Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 16:15, контрольная работа
Краткое описание
Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. На характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы.
Список использованной литературы................................................................................................18
Введение
Своеобразие конкретной формы
государства любого исторического периода
определяется, прежде всего, степенью
зрелости общественной и государственной
жизни, задачами и целями, которые ставит
перед собой государство. На характер
государственности влияют также национальный
состав населения, своеобразие его культуры,
включая укоренившиеся обычаи, традиции
и религиозные воззрения, размер занимаемой
территории, ее географическое положение
и другие факторы.
Особенности государственных
образований общества у различных народов
в различные исторические периоды позволяют,
тем не менее, выявить и объединить их
существенные общие черты, которые впоследствии
могут стать своеобразными шаблонами-аналогиями
для определения существующего положения
вещей в области государственного устройства,
а также для адекватной оценки предполагаемых
в данном направлении проектов.
Общие понятия
“Государство
- это единая политическая организация
общества, которая распространяет свою
власть на всю территорию страны и ее население,
располагает для этого специальным аппаратом
управления, издает обязательные для всех
веления и обладает суверенитетом”.
Фома государства - сложное
общественное явление, которое включает
в себя три взаимосвязанных элемента:
· форму
правления;
· форму
государственного устройства;
· форму
государственного режима.
Несмотря на свои различающиеся
характерные особенности, форма всех существующих
государств, особенно современных, имеет
общие признаки, что позволяет дать определение
каждому элементу формы государства.
Форма правления
“Форма правления
- принцип организации государственной
власти”, выражающийся в формировании
структуры высших органов государственной
власти, определении порядка их образования
и распределении компетенции между
ними.
В зависимости от того:
· как создаются
высшие органы государства и каково их
строение;
· какой принцип
лежит в основе взаимоотношений между
высшими и другими государственными органами;
· как строятся
взаимоотношения между верховной государственной
властью и населением страны;
· в какой мере
организация высших органов государства
позволяет обеспечивать права и свободы
гражданина, формы государственного правления
подразделяются на:
· монархические;
· республиканские.
Древневосточная
монархия
Организация государственной
власти в странах Древнего Востока (Египет,
Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют
восточной деспотией.
“Деспотия - (греч.
despotéia - неограниченная власть) форма
самодержавной неограниченной
власти”, реализующаяся зачастую с помощью
военно-бюрократического аппарата.
Следует отметить, что деспотическое
правление в чистом виде существовало
далеко не во всех странах Древнего Востока
и не на всех этапах их развития. Власть
правителей древневосточных государств
была иногда ограничена элементами республиканского
правления:
· в древнем
Шумере - избрание правителя советом старейшин
и контроль за ним со стороны народного
собрания и совета знати;
· в древней
Индии - наличие Совета царских чиновников
и даже отдельных государств, основанных
на республиканской форме правления.
Сделав, таким образом, оговорку,
можно дать следующее определение:
Восточная деспотия
- такая форма правления, при которой подданные
полностью зависят от произвола властей.
Древнеримская
монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.)
Выступавшая в форме империи,
древнеримская монархия имеет в своем
развитии два периода:
· принципат;
· доминат.
“Принципат - (лат.
principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой
монархии, при которой сохранялись республиканские
учреждения, но власть фактически принадлежала
одному человеку - принцепсу (первому в
списке сенаторов)”.
“Доминат - (от
лат. dominatus - господство) неограниченная
монархия, установленная в Древнем Риме
со времени императора Диоклетиана (кон.
3 в.)”.
Феодальная
(средневековая) монархия
Феодальная монархия последовательно
проходит три периода своего развития:
· раннефеодальная
монархия;
· сословно-представительная
монархия;
· абсолютная
монархия.
Раннефеодальная
монархия как форма государственного
правления вырастает непосредственно
из родообщинных отношений у значительной
части народов Европы (Франкское, Германское,
Англо-саксонское государства, Великое
Княжество Литовское).
Раннефеодальное государство
характеризуется следующими признаками:
· раздробленность
территории;
· слабость
центральной власти;
· непрочность
государственного устройства;
· наличие
остатков родового самоуправления.
По мере развития феодальных
отношений общинные земли подвергались
отчуждению и ранее свободные крестьяне
попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев,
которые выступали уже как носители верховной
власти на своей территории. У них был
свой суд, полиция, войско, сборщики налогов,
посредством которых они осуществляли
личное властвование на своей территории
и защищались от нападения извне. Одновременно
формировался аппарат центральной власти,
органы которого были слиты с аппаратом
частной власти крупных феодалов.
Вследствие завоеваний слабо
организованных народов возникли разновидности
раннефеодального государства, носящие
название раннефеодальных империй (империи
Карла Великого и Чингисхана). Создававшаяся
в центре сильная власть возглавлялась
единым владыкою и поддерживалась военной
дружиной и народным ополчением. Непрочность
таких государственных образований обуславливалась
тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы
использовать государственную власть
в собственных экономических интересах,
а не на благо государства в целом. Поэтому
и создавались крупные феодальные землевладения,
которые становились соперниками центральной
власти.
Таким образом, с развитием
крупного землевладения постепенно подрываются
корни раннефеодальной империи и она распадается
на отдельные изолированные государства.
“Сословно-представительная
монархия - это такая централизованная
форма государственного правления,
при которой власть монарха ограничена
сословно-представительными органом (собранием)”.
Такие сословно-представительные
собрания (во Франции - Генеральные штаты,
в Англии - парламент, в Испании - кортесы)
возникают в результате:
· представителей третьего
сословия (купцов, ремесленников, средних
землевладельцев), представляли собой,
как правило, совещательные органы, занимавшиеся:
· законодательской
деятельностью;
· контролем
за финансами.
Наряду с сословно-представительными
органами функционировали строго централизованные:
· аппарат
центральной исполнительной власти;
· разветвленный
аппарат местной исполнительной власти;
· постоянная
армия, всецело подчиненные монарху.
“Абсолютная монархия
- это такая форма правления, при которой
верховная государственная власть всецело
принадлежит одному лицу (царю, королю,
императору)”.
Возникновение абсолютизма
связано с процессом зарождения буржуазных
отношений и одновременным распадом феодализма
и его сословий.
Основными признаками абсолютной
монархии являются:
· отсутствие
органов, ограничивающих компетенцию
монарха;
· ликвидация
или полный упадок представительных учреждений;
· юридически
не ограниченная власть монарха;
· наличие
в распоряжении монарха постоянной армии,
полиции, разветвленного бюрократического
аппарата.
Власть в центре и на местах
принадлежит уже не крупным феодалам,
а чиновникам, назначаемым монархом. При
чем центральная бюрократия оттесняет
феодалов от непосредственного осуществления
власти и на местах.
Конституционная
монархия
Конституционная
монархия - это такая форма правления,
при которой власть монарха значительно
ограничена представительным органом,
что определяется утверждаемой им конституцией,
изменить которую монарх не в праве.
Как форма правления конституционная
монархия возникает в период становления
буржуазного общества, но формально не
утрачивает своего значения в ряде стран
и сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия,
Швеция, Япония и др.)
Конституционная монархия бывает:
· парламентской;
· дуалистической
(практически изживает себя).
Парламентская монархия
характеризуется следующими признаками:
· правительство формируется
из представителей партии или партий,
победивших на выборах в парламент;
· лидер партии, обладающей
большинством депутатских мест, становится
главой государства;
· в законодательной,
исполнительной и судебной сферах власть
монарха, являясь символической, фактически
отсутствует;
· законодательные
акты принимаются парламентом;
· правительство
ответственно только перед парламентом.
Дуалистическая монархия,
характеризуясь двойственностью государственной
власти, имеет следующие признаки:
· правительство
формируется монархом не зависимо от партийного
состава в парламенте;
· правительство
не ответственно перед парламентом
Монарх при этом выражает интересы
феодалов, а парламент - интересы буржуазии
и других слоев населения.
Подобная форма правления существовала
в кайзеровской Германии с 1871 по 1918 гг.
Республиканские
формы правления
“Республика -
(от лат. res publica, буквально - общественное
дело) это такая форма правления, при которой
верховная государственная власть осуществляется
выборными органами, избираемыми населением
на определенный срок”.
Общими признаками республиканской
формы правления являются:
· существование
единоличного и коллегиального глав государства
· выборность на определенный
срок главы государства и других верховных
органов государственной власти;
· осуществление
власти не по собственному праву,а по воле
народа
· юридическая
ответственность главы государства;
· обязательность
решений верховной государственной власти
для всех других государственных органов;
· преимущественная
защита интересов граждан государства;
· взаимная ответственность
личности и государства.
Выделяются следующие разновидности
республиканской формы государственного
правления:
Афинская
демократическая республика (V-IVвв. до
н.э.)
Основными органами Афинского
государства являлись:
· народное
собрание;
· Совет
пятисот;
· гелиэя.
Народное собрание
- верховный орган Афин, компетенция
которого была обширной:
· принятие
законов;
· избрание
и проверка деятельности должностных
лиц;
· решение
вопросов войны и мира;
· издание
постановлений частного характера.
Совет пятисот
представлял собой контрольно-исполнительный
орган, в функции которого входило:
· обсуждение
вопросов, поступивших на рассмотрение
народного собрания;