Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 13:08, реферат

Краткое описание

История становления и развития каждого государства связана с поисками оптимальной модели организации государственной власти и, как следствие, формы правления. Как отмечал в свое время по этому поводу И.А. Ильин, «каждому народу на каждом этапе своего развития должна быть свойственна своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным»

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Классификация форм государственного правления . . . . . . . . . . . . . . .4
§1. Монархия как форма правления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
§2. Республика как форма правления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Глава 2. Форма правления Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§ 1.Роль президента Российской Федерации в государстве. . . . . . . . . . . . . . .28
§ 2. Мнения о форме правления Российского государства. . . . . . . . . . . . . . .32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.49 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗЕДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

 

КАФЕДРА

теории и истории государства и права

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории государства и права

на тему: «Форма правления»

 

 

 

Выполнила: студентка группы 412 (очная форма обучения)

Смотрич Алина Алексеевна

Научный руководитель:

Русских В.В.

 

 

Ростов-на-Дону

2014 г.

 

Содержание:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Классификация форм государственного правления . . . . . . . . . . . . . . .4

§1.  Монархия как форма правления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

§2. Республика как форма правления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

Глава 2. Форма правления Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

§ 1.Роль президента Российской Федерации в государстве. . . . . . . . . . . . . . .28

§ 2.  Мнения о  форме правления Российского государства. . . . . . . . . . . . . . .32

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

        История становления и развития каждого государства связана с поисками оптимальной модели организации государственной власти и, как следствие, формы правления. Как отмечал в свое время по этому поводу И.А. Ильин, «каждому народу на каждом этапе своего развития должна быть свойственна своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным»

        Форма правления определяет, кто и каким образом осуществляет государственную власть в образованном государством обществе. Поэтому именно она во многом влияет на содержание и функции государства.

        Актуальность взятой темы обуславливается, прежде всего, непрерывным развитием общества, его переходом с одной ступени развития на другую. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, пытаются вывести безупречную модель государства, четко и слаженно функционирующую. Разобравшись в имеющихся, на данный момент, формах правления, мы сможем соединить их положительные качества и вывести наиболее универсальную  модель, в плане государственного правления, государства. 

         В настоящее время, существуют две основных формы правления – республика и монархия, они же, в свою очередь, подразделяются на некоторые виды.

        Целью работы является выявление и подробное изложение основных признаков форм государственного правления, рассмотрение их на примерах различных стран. В соответствии цели курсовой работы, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Подробное исследование  всех форм правления.

2. Попытка выяснения действительно  существующей формы правления  в Российской Федерации.

Глава 1. Классификация форм государственного правления.

§ 1. Монархия как форма правления.

        Под формой государства понимается  совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием.  В науке различают  две основные формы государства – форму правления и  форму государственного (территориального устройства), которые весьма разнообразны.

        Причины разнообразия форм  государства многочисленны.

Самыми существенными из них можно назвать следующие:

I. Историческая традиция развития национальной государственности.

        Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим  тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.

II. Исторические особенности становления национальной государственности.

        Например, принятие федеративной формы государственного устройства такими странами, как США, ФРГ, Швейцария,  Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, объясняется историческими условиями возникновения  самого государства, а не национальными моментами.

III. Национальный состав населения данной страны.

        Именно это обстоятельство обусловило установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия и Бельгия.

IV. Бывшая колониальная зависимость государства.

        Избрание той или иной формы государства в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что колонии монархической Великобритании (Тринидад и Тобаго, Ямайка,  первоначально в Индии, Пакистане) после провозглашения независимости  была установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве  своем стали республиками (Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Исламская Республика Мавритания). Иногда метрополия навязывает бывшей колонии определенную государственную форму.

V. Революционно настроенные оппозиционные силы. 

        Расстановкой социально-политических сил и результатом борьбы между ними (действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные периоды, доказательством чему является, в частности, падение монархических режимов в результате Великой французской революции 1789 г. или Февральской революции 1917 г. в России);

_________________

А.А. Мишин Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для вузов. Издание -14-ое. 2009. Перераб. и доп.

        Форма государства складывается из нескольких элементов:

- Форма государственного  правления;

- Форма государственного  устройства;

- Политический (государственный) режим.

        Форма государственного устройства – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяют на унитарные, федеративные и конфедеративные.

        Политический (государственный) режим – представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей и набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политический (государственный) режимы. 

        Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

        Комплекс признаков формы правления, характеризующих организацию государственной власти, предоставляет возможность сделать вывод о прошлом (в смысле предпосылок выбора формы правления определенным государством), настоящем (в смысле учета особенностей формы правления определенного государства), а также, в какой-то степени, и будущем государства (в смысле возможности усиления или ослабления отдельных институтов власти).

        Можно отметить и общие закономерности трансформации форм правления. Так, при аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства – в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, которые сопровождались ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали более разнообразными.

        Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, – словом, как устроено разделение властей.       

        При этом вопрос о форме правления приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Исходя из этого проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

        Современная наука под формой правления понимает, кто и как правит, т. е. осуществляет государственную власть в государственно-организованном сообществе; как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства); каковы основы их взаимоотношений с населением; а также какова степень участия населения в формировании государственных структур.

        При этом форма правления – не просто теоретическая, абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого определяется сущность системы органов государственной власти, выражающейся в той или иной государственно-правовой модели.

        Форма правления является ведущим элементом формы государства. Именно она в конечном счете определяет форму государственного устройства, а также разновидность политического режима.

        При этом форма правления, одновременно относится и к наиболее спорным элементам известной триады форм государства. Среди современных авторов, так же как и среди их древних предшественников, нет единого взгляда и представления о понятии, видах и содержании форм государства.

        Высказываются разные точки зрения, различные подходы к определению понятия и содержания форм правления. Так, одни, анализируя основы организации государственной власти, употребляют термин «форма правления», другие – «государственный режим», третьи ставят знак равенства между понятием «форма правления» и «форма государства».

        Мысль о различных формах правления и критерий их подразделения возник еще во времена Аристотеля. Он разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).

        Указанный критерий остался вплоть до настоящего времени: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.

________________

Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность: учебное пособие. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2007.

        Итак, преступим к исследованию первой  разновидности формы государственного  правления – монархии.

        Различие между двумя основными формами правления  -  монархией и республикой - зависит от того, кто стоит во главе государства: монарх или президент, т.е. выборный глава государства или наследственный.

        Если глава государства выборный и сменяемый, то это республика, если глава государства наследственный, то это монархия.

        Форма правления  существенна,  т.к.  она  налагает  определенный  отпечаток  на  структуру государственного  аппарата  и  существующие  между  его  отдельными  звеньями взаимоотношения.

        Монархия (от греческого monarhia – единовластие)   представляет  собой  такую  форму  правления,  при  которой  верховная государственная  власть  юридически  принадлежит  одному  лицу,  занимающему  свою должность в установленном порядке престолонаследия. Историческим  предшественником  современной  монархии  является  монархия

абсолютная,  сформировавшаяся  как  политическое учреждение  в  поздний  период Средневековья.

        Юридическая наука, так же как и политико-правовая теория, неоднозначно оценивают данную форму правления. Так, например, ст. 6 Конституции Массачусетса провозглашает, что «сама идея о том, что человеку от рождения суждено стать представителем власти, законодателем или судьей, абсурдна и противоестественна».

        Вместе  с тем есть и противоположные  доводы, сводящиеся к тому, что  в обстановке раскола в обществе  существование правового государства  на условиях представительного  правления в принципе невозможно. А власть одного лица, не зависимая  от общества, напротив, способна  быть арбитром и обеспечить  соблюдение прав человека.

        С другой стороны, уже давно замечено, что неограниченная монархия, как и всякая абсолютная власть, чревата произволом и злоупотреблениями. Афоризм лорда Эктона полностью отражает подобное наблюдение: «Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно».

        История знает множество случаев перехода от одной формы правления к другой, в частности, свержение монархий и установление республик в России, Франции, Греции, Турции, Германии. Однако в ряде случаен, в частности в Испании, наблюдался и обратный процесс – реставрация института монархии, которая существует и поныне.

Информация о работе Формы правления