Ольховский
Марк Эдуардович
Современное
развитие демократизма в России обуславливает
необходимость конструктивного
совершенствования действующей
доктринальной и нормативной
правовой базы, на которой строится
комплекс избирательных прав граждан.
Оценивая перспективы развития государства,
действующий Президент РФ обратил внимание
на это, предложив модернизировать систему
избирательного права по самым спорным
и сложным направлениям1. Несомненно,
это зачатки нового этапа развития истинно
правового государства, которые обеспечат
Российской Федерации большую стабильность
политической сферы. В связи с вышеизложенным,
мы полагаем, что конституционное реформирование
избирательной системы и в узком и в широком
контексте не должно ограничиваться трансформацией
выборочно, без учета комплекса существующих
институтов избирательного права; в правовом
государстве положения извечно актуального
вопроса об участии граждан в управлении
государственной системой должны постоянно
пополняться новыми, детально проработанными
теоретически учениями об избирательном
праве. Это подтверждается и научными
трудами множества известных конституционалистов,
как Ю. А. Дмитриев, В. Н. Лысенко, Л. В. Бутько,
О. Е Кутафин, В. Н. Белоновский, Д. Б. Катков
и т. д.
Как
отмечено В. О. Лучиным2, представления
об избирательных правах граждан связаны
не только со свободами, но и правовыми
ограничениями участников избирательного
процесса, с установлением мер юридической
ответственности. Последнее положение
об ответственности порождает вопрос
о полноте юридической ответственности
в сфере избирательных правоотношений,
а именно – внедрением конституционной
ответственности за отказ граждан от реализации
активного избирательного права. Несомненно,
здесь следует задуматься о социально-правовой
природе избирательных правоотношений,
как они формально декларированы в Основных
законах государств, носят ли они социальную
подоплеку обязанности избирать. К сожалению,
на этот вопрос в юридической литературе
так и не найдено ответа; лишь столетие
назад Н. И. Лазаревский3, А. Эсмен4,
и П. Юшкевич5 пытались дать научно
обоснованный взгляд на эту тему: должно
ли активное избирательное право граждан
эволюционировать из социальной обязанности
в правовую. Рассматривая избирательное
законодательство Австралии, Бельгии,
Австрии, Греции, Аргентины, Люксембурга
и некоторых иных государств, мы заметим,
что теория избирательной
обязанности уже конституирована, однако,
она не проработана в полной мере относительно
юридических санкций. Российские специалисты
в области зарубежного конституционного
права, к примеру, А. С. Автономов, Ю. И. Лейбо
и М. В. Баглай лишь упоминают об избирательной
обязанности, не давая ей никакой правовой
оценки6. Однако, в настоящее время
в России, с учетом интенсификации правового
развития, международной унификации права,
данный вопрос весьма актуален. Мы полагаем,
что внедрение избирательной обязанности
взамен активного избирательного права
граждан стало бы новым витком эволюции
российского конституционализма, демократизма
и политической справедливости.
Вообще,
ч. 2 ст. 32 Конституции провозглашает политическое
право избирать органы государственной
власти и местного самоуправления. Несомненно,
данная правовая позиция является практически
незыблимой, что подтверждено гл. 9 Конституции,
тем более, что до сих пор ФКЗ «О Конституционном
совещании», согласуясь с нормами которого
можно реформировать данную норму, не
принят. Учение о праве граждан избирать
в России уже традиционно, оно сформировано
нормами советского конституционализма
и законодательством зарубежных государств.
Однако, инициатива Президента РФ Д. А.
Медведева реформировать избирательную
систему не может не затронуть и вопрос
о росте «избирательного правосознания»
граждан; о качественном преобразовании
социального обычая участвовать в голосовании
в правовую норму. Изречение об «избавлении
от правового нигилизма, пренебрежения
к праву»7 прямым образом касается
и права участия в выборах. «Широкое участие
граждан в становлении российской демократии,
несомненно, есть главная задача народа,
являющегося в России единственным источником
власти. И одной из мер, «по дальнейшему
повышению уровня и качества народного
представительства во власти, способные
обеспечить большую включённость граждан
в политическую жизнь», мы полагаем, и
явится в будущем теория избирательной
обязанности граждан.
Избирательная
обязанность необходима как в социальном,
так и в юридическом аспектах. Ее основы,
как и ключевые признаки властного демократизма
– политический баланс в обществе и в
государстве, контроль народа за деятельностью
органов власти всех уровней, прямой доступ
граждан к формированию программ совершенствования
государственности во всех сферах, справедливое
соотношение прав, свобод и обязанностей.
А конституционное реформирование права
избирать в юридическую обязанность как
раз и обеспечит сугубо качественную,
но не количественную модернизацию конституционных
обязанностей.
Мы
выделили следующие доводы, несущие в
себе социологическую, политологическую,
юридическую, культурно-нравственную
и экономическую основы и «пропагандирующие»
включение обязанности избирать в Конституции
РФ. Эти доводы таковы:
- Эффективность
реализации норм ст. 1, 2, 3, 4 Конституции
РФ напрямую зависит от народа. Именно
многонациональный народ России несет
в себе государственную власть и суверенитет.
Но как же гражданам реализовать эту власть
на практике, если они станут сторонниками
правового нигилизма, или, иными словами,
будут склонны к аполитизму, и, следовательно,
к анархии? Будет ли тогда существовать
на практике формулировка «демократическое
федеративное правовое государство с
республиканской формой правления»? Разумеется,
нет. Поэтому, чтобы избежать подрыва республиканской
формы правления в России, чтобы оградить
народ от тиранических посягательств
на его права и свободы, чтобы сохранить
суверенитет нашего государства, чтобы
слова Преамбулы Конституции не стали
пустым звуком, граждане обязаны реализовывать
активное избирательное право, ради сохранения
государственности. Смысл вышеперечисленных
норм таков: государство – это народ, и
потому народ обязан подвергнуть себя
самоконтролю, ради национальной безопасности.
- Конституция
РФ предусматривает определенный круг
обязанностей, определенный ч. 2, 3 ст. 38,
ч. 3 ст. 44, ст. 57, ст. 58, ст. 59. Эти обязанности
обусловлены экономической (ст. 57), социальной
(ч. 2, 3 ст. 38, ст. 59) и культурной (ч. 3 ст. 44)
сферами общественной жизни. Однако, оценивая
круг обязанностей, мы наблюдаем полное
отсутствие их в политической сфере. Возникает
вопрос: почему проигнорированы политические
обязанности граждан, если Россия – республиканское
демократическое государство? Этимологическое
происхождение слова «демократия» есть
слияние понятия «demos» - народ и «kratos»
- власть8; потому демократия и есть
власть народа, а, следовательно, у него
должна быть обязанность к реализации
этой власти, так как никто, кроме него
это сделать не способен. Российская Федерация
– не абсолютная монархия, в которой «властитель»
все решает сам, за подданных. Поэтому
для конституционного баланса между правами
и обязанностями граждан избирательная
обязанность и должна быть включена, дабы
устранить «белое пятно» ответственности
народа за само существование государства.
Это уже чисто юридический аспект конструирования
Основного закона – вопрос о балансе конституционных
прав и обязанностей.
- Федеральный
закон «Об основных гарантиях избирательных
прав…», все принимаемые Федеральные
законы о бюджете закрепляют весьма сложный
порядок финансирования выборов. Естественно,
это связано и с крупными государственными
затратами, и затратами кандидатов на
должность Президента РФ, политических
партий на организацию самих выборов,
пропаганду участия в них, и, в особенности,
на предвыборную агитацию. Эти затраты
«должны быть окупаемы»9, что возможно
лишь при полной реализации активного
избирательного права всеми гражданами,
иначе они станут просто бессмысленными;
финансирование выборов, которые не дадут
в должной мере «отдачи» от общества по
вложенным средствам, несоразмерно истощает
государственные ресурсы и может внести
дисбаланс в экономическое состояние
страны. Поэтому, для обеспечения равновесия
между государственными расходами на
выборы и косвенным использованием этих
расходов гражданами при реализации активного
избирательного права и необходима избирательная
обязанность. Суть этого довода – целевое
расходование средств федеральных и региональных
бюджетов, а также кандидатов с эффективной
«отдачей» финансируемого объекта, в данном
случае – народа.
- В конституционном
реформировании России важную роль играет
и унификация правовой системы - заимствование
разумных и рациональных норм права из
зарубежных национальных правовых актов.
Это же касается и норм об обязанности
реализации активного избирательного
права. Имплементация теоретически не
проработанной, но нормативно закрепленной
позиции об избирательной обязанности
не говорит о «слепом» подражании некоторым
зарубежным странам, а о поддержке альтернативных,
и возможно, более устойчивых, четких путей
развития российской государственности.
Международное сообщество давно признало
активное избирательное право социальной
обязанностью, следовательно, развитие
учений о позитивизме этой обязанности
предопределяет ее юридическое закрепление.
Довод заключается в «глобальной унификации
политических прав граждан по другому,
альтернативному пути, выбранному многими
государствами», какой позиции придерживается,
к примеру, А. Х Саидов10.
- Искоренение
политического анархизма, правового нигилизма
в России всегда являлось весьма важной
проблемой, обусловленной историческим
аспектом – абсолютной монархией, провальными
попытками трансформации Российской Империи
в конституционную парламентарную монархию,
и почти полным отсутствием политического
плюрализма в Советском Союзе. Для повышения
политической активности гражданам необходим
дополнительный стимул, в данном случае
который будет предоставлен не только
пропагандой правового государства в
сфере избирательного права, но и опробацией
«вечного призыва» к реализации активного
избирательного права правовыми методами.
Формулировка «обязанности избирать органы
государственной власти и местного самоуправления»
будет подсознательно влиять на правосознание
гражданина, устраняя все маргинальные
зачатки личности, преобразуя хотя бы
в конформистские. В данном случае использование
учений Гоббса о предназначении права
11 поможет избавить Россию от левого
и правого радикализма, маргинализма,
анархизма, правового нигилизма, гипертрофированного
аполитизма.
- Избирательная
обязанность позволит увидеть полную
картину расстановки политических взглядов
в России, и, следовательно даст справедливо
сформированную народом плюралистическую
систему; в первую очередь это касается
представительных органов всех уровней,
во вторую – Президента РФ. При помощи
обязанности избирать граждане смогут,
наконец, избавиться от частых «мыслевеяний»
о том, что реальные результаты выборов
всегда искажаются и заранее предопределены,
что от народа ничего не зависит и голос
одного человека не способен влиять на
устройство политико-государственного
устройства власти. Обязанность избирать
предопределит осознание ответственности
за весь процесс государственного функционирования
в уме каждого гражданина.
- Наконец,
избирательная обязанность – двигатель
главного принципа – принципа всеобщего
избирательного права. Всеобщность приобретет
не только формализованный, но и реально
действующий характер; России будут обеспечены
цельные, масштабные выборы, дающие осознать
значимость события обновления властных
органов.
Таким
образом, исходя из вышеизложенного, мы
выделили следующие функции избирательной
обязанности: властеобеспечительная,
народоохранная, функция
баланса конституционных
прав и обязанностей,
финансово-регулятивная,
глобализационная, функция
правовой унификации,
воспитательная, идеологическая,
функция политической
справедливости, принципообеспечительная.
Весь этот огромный пласт функций вытекает
из доводов конституционного реформирования
избирательной системы в сторону искусственной
правовой интенсификации политической
активности граждан. Функции избирательной
обязанности никогда ранее не выделялись
в науке конституционного права, однако,
мы видим, какую большую и исключительно
позитивную роль может играть изменение
некоторых конституционных норм.
Говоря
о способе закрепления избирательной
обязанности, необходимо говорить исключительно
о постепенном, реформационном пути совершенствования
Конституции РФ, предлагаемом Л. В. Бутько12.
Этот путь обуславливает постепенное
внедрение норм о обязательной реализации
активного избирательного права гражданами
после 2025 года. В данном случае, внедрение
теории избирательной обязанности необходимо
произвести после «исторического исчисления»
времени внесения предложений об изменении
срока действия Президента РФ и депутатов
Государственной Думы, а также изменении
положений ФЗ «Об основных гарантиях избирательных
прав…» относительно формирования Государственной
Думы по пропорциональной избирательной
системе и т. д. Мы полагаем, что его срок
необходимо установить не менее 15 лет,
дабы дать правовым основам России практически
укрепиться после намеченного этапа конституционной
реформы в области избирательного права.
По прошествии указанного срока необходимо
внести предложение о пересмотре и поправках
ст. 32 Конституции РФ, Мы предлагаем реформировать
нормы ст. 32, произведя следующие изменения
(один из вариантов данного реформирования):
«2.
Граждане Российской
Федерации обязаны избирать
органы государственной
власти и органы местного
самоуправления, а также
участвовать в референдуме.
Порядок привлечения
к ответственности и
ее санкции, налагаемой
за отказ от участия
в голосовании, определяются
Федеральным законом.
3.
Граждане Российской
Федерации имеют
право быть избранными
в органы государственной
власти и органы
местного самоуправления.
4.
Не избирают и не могут
быть избранными граждане,
признанные судом недееспособными,
а также содержащиеся
в местах лишения свободы
по приговору суда.»
Вероятно,
предусмотренный ст. 135 Конституции
РФ ФКЗ «О Конституционном совещании»
к 2025 году наверняка будет принят
и вступит в законную силу, поэтому
вопрос о возможности изменения гл. 2 Конституции
не будет в данном случае ключевым. Внесение
предложения о нормативном закреплении
избирательной обязанности не вызовет
в будущем у граждан волну неодобрения,
если учитывать очень медленный, но неуклонный
рост правосознания граждан в России и
предварительную агитационную работу
Центральной избирательной комиссии РФ.
Укажем,
что поскольку принятие избирательной
обязанности граждан обусловливает необходимость
применения юридической ответственности,
следует разработать концепцию этой ответственности
в соответствующем нормативном акте. Ответственность
за отказ от участия в голосовании должна
определяться либо в предполагаемом Избирательном
кодексе РФ, либо же в специальном Федеральном
законе «Об ответственности граждан РФ
за отказ от реализации активного избирательного
права». Мы полагаем, что гипотезно-диспозитивное
регламентирование юридической ответственности
должно содержаться именно в Конституции
РФ, однако, «засорять» нормы основного
закона специальными санкциями конституционной
и административной ответственности за
нарушение концепции избирательной обязанности
не следует. Это прерогатива детализирующих
законов, но никак не Конституции РФ. Избирательная
ответственность носит не сугубо публичный,
но и частный характер.
Ответственность
за нарушение обязанности голосования
гражданами России должна строится в двух
аспектах: конституционном и административном.
Конституционный аспект ее установит
специальную санкцию, говорящую о запрете
реализации активного избирательного
права, а также запрете замещения невыборных
должностей (к примеру, судебных) в органах
властного аппарата гражданской, правоохранительной
и военной службы. Срок данного запрета
необходимо сопоставить с «избирательным
циклом», т. е. легислатурой вновь избранного
на пост Президента РФ, депутата Государственной
Думы и т.д. Это обусловливается во-первых,
пенитенциарной концепцией, исходя из
которой гражданин РФ задумается о том,
насколько важно развитие его макрогосударственного
мышления, осознания ответственности
за будущее страны, в которой он проживает,
которая гарантирует комплекс прав и свобод
для него. Во-вторых, рассматриваемая конституционная
ответственность за нарушение избирательной
обязанности, даст возможность предотвратить
допуск безответственных лиц во властные
структуры, тем самым подняв на новый уровень
кадровый аппарат в органах власти, очистив
его от «ненужных людей», имеющих низкую
государственно-политическую публичную
позицию. Это весьма эффективная форма
борьбы государства с административным,
судебным и депутатским произволом, проистекающим
в первую очередь из низкого правосознания.
Говоря
о четком формулировании санкционирования,
конституционная ответственность за нарушение
избирательной обязанности должна закрепиться
в следующих направлениях:
- Запрет замещения
государственных и иных выборных должностей
на легислатурный срок действия полномочий
вновь избранного государственного аппарата.
- Запрет замещения
государственных и иных невыборных должностей
в органах гражданской, правоохранительной
и военной службы на легислатурный срок
действия полномочий вновь избранного
государственного аппарата.
- Принцип очищения
кадров государственных органов от лиц
с низкой государственно-политической
позицией
- Принцип конституционного
избирательного рецидива, т. е. повышения
конституционной ответственности за нарушение
рассматриваемой концепции, выражаемый
в повышении сроков запрета доступа в
государственные органы, вплоть до пожизненного.
К примеру, если избирательная обязанность
не была реализована гражданином в первый
раз, действует запрет с исчислением ординарного
легислатурного срока, если она была нарушена
второй раз подряд после прошествия предыдущего
легислатурного цикла, то срок запрета
доступа к работе во властных структурах
исчисляется в двойном или тройном легислатурном
сроке. Однако, в данном случае следует
учитывать субъективную сторону данного
конституционного правонарушения. Если
вина отсутствует, и гражданин не реализовал
активное избирательное право в силу физической
невозможности, то он освобождается от
наложения конституционной ответственности.
Нарушение же избирательной обязанности
третий раз подряд устанавливает пожизненный
запрет доступа к государственной службе.
- Принцип гражданской
активности между неактивными политически
гражданами и государством, создающим
условия для их полноценной жизни, выражаемый
в психолого-социальной и юридической
ответственности.
- Принцип общественной
оценки конкретного гражданина, не реализовавшего
активное избирательное право. Речь идет
об общественном порицании, выражаемом
в юридической форме как индивидуального
акта с комментарием произведенного правонарушения
всеми гражданами, знакомыми с правонарушителем.
Акт должен быть заверен подписями каждого
принявшего участие в общественном порицании,
его необходимо прилагать на легислатурный
срок в дальнейшем к характеристике гражданина
при трудоустройстве последнего. Однако,
отметим, что данная социальная санкция
может быть назначена лишь дополнительно.