Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:33, шпаргалка
Вопрос 16. Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.
Вопрос 17. Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
24.Социальная сущность и назначение государств социальной демократии
Вопрос 1.
ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА (англ. jurisprudence) -специальная общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм.
Структура системы юридических
наук— это внутреннее подразделение
всех юридических наук на их основные
виды. В последнее время в науковедческой
юридической литературе обычно в системе
юридических наук различают науки:
1) историко-теоретические;
2) отраслевые;
3) специально-юридические.
Историко-теоретические науки— это теория
государства и права, история государства
и права, история политических и правовых
учений.
Отраслевые науки — это науки государственного
(конституционного), гражданского, трудового,
административного, уголовного и т. д.
права.
Специально-юридические науки— это криминалистика,
судебная медицина, судебная психиатрия,
судебная психология, судебная бухгалтерия,
ОРД.
Вопрос 2.
1. познавательная – установление природы объекта научно-познавательной деятельности с использованием набора приемов, способов и средств получения достоверного знания.
2. констатирующая – установление того, что есть наличное государство, право, отдельные государственно-правовые институты, формы, структуры, способные воздействовать на жизнь людей.
3. Функция прогнозирования для юридической науки раскрывает ее роль и способность к определению будущего в развитии государства и права, предвидения перспектив в этой сфере жизни.
4. Эвристическая функция показывает возможность юриспруденции познавать и открывать новые закономерности развития объекта изучения новые свойства и показатели изучаемой материи.
5. методологическая функция.
6. Практическая (прикладная) функция юридической науки показывает важную роль и назначение последней в практически-преобразующей работе субъектов государственно-властной деятельности, их способности взаимодействовать с институтами общества и населением, в отыскании путей прогрессивного развития.
Вопрос 3.
В юридической науке, познающей
специфические государственно-
Обнаруженные соотношения
Вопрос 4.
Предмет правоведения – часть объективной
действительности государства и
права, изучаемая познающим субъектом.
Выделяют уровни предмета правоведения:
1. фундаментальный – закономерности развития
государства и права, методология правоведения
2. Институциональный
3. Техника юриспруденции – применение
знаний на практике
Вопрос 5.
Методологию правоведения
можно определить как систему принципов,
способов и средств, применение которых
обеспечивает получение достоверного знания
о государственно-правовых закономерностях.
Теологическая методология основана на теологическом мировоззрении, рассматривающая государство и право как продукт божественного разума и деяния Творца. Естественно-правовая методология. Она ориентирует на обнаружение и познание существа государства и права в их обусловленности природой человека. Определенное значение для методологических построений имели историческо-правовые и психолого-индивидуалистические принципы, приемы и способы познания права, особенно социологическая юриспруденция.
Вопрос 6.
1) общенаучные - общие методы, выработанные общественными и естественными науками:
- материалистический подход - позволяет
проследить связь государства
и права с реальными
- диалектический метод - учение об общих закономерных связях развития бытия и сознания;
- метод перехода от
- исторический метод - изучение исторических традиций, социально-культурных корней государства и права;
-системный метод - исследование объекта как системы - упорядочивание множества элементов.
2.) частнонаучные
• формально-юридический метод - исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники, анализ форм государства, определение и юр. оформление компетентности органов государства. Т.е. он помогает описать, классифицировать, систематизировать государственно-правовые явления, исследовать их формы
• метод государственного и правового
регулирования - суть - между различными
государственно-правовыми
• конкретно-социологический
спец методы:
1)сравнительно-правовой (сопоставление различных гос и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними)
2)формально-юридический (основан на различных классификациях, формулировании юридич понятий и категорий, установлении приемов толкования норм права. Предполагает исследование догмы права, означающ нормы права действующего права, рассматриваемые изолированно.)
Вопрос 7.
Теологические теории (Августина Блаженного, Фомы Аквинского) – одни из самых древних и одновременно «сквозных» теорий, которые, с одной стороны, государство и право оценивали как продукт творения сверхъестественных сил, тайну замысла которых постичь невозможно. С другой стороны, все стоящие у руля государственной власти искали опору и божественное обоснование земного государства и наличного правопорядка, допуская соперничество религиозной и светской властей, заканчивающееся всегда компромиссом. В этом русле выстраивается теория «двух мечей», увенчанная постулатом о приоритете духовной власти над светской, поскольку нет государства и власти «не от бога». Патриархальная теория, у истоков которой стоял Аристотель. Он считал, что человек – это существо политическое, он не может существовать вне форм организации жизни. Люди объединяются в патриархальные семьи, селения, полисы. Государство – это разросшаяся семья, а её власть становится продолжением и усовершенствованием власти отцовской, власти домохозяина. Договорная теория(Локк, Руссо, Радищев) Представлялось, что государство – это договорное объединение людей на началах справедливости. Представители данной теории считали, что государство произошло не по воле Бога, а в результате сознательной деятельности людей. Для гарантирования естественных прав и свобод либо для установления мира и благополучия люди заключают общественный договор. По этому договору учреждается государственная власть, охраняющая неотчуждаемые права человека: свободу, собственность, безопасность и т.д., а люди обязуются подчиняться созданной власти, передавая часть своей свободы и власти государству. Теория насилия исходит из того, что государство возникает в результате завоевания одного народа (территории) другим – А. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг, – а также удержания завоеванных территорий и народов, юридического закрепления власти завоевателей. Поэтому государство является силой, извне навязанной обществу, а не результатом внутреннего развития. Марксистско-ленинская теория происхождения государства и права жестко связывает этот процесс с появлением производящей экономики, классовой дифференциацией населения и системы эксплуатации одного класса другим, с необходимостью насильственного удерживания в повиновении эксплуатируемых классов. Государство является продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий.
Вопрос 8.
Государство возникает на
определенной ступени развития человеческих
сообществ, когда родоплеменной
строй с его коллективным укладом
хозяйства и общественным самоуправлением
перестает соответствовать
Главный из них - постепенный переход от
присваивающего к производящему способу
производства, так называемая неолитическая
революция. Этот процесс связан прежде
всего с появлением и развитием земледелия
как основного источника существования.
Далее следуют три крупные разделения
труда:
1) отделение скотоводства от земледелия;
2) выделение ремесел (металлургия, ткачество,
керамика, металлообработка) как самостоятельных
видов производства;
3) развитие товарообмена и возникновение
купечества.
Обычай уступает место
целенаправленному
Принято выделять несколько основных форм возникновения государства.
1. Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). А также Тезей учредил в Афинах центральную власть. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).
2. Древнеримская. Данная форма возникновения государства имела свои характерные особенности. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.
3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства.
4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.
Вопрос 9.
Отличия гос-ва от соц. организации первобытно общинного строя: учреждение особой публичной власти; единая территория, разделение поданных гос-ва по территориальным единицам; взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата гос-ой власти.
Основные признаки гос-в: 1)гос-во представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. 2) Гос-во- особая организация политической власти, которая имеет спец. аппарат управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. 3) гос-во организует общественную жизнь на правовых началах. 4) Гос-во предоставляет собой суверенную организацию власти.
Вопрос 10.
Право возникает вместе с государством
в результате действия тех же самых
закономерностей, обострения социальных
противоречий более опасного, чем
прежде, свойства в силу возникновения
межклассовых, сословных, кастовых антагонизмов.
Одновременно существовала потребность
в стабильности, предсказуемости, упорядоченности
социальных связей, противостоящих произволу
и действиям не по правилам. Условия
жизни вызывают необходимость появления
более мощного социального
Вопрос 11.
Сущность государства - это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"