Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:22, реферат
Организация – понятие многогранное. В теории управления под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели.
Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру [21, стр.3]. Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и группы, стимулы и ограничения, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы.
Федеральное агентство по образованию и науке
Реферат по
теории организаций
Пермь 2007
Содержание
Организация – понятие многогранное. В теории управления под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели.
Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру [21, стр.3]. Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и группы, стимулы и ограничения, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы.
Существование большого числа типов организаций как раз говорит о том, что без организаций невозможна современная жизнь.
По отношению к организации (при её анализе, изучении, модернизации) чаще всего используют системный подход. «Согласно современным научным представлениям системный подход есть специфический методологический прием – взгляд на мир» [19, стр.77]. Системный подход – «направление в методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит понимание объектов как систем» [26, стр.33].
Для перевода системы в иное состояние следует провести комплексный анализ её особенностей и особенностей внешней среды и разработать целевую комплексную программу по переводу системы в новое состояние. Данное определение как никогда кстати подходит для работы с категорией «организация».
Организация – многоплановое образование, включающее в себя множество элементов. Не случайно её рассматривают в качестве системы.
Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Неформальная организация – спонтанно возникающая группа людей достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом. Формальная организация – организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование – в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации. Юридическое лицо – организация, которая имеет обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении; отвечает этим имуществом по своим обязательствам; может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права; может быть истцом и ответчиком в суде; имеет самостоятельный баланс или смету.
Формальные организации разделяются на коммерческие (преследующие получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в качестве основной деятельности) и некоммерческие (не имеющие в качестве основной цели своей деятельности – извлечение прибыли).
Организацию можно рассматривать как процесс и как явление. Как процесс организация – «это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого» [24, стр.10]. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели, действующей на основании определенных правил и процедур.
Организация представляет собой «сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей» [21, стр.46].
Первое определяющее свойство организации – её целостность. Лишь «совместимые» элементы могут образовывать организацию. Целостность – «это высшая ступень прямого и косвенного взаимодействия элементов данного организационного комплекса как единого целого, которое качественно отличается от другой организации» [19, стр.85]. Взаимодействие частей организации возможно благодаря связи, но не просто связи, а особой, целенаправленной связи. Чтобы была целостность, необходима непрерывность частей организации. Элементы организации должны иметь непрерывный характер, чтобы организация существовала как целое, не распадалась.
Функциональность – это «форма деятельности, движения, которую должна выполнять организация, чтобы достичь своих целей, задач» [19, стр.86].
Общие черты (признаки) для всех форм организации:
Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.
Как правило, специалисты несмотря
на продолжающиеся дискуссии, сходятся
в том, что полный жизненный цикл
организации обязательно
Рис.1
Жизненные циклы организации
где: 1 — формирование организации, 2 — интенсивный рост,
3 — стабилизация, 4 — кризис.
Люди, рассматривающие жизнь
В соответствии с концепцией процессуальности и стадийности развития организации ни одна фирма (предприятие) не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых сменяется следующим, но зачастую непросто, а с переживанием трудностей, противоречий. Можно выделить несколько уровней подобной этапности. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие, в первую очередь, специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации, мы будем называть — стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, — циклами развития.
В социальном представлении отечественных управленцев, занимающих разные уровни в структуре организации и имеющих разный опыт управленческой деятельности, по данным факторного анализа весьма отчетливо презентированы следующие измерения организации, которые можно считать не сводимыми друг к другу элементами, составляющими ее (организации) «внутреннюю среду» [29, стр.7].
Элементы организации могут быть самыми разнообразными. Когда мы раскладываем целое на части – это есть дезорганизация. А дезорганизованное целое практически меньше суммы частей.
Элемент организации – это её часть, на которую можно разложить целый объект (организованную структуру), сообразно задаче сущности организации.
Элементы организации могут быть разнообразными: некоторые – однородными, другие могут иметь меньшую однородность. Таким образом, чем больше «сцеплений» каждого элемента с другим, тем прочнее общие связи в организации как целом.
Рис.3
Виды связей элементов в организации
На рисунке хорошо видно, что
чем больше мест соединений частей,
тем крепче целое. Также стоит
иметь в виду, что элементы организации
могут иметь качественно-
Элемент, без которого не может существовать ни одна организация, – ее структура. Этим понятием описывается внутреннее строение организации, ее «морфология» или «архитектоника», наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами.
«Научной категорией, качественно отличающей одну организацию от другой, является понятие целого и структуры» [19, стр.96]. Вообще, структура является самой существенной частью организации.
Структура – это полный состав всех частей и элементов, это застывшее взаимодействие элементов (в определенный момент рассмотрения структуры). Имея представление о понятии структуры, можно определить организованность – качество такого явления, как организация, может многообразно изменяться, если меняется её структура (а не только элементы, образующие структуру или связи между ними).
Рис.4
Факторы, влияющие на выбор организационной структуры [6, стр.117]
Структура организации – «это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации» [21, стр.73].
Таковы структурные и
В литературе и управленческой практике выделены основных три типа организационной структуры:
1. Линейная организационная структура, которая часто называется пирамидальной, бюрократической, – строго иерархически организована, характеризуется разделением зон ответственности и единоначалием.
2. Функциональная организационная структура построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями.
3. Адаптивная организационная структура – гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.
Существует несколько
Организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых форм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:
Организации могут быть:
Кроме того, различают организации по:
Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.
Статус правительственной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. К неправительственным организациям относятся все другие организации, не имеющие такого статуса.