Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:03, реферат
Проблема федерализма как в прошлом, так и сегодня занимает одно из центральных мест. Дело в том, что современный федерализм - это не только территориально-политическое устройство государства, но и форма государственного управления, к которой обращаются все больше и больше государств, притом иногда весьма различные по многим принципиальным критериям.
Несмотря на то, что подавляющее большинство государств мира являются унитарными, немало стран имеют федеративное политико-территориальное устройство.
Введение……………………………………………………………………..3
1.Федеративное устройство государства…………………………………3
2.Понятие федерализма…………………………………………………….5
3.Современные концепции и модели федерализма……………………...7
Заключение………………………………………………………………….9
Список литературы………………………………………………………...10
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Федеративное устройство государства…………………………………3
2.Понятие федерализма………………………
3.Современные концепции
и модели федерализма……………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Проблема федерализма как в прошлом, так и сегодня занимает одно из центральных мест. Дело в том, что современный федерализм - это не только территориально-политическое устройство государства, но и форма государственного управления, к которой обращаются все больше и больше государств, притом иногда весьма различные по многим принципиальным критериям.
Несмотря на то, что подавляющее большинство государств мира являются унитарными, немало стран имеют федеративное политико-территориальное устройство. Сегодня их более 20-ти в мире. Эти государства расположены на всех континентах. При этом в Западном полушарии федеративные государства занимают более четырех пятых его территории. И хотя за последние десятилетия имел место и распад целого ряда федераций, однако за послевоенный период их численность в мире возросла почти в четыре раза.
Место и значение федерализма в современном мире определяется не только численностью федеративных государств. Внимание к этим проблемам сегодня обусловлено и многими другими объективными обстоятельствами. Например, нельзя не видеть, что среди федеративных государств многие крупнейшие и влиятельнейшие страны мира — США, Россия, ФРГ, Индия, Канада, Бразилия, Мексика и др. Составляя всего лишь 13% общего числа стран нашей планеты, федеративные государства охватывают в общей сложности примерно треть населения и половину территории земного шара.
Целью данной работы является
раскрытие понятия «
Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чём именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чём они её утратят».
Входящие
в состав федерации государственные
образования и государства
Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространёнными являются два. В Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию её субъектов. В ФРГ, Индии, Российской Федерации и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и её субъектов. Само применение термина «федерализм» должно подчеркивать тот факт, что основой федерации является соглашение между сторонами о приверженности определенному порядку. По мнению видного мыслителя XX века Б.Рассела основная проблема федерализма заключается в разграничении власти различных государственных органов, а ее решение связано с большими трудностями. Традиционное федеративное устройство предполагает, прежде всего, добровольное объединение входящих в федерацию территорий в единое государство с разделением при этом государственного управления между центром и составными частями. В центре создаются общенациональные институты законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждая из составных частей федерации также сохраняет самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Между участниками достигается соглашение о разделении полномочий центра и составных частей. Построенные на началах федерализма государства получили различные наименования. В некоторых случаях они определяются как объединенные или соединенные (Соединенные Штаты Америки), в других – союзные (Швейцария, Германия) либо содружества (Австралия). К характерным признакам федерации относится и то, что отношения центра и составных частей регулируются основным законом государства - конституцией, создающий специальный механизм урегулирования конфликтов — конституционный надзор.
Федеративные конституции
2.Понятие федерализма.
По мнению большинства западных
исследований, в современном мире
наблюдается тенденция к
Как уже упоминалось, само понятие
федерализма определяется довольно
широко. Федерализм – это идеологический
принцип организации власти и управления
в системе политических отношений конкретной
территориально-государственной системы.
Федерализм рассматривается не только
как определенная государственная структура,
но и как понятие, предполагающее и непременно
включающее в себя определенный процесс
урегулирования отношений. Как пишет известный
на Западе специалист по проблемам федерализма
Д.Элизар, смысл федерализма в этом контексте
состоит в том, чтобы обеспечить такое
соединение различных групп в союз, которое
позволяло бы осуществлять общие цели
и при этом сохранять самостоятельность
частей. Часть ученых утверждает, что поскольку
по самой своей сути федерализм - это средство
укрепления демократического республиканизма,
предполагающего разделение властей,
тоталитарные системы, неотъемлемой чертой
которых является неприятие разделения
властей в какой бы то ни было форме, не
могут быть подлинно федеративными. Другие,
не отрицая справедливость подобных утверждений,
доказывали, что воздействие федерализма,
даже если тот был задуман в качестве ширмы,
придает определенного рода институционально-
Итак, развитие современного
федерализма свидетельствует о
том, что преобладающей
Федерация как форма государственного устройства и федерализм как политико-правовая и идейная философия развития общества по самой своей сути и природе в наибольшей степени отвечают общедемократическим тенденциям общественной эволюции на постиндустриальной ступени его существования. Отсюда совсем неслучаен тот повышенный интерес к институту именно федеративной государственности, который отчетливо прослеживается во всем мировом сообществе за последнее время.
Достаточно упомянуть, что на сегодняшний день в мире насчитывается более 20-ти федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек. Таковыми являются: Россия, США, Канада, Индия, Бразилия, Аргентина, Австралия, Федеративная Республика Германия, Нигерия, Мексика, Пакистан, Австрия, Бельгия, Швейцария, Югославия, сербо-хорватско-мусульманская федерация в Боснии и Герцеговине, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Венесуэла, Танзания, Эфиопия, Папуа-Новая Гвинея, Федеративные Штаты Микронезии, Федеративная Республика Коморские острова. Федерализм оказался жизненно стойкой формой государственного устройства. Он сохранился во всех буржуазных странах, где существовал до второй мировой войны, а в ФРГ был восстановлен. Причем показательно, что из семи наиболее развитых государств в мире, три ( США, ФРГ, Канада ) являются федерациями.
3.Современные концепции и модели федерализма.
Рассматривая сущность и основные характеристики федерализма целесообразно выделить две альтернативные традиции, прочно укоренившиеся в современной политической науке: это американская традиция, в русле которой сложилась классическая теория федерализма, и континентальная (европейская). Основное отличие двух обозначенных традиций заключается во взгляде на проблему суверенитета в федеративном государстве. Так, американские исследователи сделали акцент на гражданском суверенитете, отрицая тем самым наличие сильной центральной власти, а европейская политическая мысль, наоборот, во главу угла поставила приоритет государственного суверенитета. По этой причине европейские федерации во многом отличны от американской федеративной модели.
По мнению У.Райкера, существует два типа федеративных систем: централизованный американский и децентрализованный (или «периферийный» - peripheralized federalism). Различные разновидности децентрализованного федерализма существовали до появления американского централизованного федерализма. Сфера компетенции центрального правительства в системе децентрализованного федерализма исчерпывалась минимальным количеством компетенций и полностью зависела от решений правительств составных частей федерации, стремившихся присвоить полномочия федерации и усилиться за ее счет в одностороннем порядке. К числу таких федераций У.Райкер относил возникшие в Средневековье военные федерации крупных городов на севере Италии и юге Германии, а также Швейцарскую конфедерацию.
Главная новация централизованного
федерализма состояла в том, что
федеральный центр начал
Кроме того, У. Райкер определил ряд слабых сторон федерализма. По его мнению, автономия субъектов федерации может привести к наличию в ней различных политических курсов, отличающихся от общенационального или способствовать неэффективности регионального режима. То есть, местные локальные сообщества, права которых прочно закреплены в Конституции, способны отвергнуть волю национального большинства.
Информация о работе Современные концепции и модели федерализма