Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:21, курсовая работа
Цель исследования:
- Изучение категории «форма государственного управления», как важнейшего составляющего формы государства.
Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
Рассмотреть категорию «форма государственного устройства», понять ее сущность и значение.
Рассмотреть виды государственных устройств, выявить наиболее жизнеспособные.
Рассмотреть подробно федеративную форму государственного устройства на примере Российской Федерации. Для этого
Изучить становление Российской Федерации;
Рассмотреть юридическую природу российского федерализма;
Изучить особенности российского федерализма, его особенности, проблемы и тенденции развития.
1. Введение.
2. Государственное устройство как составляющее формы
государства.
2.1 Понятие государственного устройства.
Виды государственного устройства.
2.3 Различия между унитарной и федеративной формами устройства.
3. Федеративное устройство РФ.
Федеративное устройство РФ.
Юридическая природа российского федеративного
государства.
Особенности и современные проблемы российского федерализма.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
Международный юридический институт
Тульский филиал
Факультет регионального обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Теория государства и права
ТЕМА: «Формы государственного устройства»
Выполнил:
Прохоров А.И.
Научный руководитель:
Фомин О.Е.
Дата защиты:_____________________
Оценка:_______________________
______________________________
(подпись научного руководителя)
ТУЛА
2012 г.
1. Введение.
2. Государственное устройство как составляющее формы
государства.
2.1 Понятие государственного устройства.
2.3 Различия между
унитарной и федеративной
3. Федеративное устройство РФ.
государства.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
Введение.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, чтобы показать, что же такое государственное устройство, какие бывают виды государственных устройств, их значение в истории и в современности и как они развивалась в нашей стране.
Цель исследования:
- Изучение категории
«форма государственного
Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
Глава I. Государственное устройство как составляющее формы
государства.
1.1. Понятие государственного устройства.
История существования государства
свидетельствует о том, что во
всех века разные государства отличались
друг от друга внутренним строением,
т.е. способом территориального деления
(административно-
Форма государственного устройства входит в состав формы государства, наряду с формой правления и политическим режимом.
Форма государственного устройства - национальное
и администpативно-
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но на современной политической карте мира она фактически не встречается.
При унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.
Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.
Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных образованиях. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, «союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)»3. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.
Схема 1.
Необходимость
определенным образом построить
территориальную организацию
Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения. Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.
Разумеется, государство - это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может.
Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования.
1.2. Виды государственного устройства.
На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная и федеративная6. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств7. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств8.
Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.
1. Унитарное государство - единое, централизованное
государство, составные части которого
не обладают суверенностью и представляют
собой административно-
В унитарном государстве
единая законодательная, исполнительная
и судебная власть. Для него характерны
наличие единого
Однако и унитарные государства могут иметь в своём составе автономные, т.е самоуправляющиеся, образования. Классический пример в этом отношении – Испания, где наряду с такими историческими областями, как Страна Басков и Каталония, выделяемыми по национальному признаку, созданы и территориальные автономии.9
2.Федеративное государство. В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности10. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др11. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:
Важнейший вопрос любой федерации - распределение полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.
Распределение объема полномочий между федерацией и субъектами федерации зависит от того, как складывается федерация:
1 вариант. Независимые суверенные государства объединяются в федерацию и часть своих суверенных полномочий передают образуемому новому федеральному государству (это те полномочия, которые лучше осуществлять сообща). Примером такого способа образования федерации является США.
2 вариант. Либо единое государство разделяется на части, либо мощное государство подчиняет себе иные окружающие его суверенные государства. В этом случае центральная власть передает образуемым субъектам федерации часть своих полномочий, - те, что по её мнению, субъекты могут осуществлять самостоятельно.