Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:30, контрольная работа
Изучение истории отечественного государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия возникновения и развития. Целью данной контрольной работы является освещение такого вопроса, как возникновение Судебника 1497 года, который стал первым кодексом для Московского государства, а позднее и для нынешней России.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования.
«Кубанский Государственный Университет»
Филиал в г. Кореновске
Контрольная работа
По дисциплине: « История отечественного государства
Работу выполнила: Бойко О. Г.
Курс 1 группа 11 ЗФО Факультет «юридический»
Специальность 030501
Научный руководитель
Кореновск 2010
Введение
Изучение истории отечественного государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия возникновения и развития.
Целью данной контрольной работы является освещение такого вопроса, как возникновение Судебника 1497 года, который стал первым кодексом для Московского государства, а позднее и для нынешней России.
Вторая часть работы посвящена судебным реформам 1922 и 1938 гг. Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.
В завершении контрольной работы рассмотрим вопрос о Кодексе законов о труде РСФСР 1918 г.: анализ системы найма работников, рассмотрение проблем заключения и расторжения договоров с различными категориями работников.
В задачи контрольной работы входят такие, как: объяснить назревающие необходимости для создания Судебника, КЗоТа 1918 г., раскрыть основные положения и итоги возникновения и использования первых сводов нормативных актов. Предстоит выяснить, в чем заключались судебные реформы 1922 и 1938 годов.
1.Общая характеристика Судебника 1497 г.
Основными источниками общерусского права в 15-17 вв. были великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов1.
Создаются новые сложные
формы законодательства: общерусские
кодексы – судебники, Сборное
Уложение, указные (уставные) книги, в
которых систематизировались
Потребности в систематизации и кодификации многочисленных правовых актов, скопившихся к концу 15 в., вылились в работу по составлению первого общерусского правового свода – Судебника 1497 г. (великокняжеского)2.
Создатель Судебника, Иван III, который в свое сорокалетнее правление осуществил надежды России, был властолюбивым, холодным, расчетливым правителем, совершенным типом суздальский и московских князей3.
В структуре этого Судебника отмечается определенная систематизация материала, однако нормы материального (гражданского и уголовного) права еще не выделялись из массы статей, относящихся к процессуальному праву, а их в Судебнике было большинство.
Важнейшими источниками Судебника 1497 г. были уставные, жалованные и судные грамоты, именно на их основе и было произведено обобщение юридической практики. Подобные грамоты продолжали свое существование и издавались верховной властью и после опубликования Судебника, поскольку он не был в состоянии регламентировать все аспекты государственной, общественной, экономической т.п. жизни.
Содержание Судебника 1497 г. распадается на 4 части: первую составили статьи, в которых регламентировалась деятельность центрального суда (ст. 1-36). В этот же раздел входят и нормы уголовного права (ст. 9-14). Вторую часть составили статьи, относящиеся к организации и деятельности местных, областных судов (ст. 37-45). Треть часть Судебника состоит из статей по гражданскому праву и процессу (ст. 46-66). Последняя часть (ст. 67-68) включает в себя статьи дополнительные, по судебному процессу4.
Под преступлением судебник
понимает не только нанесение материального
или морального ущерба, “обиду” . На
первый план выдвигается защита существующего
социального и правового
Система наказаний по судебнику
усложняется, формируются новые
цели наказания: устрашение и изоляция
преступника. Целью властей становится
демонстрация их всесилия обвиняемым,
над душой и телом. Высшей мерой
наказания была смертная казнь, которая
могла быть отменена помилованием со
стороны государя. Процедура казни
превращается в своего рода спектакль,
появляются новые виды казней и наказаний.
Для наказаний стали
Согласно Судебнику (ст. 60) при наличии сыновей дочери устранялись от наследования недвижимости, однако постепенно они начинают допускаться к законному наследованию вотчин, но строго проводился принцип недопущения вдов к их наследованию.
В Судебнике 1497 г. впервые был использован термин «поместье», который вошел в обиход для обозначения особого вида условного землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы. Поскольку поместье выдавалось за самые различные виды службы, возникла необходимость ввести определенный эквивалент для оценки этих заслуг7.
К недостаткам этого Судебника относится то, что используемые заголовки статей часто не соответствовали своему содержанию. Невнятно говорилось об установлении строгих уголовных наказаний судьям за злоупотребление властью и неправосудные приговоры. Имелась неопределенность по конкретизации видов наказаний, составов преступлений (подлог судебных актов, мошенничество и др.). Не разработан вопрос о праве выкупа вотчины, не уточнен порядок обращения в холопство8.
Впрочем говоря, Судебник 1497
г. не полностью отражал тот уровень,
которого достигло русское право 15
в. Отметив тенденции к
В Судебнике 1497 г. нашли свое применение нормы Русской Правды, обычного права, судебной практики и литовского законодательства. Главными целями Судебника были: распространить юрисдикцию великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидировать правовые суверенитеты отдельных земель, уделов и областей. К моменту принятия Судебника далеко не все отношения регулировались централизованно. Учреждая свои судебные инстанции, московская власть некоторое время была вынуждена идти на компромиссы: наряду с центральными судебными учреждениями и разъездными судами создавались смешанные (смесные) суды, состоявшие из представителей центра и мест.
Если Русская Правда являлась сводом обычных норм и судебных прецедентов и своеобразным пособием для поиска нравственной и юридической истины («правды»), то Судебник стал прежде всего «инструкцией» для организации судебного процесса («суда»)9.
Под преступлением в Судебнике понимали не только нанесение материального или морального ущерба, «обиду». На первый план выдвигалась защита существующего социального и правового порядка. Преступление – это, прежде всего, нарушение установленных норм, предписаний, а так же воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами государства.
Даже после издания
судебника, отдельные грамоты продолжали
издаваться и действовать, поскольку
судебник не был в состоянии
Если Русская Правда была сводом обычных норм и судебных прецедентов и своеобразным пособием для поиска нравственной и юридической истины, то Судебник стал, прежде всего “инструкцией” для организации судебного процесса10.
2. Судебные реформы 1922 и 1938 годов.
Проведение Судебной реформы
1922 года было обусловлено изменившимися
в стране социальными условиями
(новая экономическая политика)
31 октября 1922 г. было принято Положение о судоустройстве РСФСР. Положившее начало новой судебной реформе. Создавалась единая судебная система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллеги.
К кандидату на пост народного судьи предъявлялись следующие требования. Им мог стать неопороченный по суду гражданин РСФСР, независимо от пола, расы и национальной принадлежности, который отвечал бы следующим условиям: обладал активным и пассивным избирательным правом; имел двухлетний опыт ответственной политической работы в рабоче-крестьянских, общественных, профессиональных или партийных организациях или трехлетний стаж практической работы в органах советской юстиции на должности не ниже народного следователя12.
Народные судьи избирались губисполкомами на 1 год и могли быть переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился по мотивированному предложению Наркоматом юстиции. Примерно такие же требования были установлены и к кандидатам в народные заседатели. Особое внимание здесь обращалось на социально-классовый состав. 50% народных заседателей должны были быть представлены рабочими. 35% - сельским населением и 15% - военнослужащими. Каждый народный заседатель мог участвовать в судебных заседаниях не более 6 дней в году. Ранее существовавшая жеребьевка для определения очередности привлечения народных заседателей в суд была отменена. После принятия Положения о судоустройстве РСФСР народные заседатели привлекались по списку, составленному для каждого участка народного суда в алфавитном порядке.
Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии.
Переход в условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление товарооборота, включение банков в финансово-административную жизнь страны породили еще один орган специальной юрисдикции - арбитражные комиссии, которые стали прообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Устанавливалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются арбитражными комиссиями13.
Как и другие органы специальной
юрисдикции, арбитражные комиссии тоже
не стали долговечными. Постановлением
ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931 г.
"Об упразднении арбитражных
Губернский суд действовал в качестве суда первой инстанции по наиболее важным уголовным и гражданским делам, кассационной инстанции для дел, решенных народными судами, а также органа судебного управления в отношении народных судов губернии. Губернский суд состоял из председателя, двух его заместителей, постоянных членов и народных заседателей, привлекавшихся к участию в судебных заседаниях по первой инстанции. В составе губернского суда имелись уголовный и гражданский отделы, возглавляемые заместителями председателя суда. Как орган судебного управления губернский суд имел пленум, а с 1924 года и президиум, а также дисциплинарную коллегию для рассмотрения дел о служебных проступках судебных работников.
В 1924-1925 гг. в РСФСР проводилось
новое административно-
Ко времени проведения
Судебной реформы 1922 года в системе
трибуналов существовал в качестве
высшего органа судебного надзора,
суда первой инстанции и кассационного
суда Верховный трибунал при ВЦИК,
имевший отделения в
Верховный Суд РСФСР был создан постановлением ВЦИК от 18 января 1923 г. и действовал в составе Президиума, Пленарного заседания, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, военной и военно-транспортной коллегий, дисциплинарной коллегии. Председатель Верховного Суда, его заместитель, председатели кассационных коллегий, председатели судебных коллегий по гражданским и уголовным делам и председатели военной и военно-транспортной коллегий составляли Президиум Верховного Суда, который являлся и органом судебного управления16.