Противоречия инновационного развития экономики и бюрократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:09, реферат

Краткое описание

Бюрократия - под этим словом подразумевают то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти.
Инновации - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.
Мне кажется, что инновационная система в России разрознена. С одной стороны, есть люди и организации, которые стараются помочь развитию инновационных разработок. С другой — отсутствует механизм внедрения инновационных разработок в промышленность, хотя именно для этого они и поддерживаются.

Вложенные файлы: 1 файл

Противореччия инновационного развития.docx

— 20.15 Кб (Скачать файл)

Барисевич Ю. В. (21Т-405)

ПРОТИВОРЕЧИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И БЮРОКРАТИИ.

Ключевые слова: «Бюрократия»; «инновации»; «Чиновник».

Прежде всего поясним что такое «Бюрократия» и «Инновации».

Бюрократия - под этим словом подразумевают то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти.

Инновации - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.

Мне кажется, что инновационная система в России разрознена. С одной стороны,  есть люди и организации, которые стараются помочь развитию инновационных разработок. С другой — отсутствует механизм внедрения инновационных разработок в промышленность, хотя именно для этого они и поддерживаются. Еще одна проблема заключается в отсутствии экспертизы. Допустим, человека назначили руководителем фонда. Он не может быть специалистом во всех областях. Ему дали разработку по биотехнологиям, ядерной физике и чему-то еще. В его фонд вложены государственные деньги, и необходимо, чтобы они принесли какую-нибудь отдачу, произвели модернизацию производства. Универсального грамотного экспертного совета в каждом фонде нет и вообще с экспертизой инновационного проекта всегда проблема, потому что он именно инновационный. Это обуславливает сложность отбора наиболее перспективных проектов и приводит к тому, что финансируются не рискованные инновационные, а наиболее понятные прогнозируемые проекты, по которым легко подсчитать прибыль.

В стране, превращенной в сырьевой и нефтегазовый придаток развитого мира, существует сильнейшее внутреннее сопротивление инновациям. Существующей системе чиновничества, в силу объективных закономерностей, выгоднее закупать готовые технологии за рубежом, а не развивать свои, пусть даже и более дешевые. Чиновники  объективно не желают того, чтобы страна могла разрешать проблемы при снижении затрат бюджетных средств, человеческого труда и природных ресурсов, им выгодна неэффективная, затратная экономика. Бюрократам не особо выгодно использовать инновационные технологии, затрачивая большую часть бюджета. К тому же, закупка готовых технологий за рубежом избавляет большой бизнес РФ и ее госаппарат от необходимости заниматься сложной работой по налаживанию отечественного инновационного развития, от нелегкого труда по выстраиванию внутренних схем научно-технического развития. Получается так: основные деньги и власть в находятся в руках тех, кто не заинтересован в инновационном развитии страны. В руках чиновников. А те, кто заинтересован в принципиально новых энергетике, домостроении, ЖКХ, транспорте, лекарствах и т. д. - неплатежеспособны и бедны.

Зачастую все упирается в коррупционные интересы чиновников, которые принимают решения. В настоящее время крупные промышленные предприятия различных отраслей объединены или объединяются в холдинги, корпорации, контрольный или блокирующий пакет в которых принадлежит государству. Решение о внедрении какого-либо оборудования или технологии для всех предприятий холдинга принимается, как правило, одним-двумя чиновниками, зачастую, невзирая на противоположное мнение руководителей и технологов низовых предприятий. Одна из проблем инновационной модернизации состоит в том, что схема внедрения инноваций никем не контролируется и, более того, никто не хочет, чтобы она жестко контролировалась. Такая ситуация крайне вредна для реального инновационного развития промышленности. Закупка чего-либо инновационного, разработанного в России - это риск. Зато существует уже давно отработанная схема: оборудование покупается на Западе, оно в любом случае лучше, старого, установленного на заводе, а зарубежная фирма-продавец делают «откат», который поступает на счет чиновника сразу в зарубежном банке.

Есть ли что-нибудь, что способствует инновациям в России?

Сейчас стали уделять много внимания пиару. Говорят, что инновации - это хорошо, что надо этим заниматься. С точки зрения политики это хорошо.

Рассмотрим, как государство участвует в инновационном развитии.

Мы считаем, что оно явно недостаточно принимает участие. Проблема в том, что государство, выделяя деньги, не следит за их эффективным использованием. По моему мнению, для контроля за внедрением инновационных разработок на государственных предприятиях, было бы целесообразно создать постоянную независимую общественную экспертную организацию на ротационной основе. Она отбирала бы признанные серьезные инновационные разработки, в том числе получивших какие-то награды, гранты и отслеживало бы их внедрение на госпредприятиях и давала бы информацию о состоянии дел указанным лицам с ежемесячной или ежеквартальной публикацией бюллетеня по состоянию дел в этом вопросе. Даже информация о том, что существует такая контрольная независимая организация, положительно повлияла бы на более ответственное принятие решений чиновниками, отвечающими за внедрение инноваций. Вот когда будет обратная связь между государством и инноваторами - тогда будут реальные внедрения инноваций.

Отметим положительные или отрицательные изменения, которые произошли в инновационном развитии в последнее время.

С моей точки зрения денег на инновации дают больше, но делают это         по-прежнему неэффективно. Задача модернизации страны - правильная, но пока не будет жесткого, а может быть даже жестокого спроса с чиновников, она не будет решаться.

О каком инновационном развитии можно говорить, нынешнее государство по-прежнему беспроектно?

Класс бюрократов - те, кого во имя прогресса и самого выживания РФ нужно отстранять от власти. В процессе перехода РФ на инновационную траекторию развития нужно отодвинуть старую «элиту» и приводить к власти инновационно-ориентированных людей. На вопрос «Как?», ответим: Развивав самоуправление и ставя бюрократов, объективно заинтересованных в инновациях.

 Но этого не делается. А значит, РФ продолжит  проигрывать инновационную гонку.

Преподаватель: Дьяченко О. В.

Литература:

  1. Ю. Рамазанов  «Инновационные тренды»
  2. Лепский В. Е.. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. - М.: Изд-во «Когито-Центр». - 255 с., 2010

 

Барисевич Юлия Вячеславовна, специальность - Таможенное дело, 4 курс, Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования, Челябинский Государственный Университет. ( di-lya92@mail.ru)

 

 

 

 

 


Информация о работе Противоречия инновационного развития экономики и бюрократии