Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 23:14, реферат
Федерализм не тождествен федерации, при этом характер взаимоотношений между этими двумя понятиями можно рассматривать в двух плоскостях.
1) Если федерализм является общественной идеологией и в то же время нормативным политическим принципом, то федерация — это дескриптивное понятие, описывающее конкретное институциональное воплощение принципа федерализма (поэтому федерации столь различаются между собой: институциональное воплощение принципа федерализма может выглядеть совершенно по-разному в разных странах в силу исторических традиций, политической культуры и других факторов).
Федерализм не тождествен федерации, при этом характер взаимоотношений между этими двумя понятиями можно рассматривать в двух плоскостях.
1) Если федерализм является
общественной идеологией и в
то же время нормативным
2) Другой подход к выявлению
характера взаимоотношений
Так, федерализм — это родовое понятие, обозначающее тип политической организации, в то время как федерация представляет собой основной (наиболее распространенный) подвид федерализма. В качестве других подвидов федеральных политических систем выступают союзы, конституционно децентрализованные союзы, конфедерации, федеративно подобные отношения, ассоциированные государства, кондоминиумы, лиги, объединенные функциональные власти, гибриды[1]. По убеждению Элейзера, «все институциональные формы федерализма призваны найти пути, позволяющие обеспечить сочетание единства управления политией в целом с достаточным уровнем самоуправления ее частей и/или добиться создания системы соучастия во власти с тем, чтобы способствовать демократическому самоуправлению всего государства, либо его составляющих»[2].
Основным различием между политическими формами, воплощающими принцип федерализма, фактически становится степень их централизации (или нецентрализации). Так, в отличие от союза, в федерации образуется федеральный центр, который, как и составные территориальные единицы, может напрямую апеллировать к гражданам, получая от них мандат на те или иные действия и даже на отмену тех или иных решений территорий.
По степени централизации федеральные политические системы можно расположить следующим образом: союз — конфедерация — унитарное децентрализованное (регионализованное) государство — федерация — унитарное государство.
Важно подчеркнуть, что принцип,
идеи и дух федерализма могут
использоваться не только на национальном,
но и на наднациональном уровне.
Так, Европейский Союз, очевидно, не
является и не может являться унитарным
образованием, но следует федеративному
лозунгу «единства в
Возникновение федераций связано с причинами»
1 историческими факторами
2 этноконфессиональными факторами
3 природно-географич
2. Характеристики и концепции федерации
Несмотря на разнообразие институционального дизайна, тем не менее, выделяют следующие структурные характеристики, общие для федераций:
Ø верховенство писаной Конституции, поправки в которую могут вноситься с согласия значительной части составляющих федерацию единиц — субъектов федерации;
Ø две структуры управления
(федеральная и региональная), каждая
из которых непосредственно
Ø формальное конституционное распределение законодательных и исполнительных полномочий и государственных ресурсов между двумя системами управления, гарантирующие определенные области подлинной автономии для каждой системы; субсидиарность как принцип решения проблем на том уровне, где они возникают;
Ø обеспечение представительства региональных интересов внутри федеральных институтов, обычно в форме второй палаты парламента;
Ø посредник (в форме суда или референдумов) для разрешения конфликтов и споров между властными уровнями;
Ø институты и процедуры для облегчения сотрудничества в областях совместной компетенции или пересечения сфер ответственности
В современном мире
в условиях кризиса
Федерализм в
современном мире представляет
собой серьезнейшее и
В исследованиях, посвященных этой проблеме, ученые рассматривают вопросы понятия федерализма, его основных форм, общих и специфических черт федерализма в разных государствах и т.п.3 Современный подход к исследованию федерализма как политико-правового явления через призму компаративистики определяет следующую постановку вопроса: обоснованно ли говорить об американском, индийском, российском или бельгийском федерализме, либо существуют общие неизменные черты?
Представляется правомерной
дуалистическая позиция
В основе развития
современных федераций лежат
принципы и начала, которые были
заложены в ходе их
Категория федерализма активно вовлечена в оборот политологических, исторических, юридических, экономических, социологических, этнологических, культуроведческих и прочих дисциплин7. Не удивительно, что на фоне возникновения новых проблем федерализма, в условиях глобализирующегося мира, его концепт с такой легкостью замещается иными – полицентризмом, демократизмом, децентрализмом, регионализмом и т. п.
В юриспруденции,
как, впрочем, и в любой