Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:35, курсовая работа
Функция государства имеет исторический характер, проявляется в различных областях жизнедеятельности государства. Однако в условиях федераций в части организации экономических связей между субъектами федерации она приобретает особую значимость для стабильности и эффективности функционирования государства. Это вытекает из особой роли экономических отношений и экономической деятельности в общественной жизни как центрального стержня государственного организма, формирующего принципиальные черты всех элементов государственного устройства, особенности современного "государственного портрета".
1. Понятие и классификация функции государства_____________________3
2. Основные внутренние функции государства на современном этапе_____8
3. Содержание внешних функций государства________________________18
4. Формы осуществления функций государства_______________________28
Список используемой литературы__________________________________34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
ПО ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ТЕМА: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
ВАРИАНТ № 3
Выполнил:
г. Хабаровск,2008
1. Понятие и классификация функции
государства___________________
2. Основные внутренние
функции государства на
3. Содержание внешних функций государства___________________
Список используемой
литературы____________________
1. Понятие
и классификация функции
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под утлом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Термин "функция"
имеет в отечественной и
Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие "функция" приобретают несколько иной смысл и значение. Функции государства традиционно
определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.
В отечественных
и зарубежных академических
Например, еще
в 60-е годы в рамках
Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В подтверждение сказанного можно сослаться на определение понятия "функция государства", в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения1.
Понятие функций иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь "по управлению обществом" или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание "механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов"2. При таком подходе в первом случае невольно упускаются из поля зрения возможность и реальность воздействия государства на общественные отношения не только в связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения.
Во втором
случае, как справедливо подмечалось
в учебной и научной
Наличие
различных точек зрения и
сложность и
многогранность рассматриваемой материи.
В теоретическом и практическом
плане, однако, было бы более оправданным
и конструктивным в дальнейшем сосредоточиться
не на анализе различных
Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание на следующие их общие черты.
1. Функции государства
имеют комплексный,
Однако это
не механическое и тем более
не стихийное и не
2. По своему
характеру, содержанию и
Речь идет при этом не только о государствах различных типов, государствах, существующих в условиях различных общественно-экономических формаций. Речь идет также и об однотипных государствах, но отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики и общества.
В качестве примера можно сослаться на далеко не одинаковую роль буржуазного государства по отношению к экономике и обществу на ранних и на более поздних, включая современный, этапах развития капитализма. Эта роль, вопреки иногда высказываемому мнению, по мере становления и совершенствования в странах Запада рыночных отношений не только не ослабевала, а, наоборот, непрерывно возрастала.
Это, в
частности, нашло свое
Применительно
к современному Российскому
3. В функциях
государства прослеживается
Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции.
Последнее
особенно отчетливо
4. Функции государства
не следует отождествлять с
функциями его отдельных
Если функции
государства охватывают собой
всю его деятельность в целом,
активность всего
5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения.
В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения.
Основными
правовыми формами
Что же
касается сфер приложения
может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.
2. Основные
внутренние функции
Классификация
функций государства имеет
В юридической
теории, а отчасти и в практике
существует множество
Классификация
функций государства проводится
также на основании территориального
масштаба, в пределах которого они реализуются.
В федеративном государстве - это функция
федерации в целом и субъектов федерации.
В унитарном государстве - это функция,
осуществляемая на территории единого,
лишь в административно-
В последние годы предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют, что особенность данной классификации заключается прежде всего в том, что "она отражает механизм реализации государственной власти" и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных
органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной, исполнительной и судебной3.