Функции теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции.
Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.12 Кб (Скачать файл)

Функции теории государства  и права

Теория государства и  права изучает государство и  право в наиболее общем виде. Она  изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и  развития государства и права. Как  отрасль науки она имеет свои функции.

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие  функции теории государства и  права:

1)  онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

2)  прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

3)  гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);

4)  методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

5)  прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;

6)  политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

7)  эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

8)  воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

9)  идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;

10)  практически-организаторская . Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

11)  теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12)  учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

 

 

 

1. Покажите основные  функции теории государства и  права как науки и раскройте их содержание

Теория государства и права  занимает важное место в системе  правоведения. Как юридическая наука  она представляет собой систему  объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное  место в ней занимает обобщение  о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих двух правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. Теория государства и права как  наука имеет фундаментальный  характер и образует научно-теоретическую  базу всего правоведения.

В системе юридических наук теория государства и права - общетеоретическая, методологическая наука. Она обобщает данные и выводы юридических наук с целью более глубоких общетеоретических  изысканий, исследует основные закономерности развития государства и права  в целом и вырабатывает общие  понятия, на которые опираются другие теоретические науки.

Функции теории государства и права  соответствуют функциям всего правоведения (теоретико-познавательной, идеологической, практически-прикладной) и связаны  в основном с проблемами юридической  науки, решением главных стратегических задач в сфере государственно-правовой политики.

Функции теории государства и права  представляют собой основные направления  действия данной науки, необходимые  для решения стоящих перед  ней целей и задач. Функции  характеризуют ее теоретическое  и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции.

С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытии) теория государства и права познает  суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство  и право, как и почему они возникают  и действуют и т.п.

Гносеологическая функция (гносеология - теория познания) теории государства  и права состоит в выработке  научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов  и способов, помогающих научному познанию государства и права.

С помощью эвристической функции (эвристика - искусство нахождения истины). Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением  основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных  закономерностей, уясняя их тенденции  и взаимосвязи с другими общественными  явлениями, она открывает новые  закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.

Прогностическая функция. Теория государства  и права не только устанавливает  реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции  в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства  и права на основе адекватного  отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез  проверяется практикой.

Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет  и методологическую функцию, т.е. создает  систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических  науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в  целом.

Осуществляя идеологическую функцию, теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о  государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов  и социальную жизнь как важнейший  идеологический фактор.

Организационно-прикладная функция  теории государства и права проявляется  в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и  предложений по решению актуальных проблем государственно-правового  строительства, в обеспечении научности  государственного управления и правового  регулирования.

Все названные функции теории государства  и права взаимосвязаны между  собой и могут дать позитивный результат, лишь будучи взятыми в  определенном сочетании, комплексе.

Теория государства и права  выполняет указанные функции  применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических  наук. Особенность функций теории государства и права состоит  в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, при помощи которого логическим путем  выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.

2. Дайте подробное описание  такой характеристики государства,  как форма государственного устройства. Приведите примеры современных  государств, имеющих различные формы  государственного устройства

государство уния империя доминион

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру  государства, способ его политического  и территориального деления, обусловливающий  определенные взаимоотношения органов  всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия государственное  устройство характеризуется с точки  зрения распределения власти в центре и на местах. В зависимости от этого критерия различают следующие  формы.

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами  и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве все  внешние межгосударственные отношения  осуществляют центральные органы, которые  официально представляют страну на международной  арене. Монопольным правом налогообложения  обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать  и взимать налоги. Унитарные государства  бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и  децентрализованными - Испания, Франция  и др., в которых крупные регионы  пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той  или иной мере государственным суверенитетом  и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством  существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены  по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения  функций между ее субъектами и  центром, зафиксированного в союзной  Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов  федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов  федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее  время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и  созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская  федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные  Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма  присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для  объединившихся субъектов центральный  государственный аппарат и отсутствует  единая система законодательства. В  рамках конфедерации могут создаваться  союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой  непрочные государственные образования  и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это  произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский  Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное  содружеством государств. Примером может  являться Содружество Независимых  Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в  СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место  и некоторые другие специфические  формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями  которых являются обширная территориальная  основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и  периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Проанализируйте изменения формы  государственного устройства в России. Каким образом форма государственного устройства закреплена в современном  российском законодательстве? (обязательны  ссылки на статьи нормативных правовых актов).

По форме государственного устройства современное Российское государство  является федерацией. Правовой основой  ее образования послужили Конституция 1978 г. с ее многочисленными поправками, включая поправку, касающуюся замены названия государства РСФСР на «Российская  Федерация», а также Федеративный договор, подписанный субъектами Российской Федерации в 1992 г., Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепившая на конституционном  уровне федеративную форму государственного устройства постсоветской России и  установившая равнозначность наименования «Российская Федерация» и «Россия» (ст. 1), и Декларация о государственном  суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

Информация о работе Функции теории государства и права