Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 17:52, доклад
Законы и закономерности теории организации:
закон синергии
закон самосохранения и борьбы за выживание
закон развития деловых организаций
закон композиции и пропорциональности
закон информированности и упорядоченности
электронная коммерция
закон единства, анализа и синтеза
Синергия означает совместное и однородное функционирование элементов системы. Закон синергии: в любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей элементов.
Действие закона синергии в организационных
системах существенно обособляет организацию
от других объектов и систем материального
мира. Для всех естественных систем
(за исключением сложных
Закон синергии утверждает, что в замкнутых социальных системах возможно изменение энергии в сторону как увеличения, так и уменьшения.
Применительно к социальным организациям закон синергии проявляется, в частности, в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации. Это явление предопределило переход человечества к организованным формам трудовой и общественной деятельности и привело к возникновению организаций.
Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальных организаций является возможность управления приростом энергии.
В деловых организациях это выражается
в целенаправленном регулировании
энергетического и
В психологическом плане, кроме встреч с представителями руководства, на которых подробно разъясняются цели и задачи, стоящие перед организацией, и рассказывается о состоянии общих дел, целесообразно введение в программу профессиональной учебы специального раздела. Для всех звеньев организации необходима специальная система мотиваций. Очевидно, что эти меры должны сочетаться с достаточно эффективной системой контроля и системой оперативной коррекции проводимых мероприятий.
Основная трудность управления эффектом синергии состоит в том, что в отличие от физических систем, для которых существуют единицы измерения энергии и методы оценки энергетического потенциала, для организационных систем пока еще нет способов объективной оценки уровня внутренней энергетики. Решение практических задач управления деловой организацией вынуждает исследователей вести активные поиски в направлении разработки таких оценок.
Наиболее простой способ заключается в оценке показателей деятельности анализируемой организации по сравнению с работой другой аналогичной организации.
Деловая организация представляет собой некоторую самостоятельно существующую систему, подобную живому организму, который появляется на свет, растет, развивается, совершенствуется, болеет, стареет и умирает. Организации присуще стремление к самосохранению. В жизни многих организаций бывали ситуации, когда они оказывались на грани ликвидации или вступали в процедуру банкротства. Одни из них при этом были ликвидированы, другие, реорганизовав предприятие, сумели найти ресурсы и выжили.
Решению проблем выживания организаций
способствует закон самосохранения,
который утверждает, что любой
организации как социально-
Позитивные факторы относятся к ресурсам, повышающим возможности организации в борьбе за выживание. Организация способна к выживанию и устойчивому поступательному развитию в том случае, если энергетический потенциал позитивных (созидательных) факторов превышает соответствующий показатель негативных (разрушительных) факторов.
Основная сложность
Основой борьбы за самосохранение является
способность деловой
Организация является весьма сложным объектом. В ее состав входят люди, оборудование, здания, информационная среда и т. д. Закон развития гласит: в процессе жизнедеятельности организации происходят необратимые и закономерные изменения, направленные на максимальное использование энергетического потенциала для достижения поставленной цели, в результате чего происходит качественное изменение состояния организации. Энергетический потенциал организации определяется не только потенциалом материальных ресурсов, но и возможностями коллектива, зависящими от интеллектуальной и профессиональной подготовленности его членов, а также от общего психологического и эмоционального настроя.
Цель – это предвосхищение результатов, на достижение которых направлена деятельность организации. Цель деловой организации должна исходить из запросов потребителя, т. е. организация должна решать социально значимые проблемы, стоящие перед обществом. В основу деятельности практически любой деловой организации положена коммерческая идея, т. е. предвидение того, каким путем она будет зарабатывать деньги и какой будет получать доход. Однако для обеспечения успешного развития такое понимание цели является слишком упрощенным. Прибыль должна рассматриваться как один из критериев успеха, а не как самоцель. Не следует забывать о том, что деньги – это не цель, а лишь средство для достижения цели.
Основной целью организации должно быть эффективное и быстрое развитие. Эта задача может решаться за счет освоения и расширения рынка, внедрения новых технологий работы или выпуска новой продукции, решения наиболее актуальных социальных задач и т. п. Последнее утверждение наиболее важно для некоммерческих деловых организаций, работа которых полностью ориентирована на решение важнейших социальных проблем, стоящих перед обществом.
Итак, цель намечена, теперь необходимо
установить, насколько она отвечает
возможностям уже существующей или
создаваемой вновь деловой
Эта процедура осуществляется в несколько этапов:
– анализ возможностей организации;
– анализ внешней среды;
– выявление набора подцелей путем прогнозирования;
– морфологический анализ.
Морфологический анализ
– этот вид анализа обеспечивает предсказание действий организации в условиях резкого изменения (разрыва) в выявленных тенденциях развития как самой организации, так и окружающей среды;
– анализ исходной позиции. Это заключительный этап процедуры выявления перспектив развития организации в плане достижения поставленной цели.
Организация представляет собой единый,
целостный развивающийся
Указанная тенденция реализуется
прежде всего в желании выбрать
оптимальную структуру и
Если речь идет об организациях производственного
типа, то в качестве таких партнеров
в первую очередь выступают поставщики
сырья, материалов, комплектующих изделий,
а также организации, осуществляющие
сбыт продукции. По мере развития и
завоевания определенного сектора
рынка налаживается взаимодействие
не только с партнерами, но и с
потребителями производимого
Закон информированности и
Полнота информации определяется возможностями доступа к ресурсам информационного пространства, в котором действует организация, а также состоянием внешних и внутренних коммуникационных связей. В современных условиях любой организации доступны очень большие объемы информации. Несмотря на разветвленную сеть и высокое быстродействие современных информационных систем, процесс поиска нужной информации требует значительных усилий. Кроме того, в условиях рынка и острой конкурентной борьбы часть информации о деятельности организаций переводится в разряд строго конфиденциальной, становясь при этом недоступной не только для членов других организаций, но и для большинства членов своей организации.
Достоверность информации – необходимое
условие использования
В современной перенасыщенной информационной
среде любому человеку доступны огромные
объемы информации, но далеко не все, что
он может узнать, доходит до его
сознания, а тем более используется
в жизни. Из несметного количества обрушивающейся
информации мы стараемся выбрать
те сведения, которые нам нужны
или могут понадобиться в дальнейшем.
Такой же подход справедлив и для
организации. Из общего потока система
управления воспринимает и отбирает
только ту информацию, которая соответствует
поставленным целям и может быть
использована в процедурах управления.
Поэтому вся доступная