Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 11:01, контрольная работа
Формы государственного устройства раскроем в третьей главе. Их именуют также формой национально-государственного устройства, формой территориального устройства, и под ними понимается уже территориальная организация государственной власти, изучим политический режим (его именуют также государственным или государственно-правовым режимом), который рассматривается в качестве элемента формы государства, определяется чаще всего как совокупность методов и способов осуществления государственной власти. Политический режим является показателем уровня демократии в стране, прав и свобод личности, реальности участия населения в управлении государством и обществом.
1. Введение
2. Глава 1. Форма государства
§ 1.1. Понятие и структура формы государства
§ 1.2. Значение формы государства
3. Глава 2. Форма правления
§ 2.1. Понятие и виды
§ 2.2. Характеристика монархической и республиканской формы правления
§ 2.3. Соотношение типа и формы государства
4. Глава 3. Форма национально – территориального и административного государственного устройства
§ 3.1. Политический режим: понятие и виды
§ 3.2. Соотношение политического и государственно – правового режима
§ 3.3. Форма Российского государства.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
Содержание
§ 1.1. Понятие и структура формы государства
§ 1.2. Значение формы государства
§ 2.1. Понятие и виды
§ 2.2. Характеристика монархической и республиканской формы правления
§ 2.3. Соотношение типа и формы государства
§ 3.1. Политический режим: понятие и виды
§ 3.2. Соотношение политического и государственно – правового режима
§ 3.3. Форма Российского государства.
Введение.
Тема данной работы звучит «Форма государства». Цель работы состоит в том, чтобы изучить основные понятия, разновидности форм государства, познакомится с основной научной литературой по данной теме, сделать выводы.
Актуальность данной темы заключается в том, что вопрос о форме государства имеет важное теоретическое и практическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства и правопорядка в стране. Тем более в настоящий период вопрос формы государства является весьма злободневным для нашей страны и юридической науки. В обществе все чаще слышны заявления о формировании авторитарного государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей.
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.
Форма государства отвечает
на вопросы, на каких принципах и
как территориально построена государственная
власть, как создаются высшие органы
государства, как они взаимодействуют
между собой и населением, какими
методами она осуществляется и др.
Обычно под формой государства подразумевают
устройство или организацию
В первой и второй главе раскроем понятие формы государства, принято раскрывать через ее элементы. Форма правления говорит о том, как устроена высшая власть в государстве, в каких конкретно государственных органах она выражена, каков порядок образования этих органов и как они взаимодействуют друг с другом и с населением.
Формы государственного устройства раскроем в третьей главе. Их именуют также формой национально-государственного устройства, формой территориального устройства, и под ними понимается уже территориальная организация государственной власти, изучим политический режим (его именуют также государственным или государственно-правовым режимом), который рассматривается в качестве элемента формы государства, определяется чаще всего как совокупность методов и способов осуществления государственной власти. Политический режим является показателем уровня демократии в стране, прав и свобод личности, реальности участия населения в управлении государством и обществом.
Глава 1. Форма государства
§ 1.1. Понятие и структура.
Под формой государства принято понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства. ( мелехин)
Вопрос о форме государства исследуется юридическими и политическими науками довольно длительное время. Еще Аристотель на основе анализа государственного управления в гореческих государствах, сделал вывод о том, что имеют место различные формы государственного правления и устройство. Он считал, что существует 6 форм правления: демократия, олигархия, тирания, аристократия, монархия и иполития.
В настоящее время в понятие формы государства вкладываются 3 аспекта проявления сущности и содержания государства.
Первый аспект – порядок образования высших органов власти, ее структура, т.е. организация высших органов власти, а также степень участия населения страны в их формировании;
Второй аспект – территориальная устройство государства, определенной порядок взаимоотношений между центральной, регтональной и местной властью ( соотношения государства как целого государство с его составными частями, способ его политического, национального и территориального деления);
Третий аспект – совокупность приемов и способов осуществления государственной власти ( режим осуществления власти).
На форму государства оказывают влияние различные факторы, т.е. причины приобретения каждым конкретным государством определенной формы ( монархии, республики и т.д.). Таковыми причинами являются соотношения политических сил, их расстановка по силе, возможности влияния на установление формы государства, исторические условия ( международные, внутренние), национальные традиции, политическая и правовое сознание общества, его культура, территория, национальный состав и т. д.
Все эти причины так или иначе делают каждое государство уникальным по форме, особенно по деталям этой формы.
Форма правления может сохранятся, не исчезать, в то время как сущность государства принципиально меняется. Так, сегодня нет рабовладельческих и деспотических государств, практически и исчезли феодальные государства, а формы, присущие этим давним государствам, - республики и монархии – существуют до сих пор. Как видим – сущность исчезла, а форма сохранилась. Это обстоятельство свидетельствует о подвижности элементов формы государства, их качественной устойчивости способности к выживанию ( сохранению), не смотря на меняющиеся исторические условия. В наибольшей степени качество устойчивости присуще форме государства, в меньшей степени – его сущности и содержанию.
Вместе с тем в самой форме государства имеются, как уже говорилось, три состаных элемента, которые также могут быть самостоятельны, каждый по себе может развиваться и изменяться независимо от других.
« Форма государства» как
объективная реальность и как
понятие, включает в себя в обязательном
порядке три безусловных
Государственная форма зависит прежде всего от уровня народного правосознания, от исторического, нажитого народом политического опыта от силы его воли и от его национального характера. (ТГП Хрестоматия в двух томах. - М., 2001. Т.1 стр. 478).
§1.2. Значение формы государства.
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно "так" — организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».
Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др. Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Следовательно, понятие формы государства охватывает:
а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как делового с его составными частями;
в) методы и способы осуществления государственной власти.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели JK компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция — требование молодой буржуазии, монархия — уступка феодалам.
На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения,— писал И. А. Ильин,— предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». События в Югославии, сложная ситуация в бывших республиках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным».( алексеев)
Глава 2. Форма правления.
§ 2.1. Понятие и виды формы правления.
Форма государственного правления
- это организация вышестоящих
органов государственной
За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.
Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.
Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Богом.
Виды форм правления:
Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.
При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.
В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.
Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.
Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.
Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.