Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучение формы государства и ее составных частей.
Задачи курсовой работы:
- изучить формы государства;
- рассмотреть формы правления;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и значение формы государства.
Глава 2. Формы правления и государственного устройства.
2.1 Форма правления.
2.2 Форма государственного устройства.
Глава 3. Политический режим и его влияние на форму государства.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ТГП.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Российский Государственный  Гуманитарный Университет

Курсовая работа по Теории Государства и Права

Студентки первого курса  специальности «юриспруденция»

Сафиуллиной Нурии Салаватовны 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Форма государства.

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

 

   Введение

 

   Глава 1. Понятие и значение формы государства.

   Глава 2. Формы  правления и государственного  устройства.

   2.1 Форма правления.

   2.2 Форма государственного  устройства.

    Глава 3. Политический  режим и его влияние на форму  государства.

 

    Заключение.

 

Введение

 

Тема моей курсовой работы «Форма государства». Я выбрала из предложенных тем эту, потому что она всегда актуальна. Актуальность этой темы заключается в том, что вопрос о форме государства имеет теоретическое и практическое значение. Одно и то же государство может в разное время иметь разные формы государственного устройства и это сильно влияет на жизнь его населения. От того, как организованна и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, стабильность правительства.

 

   Цель курсовой работы изучение формы государства и ее составных частей.

 

   Задачи курсовой работы:

- изучить формы государства;

- рассмотреть формы  правления;

-иметь общее представление  о формах государственного устройства.

 

Данная курсовая работа состоит из введения 3-х глав и заключения.

Первая глава посвящена общему понятию формы государства и её значению.

Понятие формы государства  принято раскрывать через её элементы, поэтому во второй главе рассмотрим формы правления (1 параграф) и формы государственного устройства (2 параграф) под нимипонимается территориальная организация государственной власти.

В третьей главе изучим политический режим который, определяется чаще всего как совокупность методов и способов осуществления государственной власти. 
1.Понятие и значение формы государства.

 

 

 

Под формой государства понимают совокупность внешних признаков государства, определяющих его содержание. Форма государства подчеркивает особенности его внутренней структуры, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику территориальной организации государства, методы осуществления властной деятельности, взаимодействие органов государственной власти с отдельной личностью и гражданским обществом в целом.

 

   Форма государства  - внешний показатель, она позволяет оценить такие факторы, как структуру верховной власти, демократичность власти, взаимодействие государства и личности.

 

   Государство на протяжении  какого-то времени, под влиянием разных факторов, может изменить форму. Пример Россия, которая на протяжении 20 века дважды меняла форму государства.

 

   Форма государства включает  три основных элемента: форма  правления, форма государственного  устройства, политический режим. 

 

 

2.1Форма правления.

 

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных её органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.1

 

Форма государственного правления позволяет понять :

 

    1. Кто правит.
    2. Каково строение высших органов власти и как они создаются.
    3. Каковы взаимоотношения между верховной властью и населением, обеспечиваются ли права и свободы.

 

 

Форма правления

 

                                                       /                               \

                                      Монархия                                 Республика

 

                                   /                \                                      /                 \

           Абсолютная                Ограниченная        Президентская Парламентская


 

 

 

 

 

 


1 Общая теория  права и государства. Под редакцией  В.В Лазарева М; 2000

 

 

 

   Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.2

 

Монархия характеризуется  тремя основными чертами:

 

-Наследственность ( существует несколько систем престолонаследия)

-Несменяемость . Монарх занимает свой пост пожизненно.

-Безответственность главы государства.

 

Виды монархии:

1 ограниченная монархия (конституционная)

а) дуалистическая монархия

б) парламентарная монархия

2 неограниченная

а) абсолютная монархия

 

В дуалистических монархиях монарх осуществляет исполнительную власть, формирует правительство, назначает и смещает ответственных перед ним министров и должностных лиц (Н-р; губернаторов), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента. Законодательная власть находится в руках парламента.

 

____________________________________________________________________________

 

2 Теория государства  и права. Курс лекций. Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько

 

 

 

В парламентарных монархиях назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент. Повеления монарха приобретают юридическую силу, лишь после одобрения соответствующим министром.

 

Республика – форма правления, при которой власть принадлежит выборному коллегиальному или единоличному органу государственной власти.

 

Для республики характерны следующие признаки:

 

  1. Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

 

  1. Выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

 

  1. Ответственность главы государства в случаях определенных законом;

 

  1. Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

 

  1. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

 

 

 

      

       6.  Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность.

 

Виды республик:

 

  1. Президентская республика. Президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправлять их в отставку. Президент и парламент в президентской республике избираются населением, и отношения между ними строятся на системе сдержек и противовесов. Недостаток классической формы президентской республики в том , что она имеет тенденции к авторитаризму.

 

  1. Парламентская республика. Правительство формируется парламентом  и несет перед ним политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия. Президент формально может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства, избирается парламентом ( или расширенной коллегией т.е. парламент + представители регионов). Парламент – это коллегиальный орган и добиться единого мнения по сложным вопросам, особенно если парламент состоит из противоборствующих фракций, очень сложно. Постоянные отставки, несогласованность высших органов власти – это недостатки классической формы парламентской республики.

 

  1.  Смешанные республики. На основе снижения роли президента в президентской республике и повышения его роли в парламентской республике создаются полупрезидентские, полупарламентские республики. Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Президент и парламент избираются народом. Главой государства выступает президент. Он назначает председателя правительства и министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства и утверждает его решения. Парламент контролирует правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

 

 

 

    1. Форма государственного устройства.

 

Под государственным  устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организованна территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся

взаимоотношения центра и мест.3    

 

    Существуют две формы государственного устройства:

 

1 Унитарное

 

2 Федеративное

 


 

  1. Теория государства и права. Курс лекций. Под редакцией Матузова Н.И и Малько А.В

 

Унитарное государство ( от латинского unitas – единство) представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). Большинство унитарных государств имеют административно территориальное деление (районы, области, кантоны и т. п.), в которое укладывается и существует автономия, то есть самоуправляющиеся образования4

 

Признаки унитарного государства:

 

- единые конституция и законодательство ( отдельные административно-территориальные единицы или области не имеют своего собственного законодательства).

- единая правовая и  судебная системы.

- единая система органов  государственной власти.

- единое гражданство.

 

    Каждая из  составных частей единого государства  обладает одинаковыми правами  и представительством в органах  государства. Достоинство унитарного государства в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти. В то же время управление, исходящее из единого центра не может учитывать всех особенностей территорий.

   Большинство современных  государств  - унитарные.

 

   Федерация – соединенное, сложное союзное государство, субъекты которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо федерация создается , используя и первое, и второе начала.

   Федерации, основанные на территориальном принципе более прочные и устойчивые ( США) в отличии от основанных на национально-территориальном принципе (СССР, Чехословакия, Югославия). Но в таких государствах, как Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация, федеративная природа обусловлена многонациональным составом населения.

 

   Субъектами федерации  являются государства или государственные  образования. Число их может  быть различно и называться  они могут по разному (штаты, земли, кантоны, республики, края, области, округа и тд.).

 

   Законодательный  орган федерации традиционно  состоит из двух палат, в  одной из которых представлены  её субъекты.

  

   Территории федераций  состоят из территорий входящих  в них государств и государственных образований. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность государства.

 

   Федеративные  государства характеризуются тем  , что наряду с общефедеральной конституцией и законодательством конституции ( или уставы)  и законы имеют и субъекты федерации. Но они не обладают верховенством на своей территории.

 

 


4   www.bestreferat.ru/referat-209940.html

 

 

 

 Общефедеральные законы, принятые по вопросам компетенции  федерации распространяют действие  на всю её территорию и обладают верховенством.

 

   Признак федеративных  государств – наличие общефедерального  гражданства и гражданства членов  федерации.

 

Исторически известна и  такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организаций. Конфедерация как объединения государств создавались для достижения главным образом внешнеполитических и военных целей. Субъекты федерации сохраняют свой суверенитет и  имеют право выхода  и отмены действия актов органов конфедерации на своей территории.

 

 

 

 

  1. Политический режим и его влияние на форму государства.

 

   Политический режим – совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и её содержанием.

Информация о работе Форма государства