Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 15:24, курсовая работа
Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, как и само государство. Над этим вопросом неоднократно задумывались многие философы и юристы на всех этапах возникновения и развития государства, начиная еще со времен Древнего Рима и Древней Греции, вплоть до сегодняшних дней. На каждом этапе развития, термин государства трактовался по-разному. Приведу несколько примеров: Один из выдающихся философов античности, Аристотель считал, что государство – «это самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся, и ни от кого другого не зависящее».
Введение
Тема моей работы – функции государства. Основной ее целью является подробное ознакомление с данными функциями. Перед тем как перейти непосредственно к раскрытию данной темы обозначу, что же является государством.
Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, как и само государство. Над этим вопросом неоднократно задумывались многие философы и юристы на всех этапах возникновения и развития государства, начиная еще со времен Древнего Рима и Древней Греции, вплоть до сегодняшних дней. На каждом этапе развития, термин государства трактовался по-разному. Приведу несколько примеров:
Один из выдающихся философов античности, Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) считал, что государство – «это самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся, и ни от кого другого не зависящее».
Известный английский философ XVI в. Томас Гоббс (1588 – 1679) сторонник абсолютистской власти государства, рассматривает государство как результат общественного договора между людьми, положившему конец догосударственному состоянию «войны всех против всех». Вследствие этого договора люди передают все свои естественные права в пользу суверена, верховного владыки, воля которого считается волею всех.
Основатель теории либерализма, Джон Локк (1632 – 1704), в отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Таким образом, государство, Джон Локк представлял в виде совокупности людей, соединившихся в единое общество, под началом ими же установленного закона.
В современном мире государство принято воспринимать как особую сложную политическую организацию общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех законы и обладает суверенитетом. В отличие от общины, которая является простым неорганизованным обществом, государство содержит в себе социальные классы, профессиональным занятием которых является управление общими делами.
Толковый словарь русского языка, под редакцией Ожегова, даёт такое определение этому понятию: «Государство – это основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структур».
Глава I Функции государства: понятие, основные признаки, классификация
1.1 Понятие функций государства
Под функциями государства
1.2 Признаки государственных функций
Под признаками функций подразумеваются те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функциям. Необходимо обратить внимание на их общие черты:
Функции государства непосредственно связаны с его целями и задачами. Рассмотрев функции конкретного государства, можно определить характер его деятельности, правильность выбора приоритетов, на том или ином этапе его развития, а также уровень его организованности и эффективности. Характер этих функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач.
Так, в случае надвигающихся военных действий, когда перед государством и перед обществом стоит задача защиты своей страны от нападения вражеских сил извне, на первый план выходит функция обороны. Например, в период экономического спада, или тем более кризиса, принимаются решения о стабилизации экономики и ее восстановления, на первом плане оказываются, естественно, экономические функции.
Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению таких общих дел относится, прежде всего, осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.
Функции государства это не определенный набор направлений его деятельности, ограниченный жесткими рамками, ведь с развитием государства и общества, усложнением самой жизни, могут появляться новые, ранее неизвестные функции государства, например, природоохранительная функция, освоение космоса и так далее. В настоящее время наиболее важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
1.3 Классификация функций
Функции государства по-разному классифицируются в юридической науке. Самым распространенным является деление функций на внешние и внутренние – в зависимости от целей, а также от важности и социальной значимости тех или иных направлений:
Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. Они в свою очередь подразделяются еще на две категории: основные и неосновные. Следует отметить, что данная классификация функций является насколько традиционной, настолько же и спорной, так как критерий такого образного разграничения четко не определен. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства основными.
Еще в 60-е годы в отечественной
литературе ставился вопрос о том, что
же подразумевается под основными
и неосновными функциями
По мере развития отечественной и зарубежной юридической науки, исследователи, занимающиеся изучением государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу, что подразделение функций государства на основные и неосновные не только желательно, но и объективно необходимо. Это обуславливается тем, что в действительности функции государства, как основные направления его деятельности, далеко не равнозначны. Такая классификация функций государства по степени социальной значимости способствует развитию и совершенствованию не только теории их изучения, но и практики их применения.1
Основные функции государства обладают рядом общих черт:
Во-первых, в них наиболее отчетливо
проявляется классовая и
Во-вторых, в отличие от многочисленных
государственных функций, осуществляемых,
как правило, специально предназначенными
для этого органами (например, здравоохранение,
социальное обеспечение, высшее образование,
финансовая деятельность, дипломатия,
внешняя торговля и т.д.), основные
функции относятся к
В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры, основная функция носит комплексный, собирательный характер, и всегда требует системного анализа.
Исходя из всего вышесказанного,
можно сделать вывод, что основные
функции государства
Будучи составными структурными частями основных функций, они представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.
Различают также постоянные и временные функции: постоянные, это те, которые осуществляются на всех этапах развития общества и государства, а временные функции связаны с решением задач, которые обусловлены временным стечением обстоятельств (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.).
Глава II Функции Российского государства
2.1 Современные функции России
В современный период Российскому
государству присущи следующие
В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие – получили дальнейшее адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи – возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).
Последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение безопасности страны, благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ – таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период. Сообразно этому оно осуществляет следующие основные внешние функции: оборону страны; обеспечение мира и поддержание мирового порядка; сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ; интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.
Основное правило
2.2 Внешние функции государства
Внешние функции представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним целей, выходящие за пределы государства.
К внешним функциям государства относятся: оборона страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка. Рассмотрим эти функции более подробно.
Функция обороны страны. Данная функция обеспечивает суверенитет, неприкосновенность государственных границ, внешнюю безопасность страны.
Несмотря на улучшение международной
обстановки, у России еще немало
внешнеполитических проблем. Сохраняется
возможность неблагоприятных
Согласно Конституции
Практическое исполнение функции
обороны так же возложено на особые
государственные вооруженные
Функция интеграции в мировую экономику, взаимовыгодного экономического сотрудничества. Интернационализация мировой экономики, формирование мирового рынка, переплетение экономических интересов, появление транснациональных компаний, другие экономические факторы обусловили появление этой функции. Путь от конфронтации к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству и партнерству проходит большинство государств современного мира. Функция интеграции выражается в создании различных объединений государств для решения общих вопросов в совместной политической, экономической и иной деятельности.
Информация о работе Функции и обеспечивающая их структурная организация государства