Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:03, реферат
Форма правления – способ организации высших органов государства. Формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия – это форма правления, при которой главой государства является лицо, занимающее этот пост в порядке престолонаследия.
Теория государства и права
Раздел: Экономика |
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Форма правления – способ организации высших органов государства. Формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия – это форма правления, при которой главой государства является лицо, занимающее этот пост в порядке престолонаследия. Монархия характеризуется следующими особенностями:
- во-первых, власть монарха юридически непроизводна от какой-либо другой власти;
- во-вторых, власть монарха наследственна. Порядок престолонаследия определяется либо конституциями, либо конституционными и органическими законами.
В странах с республиканской формой правления главой государства является президент, избираемый в определенном порядке.
В парламентарных республиках роль главы государства чисто номинальна. Как правило, он действует в них с санкции правительства.
При президентской форме правления глава государства (президент) обладает весьма обширными полномочиями. В качестве главы исполнительной власти он формирует и осуществляет руководство правительством, которое ответственно перед ним, а не парламентом. В качестве участника законодательного процесса он санкционирует законопроект, который только после этого вступает в юридическую силу. При отказе дать санкцию законопроект вновь возвращается на повторное рассмотрение в парламент. Иные полномочия главы государства при президентской форме правления включают в себя следующее: создание и упразднение различных агентств и ведомств, входящих в структуру исполнительной власти, руководство вооруженными силами государства, назначение и отзыв послов, заключение международных договоров, назначение судей Верховного Суда и т. д.
Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха не ограничена ни какими законами и учреждениями.
Ограниченная монархия - это форма правления, при которой власть монарха «сдерживается» парламентом. В свою очередь, ограниченную монархию можно подразделить на дуалистическую и парламентарную.
Дуалистическая монархия характеризуется «двоевластием». Она возникает на стыке двух исторических эпох - феодальной и буржуазной. Этот «переходный» период характеризуется тем, что феодалы уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия, вследствие своей слабости, еще не в состоянии взять всю полноту власти в свои руки.
Признак дуалистической монархии - наличие двухпалатной структуры. Нижняя палата выражает интересы буржуазии и формируется выборным путем. Верхняя палата формируется путем назначения монархом представителей феодалов. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отрешает от должности членов правительства. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.
Парламентарная монархия характеризуется тем, что она существует в буржуазном обществе и обязана своим сохранением общественным предрассудкам.
При парламентарной монархии монарх «царствует, но не правит». Его функции и полномочия чисто номинальны. Он лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство перед монархом не ответственны.
Республика подразделяется на парламентарную и президентскую.
Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или отдельным его членам. Тогда они уходят в отставку.
Президентская республика характеризуется тем, что президент является могущественной фигурой во властных структурах государства. Он - глава исполнительной власти, по своему усмотрению формирует правительство, которое ответственно перед ним за свою деятельность. Президент избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования. Ему принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Президент — глава государства и главнокомандующий вооруженными силами государства.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Функции
государства – это главные
направления его деятельности. В них выражается
его сущность, то есть роль и назначение
государства в обществе.
Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции:
1) экономическая, которая
сводится к формированию и
исполнению бюджета,
2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;
3) правоохранительная, которая
направлена на укрепление
4) культурно-просветительная,
призванная обеспечить
Внешние функции:
1) экономическое сотрудничество с другими странами;
2) оборона страны от
нападения извне, охрана
3) участие в межгосударственных
мероприятиях по
4) борьба за мир и мирное существование;
5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;
6) взаимодействие с другими
странами по защите окружающей
среды и созданию необходимых
условий для экологического
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Функции
государства – это главные
направления его деятельности. В них выражается
его сущность, то есть роль и назначение
государства в обществе.
Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции:
1) экономическая, которая
сводится к формированию и
исполнению бюджета,
2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;
3) правоохранительная, которая
направлена на укрепление
4) культурно-просветительная,
призванная обеспечить
Внешние функции:
1) экономическое сотрудничество с другими странами;
2) оборона страны от
нападения извне, охрана
3) участие в межгосударственных
мероприятиях по
4) борьба за мир и мирное существование;
5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;
6) взаимодействие с другими
странами по защите окружающей
среды и созданию необходимых
условий для экологического