Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:47, реферат

Краткое описание

Сущность государства проявляется в его форме, типе.
Понятие формы государства включает одновременно понятие «формы» и «содержания», которые раскрываются в философских концепциях.
Содержание – упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление.

Содержание

1. Понятие формы государства
2. Содержание формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)
3. Форма государственного правления (монархия, республика)
4. Форма государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация)
5. Государственный (политический) режим

Вложенные файлы: 1 файл

СРС по ОП.docx

— 121.88 Кб (Скачать файл)

План:

 

  1. Понятие формы государства
  2. Содержание формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)
  3. Форма государственного правления (монархия, республика)
  4. Форма  государственного  устройства (унитарное, федерация, конфедерация)
  5. Государственный (политический) режим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие формы государства.

Сущность государства  проявляется в его форме, типе.

     Понятие формы государства включает одновременно понятие «формы» и «содержания», которые раскрываются в философских концепциях.

     Содержание  – упорядоченная определенным  образом совокупность элементов  и процессов, образующих предмет  или явление.

     Форма –  внешнее выражение содержания  предмета, его внешние пространственные  и временные границы.

Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. История многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели.

Марксистская философия  выдвинула тезис о диалектическом единстве формы и содержания.  При этом содержание представляет собой  ведущую сторону предмета, а форма  – ту его сторону, которая модифицируется и изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования.  В  свою очередь форма, обладая относительной  самостоятельностью, может оказывать  обратное активное воздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как  форма, переставшая соответствовать  изменившемуся содержанию, тормозит его дальнейшее развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание формы государства.

Форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.

     Указанное  понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика.

     В последние  десятилетия в мире возникло  множество форм экономического, политического, культурного и  иного объединения государств: содружество,  сообщество и др. К их числу  относится Европейский союз, который  ранее назывался Экономическим  сообществом, затем - просто Сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации. После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество Независимых Государств, в которое сегодня входит 12 его участников - бывших союзных республик.

 

 

 

 

  1. Форма государственного правления.

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

     В свое время  Аристотель разграничивал формы  правления в зависимости от  того, осуществляется ли верховная  власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и две разновидности формы правления - монархию и республику.

 

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится  как «единовластие» (monos - один, единый и arche - главенство, власть).

Признаки монархии

   1. Монарх олицетворяет  собой государство, выступая во внешней и внутренней политике как глава государства.

   2. Монарх осуществляет  единоличное правление.

   3. Власть монарха  объявляется священной,

   4. Монарх формально  независим в своей деятельности.

   5. Создан особый  порядок утверждения и принятия  власти монархом.

   6. Установлено бессрочное  пожизненное правление монарха.

Виды монархий

     В теории  государства традиционно выделяются  абсолютная и ограниченная монархии.

Абсолютная монархия  - это форма правления, при которой  власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует  казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было (например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людовика XIV).

   Ограниченная  монархия  выступает в виде дуалистической  и парламентарной.

   Дуалистическая (двойственная)  монархия возникает в переходные  периоды, когда класс феодалов  уже не в состоянии безраздельно  господствовать, а буржуазия еще  не в силах взять всю полноту  политической власти в свои  руки. Власть монарха ограничена  парламентом в законодательной  области. Это переходной вариант  от абсолютной к парламентарной монархии.

Парламентарная (конституционная) монархия

    При парламентарной  монархии король "царствует, но  не правит". Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т.д. власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх в конституционной монархии является своего рода символом, традицией, представителем нации, народа, государства.

Как разновидность монархии выделяют теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве  сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно светским главой государства (Ватикан).

 

 

 

 

Республикой называется форма  правления, при которой верховная  власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок - парламентом, президентом. Наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Само слово происходит от латинского словосочетания respublicum, которое означает «общее дело».

     Признаки республики 

   1. Наличие высших  выборных органов власти.

   2. Возможность участия  граждан в управлении делами  государства

   3. Разделение властей.

   4. Определенная процедура  принятия высшими органами власти  своих решений.

   5. Высокий авторитет  судебной власти.

Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими.

В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо — президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.

Президентская республика характеризуется  тем, что высшим должностным лицом  в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.

Признаки президентской  республики:

   1. Президент назначает  правительство, которое несет перед ним политическую ответственность.

   2. Президент назначает,  перемещает и отстраняет от должности членов правительства.

   3. Президент избирается  не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков.

   4. Президент имеет  право вето на законы, принимаемые  парламентом.

   5. Президент является  главнокомандующим вооруженными  силами страны.

В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая смешанный характер, сочетающая черты парламентской и президентской республики.

      Смешанная  республика – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республики.

     Впервые такая  форма республики была введена  во Франции в 1958г. По инициативе  Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции парламентаризма в стране.

     Особенности  этой формы правления отличались  тем, что, как и в остальных  формах республики, президент избирается  народом, но не является главой  исполнительной власти.  Исполнительной  властью обладает правительство,  которое несет основную ответственность  перед президентом и ограниченную  – перед парламентом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Формы государственного  устройства.

Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную  и национальную организацию  государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства — территориальной организацией населения.

С точки зрения государственного устройства государства можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

     Форма государственного  устройства — это способ территориального  устройства государства, которое  вносит определенный порядок  во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.

 

Унитарное (единое, от лат. «unus» — «один») государство отличается полным единством, оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и  представительством в органах государства.

Признаки унитарного государства 

   1. Один Основной  Закон.

   2. Единые в масштабе  всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.

   3. Единая система  законодательства.

   4. Единое гражданство.

   5. Единая денежная  единица.

   6. Общая для всех  административно-территориальных единиц  налоговая и кредитная политика.

   7. Составные части  унитарного государства не обладают  суверенитетом (не являются государственными образованиями).

 

Федерация - соединенное, союзное  государство (от лат. «fedus» — «союз»). Федерация - сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.

При этой форме государственного устройства образуются общие для  всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются  высшие органы власти и управления у каждого из государственных  образований -  членов федерации (республик, штатов эмиратов, кантонов, краев, областей, округов и т.п.). Территориальные  образования в федерации называют субъектами, которые имеют равноправные функции.

В современном мире существует 25 федераций. Это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия – в Европе, Индия и Пакистан – в Азии, Нигерия и Эфиопия- в Африке, США и Бразилия – в Америке, Австралия в Океании и другие.  Среди них есть небольшие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федеративная республика Коморских островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).

 

Конфедерация — это "государственный  союз государств", каждое из которых  обладает государственным суверенитетом.

     Но этот  союз не международно-правовой, а  именно государственный, где объединяется  и совместно осуществляется ряд  направлений суверенной государственной  деятельности (оборона страны, внешняя  торговля, таможенное дело и т.  д.).

     При конфедерации  центр тяжести государственного  суверенитета находится в самих государствах, объединяющихся в конфедерацию. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами.  Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения.

Признаки конфедерации

   1. Конфедерация является  союзом суверенных государств, объединившихся  для достижения определенных  целей.

   2. Конфедерация - непрочное,  как правило, временное образование.

   3. Отсутствие единой  территории (конфедерация состоит  из территорий государств, то  есть ее членов).

   4. Отсутствие единого  гражданства.

   5. Право свободного  выхода субъектов из конфедерации.

Информация о работе Форма государства