, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных  авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики Система и структура права. 
Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость темы Система и структура права состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах. 
    С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую, так и практическую значимость.  
    Определенная  значимость и недостаточная научная  разработанность проблемы Система  и структура права определяют научную новизну данной работы. 
  

                                    Структура права. 
1.1Норма права.  
    Структура права – это строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей.  
    Право каждой страны, будучи единым по своему содержанию, характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией, на относительно автономные и в то же время связанные между собой части. Говоря о строении права, обычно выделяют нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли. В данном случае, конечно, речь идет лишь о праве, формируемом государством.  
    Вместе  с тем более общий взгляд на право позволяет обнаружить в  его структуре целые слои, пласты, части и представить его в  виде «многослойного пирога». Таких  слоев в структуре права насчитывается шесть.  
    1. Права человека (естественные права). Это глубинный слой права, содержащий  его «гены», «ДНК» и являющийся  основой права позитивного, исходящего  от государства. Права человека  – это возможности человека, позволяющие  ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, социального положения с момента рождения, и поэтому эти права называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они вытекают как бы из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природных факторов (право на жизнь, на свободу, на счастливое детство и т. п.). На сегодняшний день их насчитывается более пятидесяти. Ранее права человека существовали в виде идей, представлений. Теперь же большинство из них закрепляется в международно-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также находит отражение во внутреннем законодательстве многих государств (в России – в Конституции, Декларации прав человека и гражданина). Система прав человека постоянно и непрерывно развивается, что обусловлено ростом социальных притязаний, постоянным изменением представлений о качестве жизни в сознании все большего числа людей.  
    2. Принципы права. Это основные  идеи, начала, руководящие положения,  закрепленные в правовых нормах  и выражающие сущность права.  Они верны лишь тогда, когда  отражают объективные законы  общественного развития. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно. Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, ориентиром для законодателя, организаций, граждан. Но зачастую они сами приобретают самостоятельное регулирующее значение, а именно: когда суд, не найдя нормы для разрешения конкретного дела, формирует свое решение на основе принципов права применительно к рассматриваемому казусу. В этом случае мы ведем речь об аналогии права. К числу основополагающих принципов права относятся принцип демократизма (народовластия), принцип равенства всех перед законом и судом, принцип социальной справедливости, принцип гуманизма, справедливости и т. д. 
    Правовые  принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.  
    3. Нормы, принятые на референдуме  («референдумное право»). Эти нормы  относятся к нормам позитивного  права и регулируют наиболее  важные принципиальные вопросы  общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без искажений, допускаемых иногда парламентом. Как правило, во всех государствах этот слой права по своему объему незначителен, тонок, что, однако, отнюдь не умаляет его значимость. Референдумные нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законодательными актами и зачастую являются основой для разработки и принятия последних. 
«Референдумное  право» – новое правовое явление  для России. Но, начав с нуля, Россия уже имеет довольно большой массив референдумных норм, и костяк его составляет Конституция Российской Федерации.  
    4. Нормы, изданные государством, или  централизованные. Эти нормы разрабатываются  и принимаются различными федеральными  государственными органами (Госдумой, Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами). Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции). Субъекты Федерации также могут создавать нормы права, которые вместе с общефедеральными образуют единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм задаются центром. Эта заданность осуществляется на основе принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и поэтому имеющим высшую юридическую силу. Все это позволяет нормы государственных органов назвать централизованными нормами. 
    В нашем государстве централизованные нормы весьма многочисленны, что  в определенной мере есть наследие тоталитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся и не предоставляющей человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах их доля значительно меньше, поскольку государство стремится урегулировать лишь наиболее важные аспекты общественной жизни, предоставляя гражданам и организациям возможность решать многие интересующие их вопросы самостоятельно.  
    5. Корпоративные нормы. Это правила  поведения, вырабатываемые организациями  и распространяющиеся на их  коллективы. Эти нормы также называют нормами внутриорганизационными, внутрифирменными. Используется и такое их наименование, как нормы локальные (местные), хотя этот термин неточен и, кроме того, таит в себе опасность смешения их с нормами, принимаемыми органами местного самоуправления. 
Корпоративные нормы могут касаться различных  сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы  финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы. 
    Характеризуя  корпоративные нормы, можно указать  на следующую закономерность: чем выше уровень экономики той или иной страны, тем выше степень свободы субъектов (индивидуальных или коллективных), проживающих или находящихся на ее территории, и, следовательно, тем большее распространение получают нормы корпоративные, позволяющие организациям самостоятельно определять параметры своего поведения. В промышленно развитых странах доля корпоративных норм в общем массиве норм права весьма значительна, и по своему объему они существенно опережают нормы общегосударственные (централизованные).  
    6. Договорные нормы. Римские юристы  говорили: «Договор – это закон  для двоих». Этим они хотели  подчеркнуть, что договоры имеют  нормативный характер, поскольку  в процессе их заключения также  вырабатываются и правила поведения.  Нормативность регулирования в данном случае носит усеченный характер – договорные нормы не применяются в отношении всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нормативность правил поведения, установленных в договоре, особенно ясно просматривается в долгосрочных договорах.  
    Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между  субъектами договора суд, рассматривающий  его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они  не противоречат закону, и встанет  на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно-правовом характере договоров. 
    Договоры  распространены во многих сферах жизни. С демократизацией общественной жизни конструкция договора может  стать всеобщей. В развитом, истинно демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде принятия законодательных норм, применяется в минимальной степени. Следовательно, сфера договорного права может существенно расшириться. Уже на сегодняшний день можно отметить появление таких нетрадиционных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и др. 
    В нашей стране договоры используются пока недостаточно. В период господства тоталитарной системы развитие договорных связей не поощрялось. Договоры были в  основном средством реализации планов. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры будут играть значительную роль. По крайней мере предпринимательская деятельность без них практически невозможна.  
    Рассмотренные выше шесть элементов, «слоев», права  могут быть в свою очередь сгруппированы: 
    Права человека и принципы права составляют в структуре права правовую основу, базис права. Их назначение в основном состоит в обеспечении правотворческой  деятельности государственных органов, организаций, граждан, хотя нельзя сбрасывать со счетов и непосредственно регулирующую роль, которую они способны выполнять и которая особенно усиливается на переломных этапах общественного развития. 
Нормы, принятые на референдуме, и нормы, изданные государственными органами, объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц (общие интересы), и поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда оказывается вполне правомерным назвать референдумное и общегосударственное право правом публичным. Общие интересы всех членов общества сосредоточиваются в -основном на вопросах структуры, формирования и осуществления государственной власти, налогообложения, обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, т. е. отношения, основанные на власти и подчинении). 
    Есть  основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы: они выражают всего лишь отдельные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), строящих отношения между  собой (горизонтальные отношения). В них заложена их собственная воля, и эти нормы распространяются только в отношении этих лиц (физических, юридических). Применительно к нормам корпоративным и договорным употребление термина «частное право» совершенно справедливо.  
 
   
               

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Структура правовой нормы.  
    Структура правовой нормы - это способ организации  содержания правила поведения, находящегося в этой норме. Это правило поведения  можно представить в виде структурных  элементов, которые последовательно  раскрывают содержание нормы права. И таких структурных элементов всего три:   
    Гипотеза - элемент нормы, указывающий те жизненные  обстоятельства, при наличии или  отсутствии которых норма права  вводится в действие. Гипотеза является необходимым элементом структуры, который выступает условием обязательности диспозиции.  
    Простой гипотезой называют ту гипотезу, в  которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывается действие юридических  норм.  
Например: ст. 444 ГК РФ ""Если в договоре не указано  место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту"". 
В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость  от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Например: п.4. ст. 101 УК РФ ""Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения"". 
Альтернативная  гипотеза ставит действие норм в зависимости  от одного из нескольких перечисленных  в законе обстоятельств. Например: ст. 387 ГК РФ ""Права кредитора по обязательству переходят к другому  лицу на основании закона и наступления одного из указанных в нем обстоятельств..."", и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.   
 
    2. Диспозиция - это элемент юридической  нормы указывающий на правило  поведения, которому должны следовать  участники правоотношений. Это стержень юридической нормы, ее сердцевина, модель правомерного поведения. Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией, диспозиция действует, проявляет свои регулирующие способности. В зависимости от того, как излагается правило поведения, диспозиция может быть, простой. 
    Простая диспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывая его. Например: п.1. ст. 269 ГК РФ ""Лицо, которому земельный  участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и  пользование этим участком..."". 
    Сложная или описательная диспозиция указывает  и перечисляет все существенные признаки поведения. Например: ст. 249 ГК РФ ""Каждый участник долевой собственности  обязан соразмерно со своей долей  участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению"". 
    Альтернативная  диспозиция указывает несколько  вариантов поведения и участники  правоотношений могут следовать  одному из них. Например: п.2. ст.246 ГК РФ ""Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядится ею иным образом..."".  
 
    3. Санкция - это логически завершающий  элемент (структурный элемент), содержащий  указание на неблагоприятные  последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. Но с точки зрения философского и социологического подходов под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание) но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение ( 1.).   
 
    Простой или абсолютно-определенной санкцией является та, где размер неблагоприятных  последствий точно указан. Например: ст. 137 КоАП ""Изготовление и использование  радио передающих устройств без разрешения, влечет наложение штрафа в размере 50 рублей с полной конфискацией используемой радиоаппаратурой"". 
Сложной или  относительно-определенной санкцией является та, где границы неблагоприятных  последствий указаны от минимального до максимального или только до минимального. Например: п.1. ст.161 ""Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества,- наказывается исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет"". 
    Альтернативная  санкция - это санкция где названы  и перечислены несколько видов  неблагоприятных последствий, из которых  правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого  случая. Например: ст. 125 ""Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние,- наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платой или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев"".  
    Такое деление нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию называется логической нормой, элементы логической нормы связаны между собой и выявляются в тексте нормативных актов по условной схеме: ""если..., то..., а в противном случае..."". Деление юридических норм на гипотезу, диспозицию и санкцию впервые было предложено Голлунским и Строговичем. И мнение указанных авторов получило наиболее широкое распространение. Но не все правоведы согласны с тем, что юридическая норма состоит из трех структурных элементов. Так например многие дореволюционные юристы исходили из двучленного строения юридической нормы и в связи с этим признавали наличие норм не обеспеченных санкциями. 
    Сторонники  логической нормы рассматривают  абстрактную норму права и  берут логическую структуру нормы. Сторонники двучленного строения рассматривают реальную норму права и берут фактическую структуру нормы. 
Выявление двучленной структуры нормы имеет важное практическое значение. Потому что  позволяет видеть в каждом предписании  только те элементы, которые в нем  действительно существуют и следовательно, проводить четкий анализ норм. 
    Логическая норма также имеет неменее важное теоретическое и практическое значение. Логическая норма существует для того, чтобы выражать связи  между специализированными нормами  предписаниями. В условиях все больше усиливающейся специализации права, только при таком подходе (так как трехчленная схема позволяет видеть в юридической норме государственно принудительный регулятор общественных отношений) возможно, раскрыть юридический, государственно-властный характер специализированных правовых предписаний (например дефинитивных, норм-принципов и так далее). Иначе может сложиться впечатление, что норма исчезает, или что право состоит не только из норм но также и из теоретических положений, принципов и многого другого 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1.3Классификация норм права.  
    Проблема  классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории права, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философского общесоциологпческого) осмысления явлений правовой действительности. 
Классификация норм права преследует несколько  целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи. Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следующим признакам: 
По отраслевой принадлежности, т.е. по предмету и методу правового регулирования, все нормы  классифицируются по институтам и отраслям права. В соответствии с этими  объективными различиями законодатель издает кодифицированные акты, формируя тем самым отрасли законодательства, соответствующие отраслям права: нормы государственного права, нормы гражданского права, нормы административного права, нормы уголовного права, семейного права и т.д. 
    По  юридической силе, т.е. по актам, в  которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая более детальная классификация. 
    По  степени общности содержания нормы  права делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы. Нормы-принципы не содержат явно выраженных элементов норм права, они являются результатом нормативных обобщений, выражают социальное содержание всех норм права данной группы. В некоторых отраслях права нормы-принципы позволяют непосредственно регулировать отношения, специально не урегулированные конкретными нормами. Так, например, принципы гражданского права являются непосредственным основанием для применения аналогии права.  
 
    В отличие от норм-принципов общие  нормы — это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение ч. 1 ст. 307 ГК РФ, содержащей понятие обязательства и основания его возникновения, является общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды обязательств, служит как бы их общей частью, а ч. 2 этой же статьи, устанавливающая, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, является общей нормой, т.е. гипотезой, для многих последующих. Общей нормой является ст. 45 УК РФ, определяющая виды наказаний, применяемые к лицам, совершившим преступления. Среди общих норм ведущее значение принадлежит конституционным нормам. 
    Близким к делению норм по степени формальной определенности (степени общности) является их членение по формальным признакам  на нормы закона и нормы подзаконных актов. В литературе высказано справедливое суждение, что законодательные нормы по своей структурной организации наиболее развиты. По степени обобщения они делятся на конституционные, кодифицированные и отдельные.  
    По  характеру (или составу) предписываемых правил поведения (форме регулирования) правовые нормы могут быть обязывающими (предписывают совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют или разрешают совершение содержащихся в норме действий); запрещающими (предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т.е. являются косвенным указанием на правило поведения). 
    Эти виды норм свойственны различным  отраслям права. Первые две группы —  специфически регулятивные в позитивном смысле. В административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном 'и других отраслях права преимущественное место занимают обязывающие нормы, в гражданском же — управомочивающие. Но нет таких отраслей права, содержание которых исчерпывалось бы одной группой норм. Даже в уголовном праве — системе запрещающих норм необходимым компонентом являются обязывающие нормы общей части, а нормы о необходимой обороне и крайней необходимости — управомочивающие. (Нельзя сказать, что запрещающие нормы “обязывают не совершать”, они запрещают совершать.) 
Специфика запрещающих  норм состоит в том, что они  формулируются как полудиспозиции, т.е. прямо не устанавливают правил позитивного поведения, что характерно для обязывающих и управомочивающих норм. Они указывают лишь на запрещаемые  действия, которые нельзя совершать, и тем самым — диктуют правила поведения. Поэтому в запрещающих нормах нет прямо выраженных диспозиций. Статьи уголовного кодекса, содержащие уголовно наказуемые деяния, представляют собой гипотезы,которые слились с диспозициями. Но если их брать вместе с положениями общей части, то характер диспозиций-запретов вырисовывается полностью. Особенности уголовного закона сводятся к тому, что запрет в нем словесно не сформулирован, но он в силу своей общеизвестности логически предполагается. 
    Например, уголовное наказание за хищение  собственности означает запрещаемое  действие. Как должен вести себя субъект, какие ему следует избирать установки, каким образом сориентировать себя в общественной практике —  он должен решить сам. 
Анализируя социальную природу норм права, приходим к выводу о ведущем значении дозволений, так как они предполагают установление государством обязываний и запретов. Это значит, что все эти способы регулирования составляют единую систему, причем изменения в одной из норм права обязательно влекут корректировку других. 
В социальном плане  доминирующий элемент правовой нормы  состоит в том. что она что-либо предписывает, запрещает или разрешает. Если предписывающая определенное поведение  норма одновременно что-то запрещает  или разрешает, решающим, наиболее существенным в ней все же является то, что она предписывает. Этот доминирующий элемент правовой нормы всегда можно определить. Можно выделить два смысла “разрешения”: в рамках обязывающих или запрещающих норм и содержащееся в управомочивающей норме. 
    Очевидна  условность деления норм права на указанные виды. В процессе их реализации действующие субъекты всегда соотносятся  друг с другом как носители прав и обязанностей. Без такой связи  нормы права неосуществимы. Однако это деление имеет и политический, и правовой смысл. Оно дает возможность выяснить, на чем сделан акцент в поведенческой направленности нормы. Отсюда реальность существования обязывающих, запрещающих и управомочивающих норм. Нельзя переходить объективных 
границ этого разграничения. 
    В административном праве доминируют обязывающие нормы, в гражданском, семейном, трудовом, земельном и  ряде других регулятивных отраслей —  управомочивающие, в уголовном —  запрещающие. Большинство норм уголовно-исполнительного  законодательства — обязывающие, однако немало и запрещающих; большую часть (права осужденных) составляют управомочивающие нормы. 
Для обязывающих  и запрещающих норм характерна тесная взаимосвязь, переход одних в  другие. Правомочия юридических лиц  по гражданскому праву — это в то же время и обязанности их руководителей по административному праву. Нередко обязывание и управомочивание, запрещение и управомочивание как формы регулирования сливаются в одной и той же норме. 
    Для примера сошлемся на норму, содержащуюся в ст. 77 У П К РФ, которая устанавливает, что в исключительных случаях  лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть решением начальника тюрьмы или следственного изолятора оставлены с их письменного согласия в тюрьме или в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию. 
Представляется, что в данной статье содержится две  диспозиции, причем первая словесно отсутствует, но логически выражена через оборот “в исключительных случаях”. Следовательно, она может быть сформулирована таким образом: “Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию запрещается”. Вторая диспозиция — управомочивающая, но не обязывающая, так как в исключительных случаях и при наличии согласия осужденных они могут быть оставлены для работы по хозяйственному обслуживанию. 
    В законодательстве, в различных его  отраслях довольно часто наблюдается употребление таких смысловых оборотов: “как правило, не разрешается”, “как правило, может быть разрешено”, “в исключительных случаях”, “как правило, должно быть ...” и т.д. 
    Подобные  технические приемы позволяют охватить нормами права разнообразные отклонения от общих правил, которые порой невозможно заранее предвидеть во всех деталях. Тем самым расширяются границы правового воздействия, обеспечивается его гибкость в различных ситуациях. 
    И все же такое соединение форм регулирования следует отнести скорее к недостаткам, чем к положительным свойствам форм правовых норм. Здесь открываются широкие возможности для их свободного толкования специальными субъектами, исполняющими нормы, так как смысловое содержание подобных оборотов крайне неопределенно. Какой случай считать исключительным, а какой нет — неизвестно. Однако не следует в этих технических приемах видеть промах законодателя. Компетентные органы сознательно идут на их использование в законодательной практике, так как рассчитывают на юридическую квалификацию, на достаточно высокий уровень общей и правовой культуры тех, кто непосредственно причастен к реализации соответствующих норм. Иначе говоря, право не может постоянно оставаться в одних и тех же очерченных, традиционных формах выражения своих норм. Эти формы необходимо обогащать. 
    Обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы в свою очередь могут  быть классифицированы и по другим различным основаниям. Так, например, запреты подразделяют: по сферам общественной жизни — социально-экономические, политические, личные; по функциональному назначению — запреты в широком и узком смысле; по характеру и объему правового материала — информативные и элементарные; по степени определенности — абсолютные и относительные и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.3Формы изложения норм права  в правовых источниках

Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актам исполнительной власти) , то при анализе мы не всегда обнаружим все 3 элемента правовой нормы. Так, в статьях Конституции содержится, как правило, только гипотеза и диспозиция, санкция же отсутствует. В ряде статей уголовного закона гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а диспозиция формулируется лишь в общем виде. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают.

Фактически элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта. А иногда и в статьях различных нормативно-правовых актов. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые формы , способы своего выражения, но при этом они сохраняют свою логическую структуру.  Ведь норма права - это единое, общеобязательное правило поведения , которое исходит от государства и находится под его защитой.

Что такое статья нормативно-правового акта? Это форма выражения, способ изложения правовой нормы. Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

   Прямой  способ изложения.

Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все 3 элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало 3-х членной структуре нормы права. В действующих нормативно-правовых актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы , так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.

        Отсылочный способ изложения.

При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правового акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения. Например, статья 103 Уголовного кодекса РФ «Умышленное убийство» гласит:  «Умышленное убийство без отягчающих обстоятельств   , указанных в статье 102 настоящего кодекса , - наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет».  В этой статье диспозиция нормы не раскрывается.  Чтобы указать ее содержание нужно обратиться к статье 102 , где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах является убийство из корыстных побуждений, из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью, совершенное способом, опасным для жизни многих людей и тд. Следовательно, чтобы применить норму , которая содержится в статье 103  Уголовного кодекса, необходимо убедиться, что при умышленном убийстве отсутствуют признаки, указанные в статье 102 этого же кодекса. Статья 103 отсылает нас к статье 102, поэтому называется отсылочной. Вот почему и такой способ изложения структурных элементов правовой нормы в статьях закона также называется отсылочным.

   Бланкетный  способ изложения

При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность  за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержится гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается. Так, статья 252 Уголовного Кодекса России гласит : «Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от2 до 10 лет».  В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила (диспозиция), которые нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены. Для этого следователю, судье эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены  правила вождения или эксплуатации машины.

Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем:  при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы.  Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка  к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.

Таким образом норма права не тождественна статье закона. Норма права - это логически завершенное правило поведения , а статья закона - это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.

 

2. Система  права

  2.1. Понятие системы  права

Система как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни.

Информация о работе Система и структура права