Социально-экономическое прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Становление рыночных отношений сопровождается формированием нового хозяйственного механизма, в котором важная роль отводится прогнозированию и планированию экономических процессов на разл

Содержание

1.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ……….….

1.1. Социально-экономическое прогнозирование в системе

государственного регулирования экономики.

Планирование и рыночная экономика ………………….

1.2. Основные понятия и определения ……………………..

1.3. Задачи, функции и принципы прогнозирования ………

1.4. Классификация прогнозов ………………………………..

. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ………………………. 3.1. Классификация методов прогнозирования ……………..

3.2. Формализованные методы прогнозирования……………

3.2.1. Сущность методов экстраполяции ……………………

3.2.2. Методы моделирования ………………………………

3.3. Интуитивные методы прогнозирования …………………

3.3.1. Сущность интуитивных методов прогнозирования.

Методы отбора экспертов ……………………………………..

3.3.2. Методы индивидуальных экспертных оценок ………..

3.3.3. Методы коллективных экспертных оценок …………

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНО-

ЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………...

10.1. Сущность государственного прогнозирования

социально-экономического развития страны…………..

10.2. Государственное прогнозирование социально-

экономического развития Российской Федерации

на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную

перспективу……………………………………………….

10.3. Организация государственное прогнозирование

социально-экономического развития Российской

Федерации ………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

вариант 12.docx

— 64.20 Кб (Скачать файл)

1.МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-

  ЭКОНОМИЧЕСКОГО  ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ……….….      

1.1. Социально-экономическое  прогнозирование в системе 

    государственного регулирования экономики.

   Планирование  и рыночная экономика ………………….        

1.2. Основные понятия  и определения  ……………………..      

1.3. Задачи, функции  и принципы прогнозирования ………   

    1.4. Классификация прогнозов ………………………………..    

. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ……………………….        

3.1. Классификация  методов прогнозирования ……………..      

3.2. Формализованные  методы прогнозирования……………

3.2.1. Сущность методов  экстраполяции ……………………     

3.2.2. Методы моделирования   ………………………………  

3.3. Интуитивные методы  прогнозирования …………………    

3.3.1. Сущность интуитивных  методов прогнозирования.

Методы отбора экспертов  ……………………………………..  

3.3.2. Методы индивидуальных  экспертных оценок ………..   

    3.3.3. Методы коллективных экспертных  оценок  …………     

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНО-

   ЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

   РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………...

10.1. Сущность государственного  прогнозирования 

     социально-экономического  развития страны…………..

10.2. Государственное  прогнозирование социально-

     экономического  развития Российской Федерации

     на  долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную

     перспективу……………………………………………….

10.3. Организация государственное  прогнозирование 

     социально-экономического  развития Российской 

     Федерации ……………………………………………….. 

ВВЕДЕНИЕ 

Становление рыночных отношений сопровождается формированием нового хозяйственного механизма, в котором важная роль отводится прогнозированию и планированию экономических процессов на разл 

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-

      ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ичных территориальных уровнях.  

    1. Социально-экономическое  прогнозирование

в системе государственного регулирования экономики.

Планирование  и рыночная экономика. 

  Глобальная  функция государства в рыночных условиях заключается в создании условий жизнеобеспечения общества.

  Следует помнить, что экономика не в состоянии  одномоментно перейти на рыночные отношения. Формирование рыночного механизма предполагает наличие определенного временного периода и требует разработки программы реформ с определением конкретных этапов, обеспечивающих необходимые изменения в социально-экономической жизни страны. Важное значение в этом процессе играют планирование и прогнозирование, позволяющие предвидеть возможности и последствия всех изменений.

   Прогнозирование  и планирование наряду с координацией  и контролем являются важными  элементами формирования целостной системы управления экономикой. Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей.

  В условиях рыночных отношений государство может  прямо и косвенно воздействовать на экономику.

  Прямое воздействие  осуществляется в следующих формах: а) финансовая помощь и финансовое участие  государства (в деятельности регионов, предприятий); б) антимонопольный контроль; в) контроль за ценами; г) контроль за трудовым и социальным законодательством и т.д.

  Формами косвенного воздействия выступают: а) налоговая  политика; б) региональная политика; в) регулирование занятости и профессиональной подготовки и переподготовки; г) планирование и прогнозирование и т.д.

  Таким образом, прогнозирование является одной из форм косвенного воздействия государства на экономику.

  Экономическое прогнозирование получило широкое  развитие почти во всех индустриально  развитых странах мира. Причина кроется  в том, что в условиях рынка  государство вынуждено управлять  экономикой, а следовательно, предвидеть последствия принимаемых решений.

  Дискуссия о том, возможно ли сочетание плана  и рынка, длилась на протяжении многих десятилетий ХХ века. Существуют две противоположные позиции.

  1. По  мнению известного экономиста  Фридриха фон Хайека, в рыночной  экономике прогнозировать можно  только развитие несложных экономических  систем (микроуровень - фирмы, предприятия), но если экономическая система усложняется, то на ее развитие оказывают влияние многие факторы, и учесть их все одному плановому органу невозможно. Выход один - децентрализация планирования именно на уровне предприятия, фирмы. Однако Ф. фон Хайек замечает, что предприятия добьются успеха в том случае, если будут координировать свои планы с планами других предприятий, т.е. координация необходима. По его мнению, координация - это система мер, обеспечивающая отдельные субъекты рынка информацией для согласования их действий. В качестве механизма передачи информации он называет систему цен, чутко реагирующую на изменение спроса и предложения на рынке.

  2. Лауреат  нобелевской премии известнейший  американский экономист русского  происхождения Василий Леонтьев  считает, что планирование должно  являться неотъемлемой частью  рыночного регулирования экономики. Он приводит два довода в пользу своей позиции: а) экономические системы в наше время усложняются, НТП обеспечивает высокие темпы развития, в этих условиях неизбежно стратегическое планирование, особенно на уровне страны, на национальном уровне; б) в мире существует два способа управления экономикой страны (с помощью проб и ошибок, такой метод дает положительные результаты, но имеет большие издержки и с помощью стратегического планирования, на этом пути ошибок меньше, а результаты выше).

  На  современном этапе индустриального  развития страны решают вопрос «план  или рынок?» по следующему принципу: рынок - насколько возможно, план - насколько необходимо. Можно выделить страны, где преобладают рыночные начала (США, Германия), и страны, где превалирует плановое начало (Япония, Франция, Южная Корея).

  Большинство экономистов современности придерживаются следующей позиции о соотношении  плана и рынка: между ними нет  противоречия, но план-приказ, план-директива  несовместим с рыночной экономикой.

  Прогнозирование экономики расширяет базу для  устойчивых и долговременных отношений  между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления. И тем и другим прогнозы необходимы для выработки долгосрочной экономической политики. Во многих странах успешно применяются национальные и региональные программы и стратегические планы развития экономики, в основе разработки которых лежат экономические прогнозы. 

  1.2. Основные  понятия и определения 

  Прогнозирование означает специальное научное исследование, направленное на выявление перспективы развития явления или процесса. Термин «прогнозирование» в переводе с греческого означает знание наперед, т.е. это процесс разработки прогноза, суть которого заключается в том, чтобы определенными методами обработать имеющуюся информацию об объекте прогнозирования и получить представление о направлениях его эволюции на основе анализа тенденций его развития.

  Результатом познавательной деятельности человека является получение знания о будущих  событиях, которое может выражаться в различных формах.

  Предсказание  и предвидение - это близкие понятия, содержащие различный смысл. Предсказание - это суждение о состоянии субъекта или объекта в будущем, основанное на логических умозаключениях. Предвидение - это суждение о состоянии объекта в будущем, основанное на познании закономерностей развития объекта.

  Различают три  формы предвидения: научное, ненаучное  и эмпирическое. Научное предвидение представляет собой результат научной теории, который строится на основе выявленных научными методами закономерностей развития природы, общества, мышления (прогноз погоды, прогноз развития страны и т.д.). Ненаучное предвидение основано на нереальных, фантастических взаимосвязях (гадание, ясновидение, предсказания Нострадамуса). Эмпирическое предвидение базируется на повседневном опыте людей (например, народные приметы).

  Научное предвидение  имеет три формы: гипотеза, прогноз  и план. Гипотеза - это предположение о развитии того или иного явления, которое может произойти, а может и не произойти. На уровне гипотезы даются, как правило, качественные характеристики о развитии исследуемого объекта, общие его закономерности и черты. Прогноз - это вероятное научно обоснованное суждение о состоянии объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его достижения. По сравнению с гипотезой он имеет большую определенность, содержит не только качественные, но уже и количественные характеристики. План представляет собой постановку четко определенной цели и предвидение конкретных детальных событий исследуемого явления, объекта.

  Прогноз должен удовлетворять следующим требованиям: а) в момент высказывания нельзя однозначно определить его истинность и ложность, так как прогноз касается ненаблюдаемого события; б) он должен содержать указания на пространственный и временной интервал, внутри которого произойдет прогнозируемое событие; в) в момент высказывания необходимо располагать методами, с помощью которых можно оценить точность и надежность прогноза. Такие методы называются методами верификации прогноза (оценка его точности и надежности).

  Общие черты  прогноза и плана: 1) социальная функция, т.е. прогноз и план разрабатываются  для лучшего удовлетворения потребностей населения с целью улучшения  условий жизни людей; 2) это продукт духовной деятельности людей, результат предвосхищающего сознания; 3) методологическая общность, т.е. часто прогнозы и планы разрабатываются одними и теми же методами, хотя планирование и  

  1.3. Задачи, функции и принципы прогнозирования 

  Экономическое прогнозирование призвано решать двуединую  задачу: с одной стороны, давать объективную  научно обоснованную картину будущего, опираясь на процессы сегодняшнего дня, а с другой - выбирать направление деятельности и политики современности с учетом прогнозных оценок. Наряду с этим важной задачей прогнозирования можно назвать выявление в настоящем тех факторов, которые будут оказывать свое влияние на исследуемый процесс в будущем.

  Главная функция прогнозирования состоит  в проведении научного анализа социально-экономических  процессов и тенденций, а также в предвидении новых экономических ситуаций и выявлении узловых экономических проблем. Основные функции прогнозирования состоят также в исследовании объективных связей социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях, на определенном этапе развития экономики и общества, в оценке объекта прогнозирования, в выявлении возможных альтернатив развития экономики в перспективе, в принятии оптимальных решений.

  Принципы  прогнозирования меняются в зависимости  от экономических условий, которые существуют на том или ином историческом этапе развития общества. В частности, со сменой социально-экономического строя в нашей стране ушли такие принципы, как партийность прогнозирования, принцип сочетания политики и экономики, принцип директивности планирования.

  В рыночных условиях среди основных принципов, на которых  базируется процесс прогнозирования, можно выделить следующие:

  1) научная  обоснованность прогноза (разработка  с помощью научных методов,  с учетом закономерности развития  природы, общества и мышления);

  2) непрерывность  прогнозирования (прогноз должен  постоянно корректироваться с учетом изменения ситуации в стране, экономике);

  3) сочетание  перспективного и текущего прогнозирования  (данные виды прогнозирования  осуществляются во взаимосвязи,  но приоритет отдается перспективному прогнозированию);

Информация о работе Социально-экономическое прогнозирование