Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 00:10, курсовая работа
Предприятие занимает особое место в социально-экономической структуре общества. Оно служит основным структурообразующим элементом экономики. Здесь соединяются для производства продукции производительные силы, материальные и финансовые ресурсы; оно является источником удовлетворения потребности общества в товарах и услугах и вместе с тем местом приложения сил, как трудоспособного населения страны, так и других производственных факторов. Предприятия - источник появления новых товаров и технологий, средств государственного и муниципальных бюджетов.
Введение 3
1. Реформирование предприятия. Стратегии и методы. 4
1.1. Этапы реформирования 9
2. Кадровая политика 14
2.1. Кадровая политика как система управления людьми 17
Заключение 19
Список литературы 21
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ
(ЛМЗ ВТУЗ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: Теория организаций.
На тему: Реформирование предприятия. Кадровая политика.
Выполнила: Смирнова Д.С. гр.4811
Проверила: Фомина И.Г.
.
Санкт-Петербург
2012 г.
Содержание
Введение 3
Заключение 19
Список литературы 21
Введение
Предприятие занимает особое
место в социально-
К сожалению, эти многогранность и многофункциональность предприятия не полностью осознаются не только реформаторами-практиками, но и теоретиками экономической реформы. Да и в мировой экономической науке нет общепризнанной концепции предприятия, отражающей все многообразие его роли в обществе. В каждой из существующих концепций оно рассматривается лишь в одном ракурсе, при этом многие другие аспекты его жизни упускаются из виду.
Современная ситуация ряда постсоветских предприятий осложняется еще и рядом социально-кадровых аспектов:
• на многих предприятиях сами работники являются собственниками, и именно от них теперь зависит, будет ли работать предприятие,
• большая часть крупных предприятий является градообразующими и не может быть ликвидирована в силу социальных причин;
• для многих регионов весьма низка вероятность привлечения другого персонала (в силу непривлекательности предприятия, региона, финансовых условий);
• достаточно большая часть персонала по своим профессиональным характеристикам не имеет шансов на нахождение другой работы, и поэтому работа на нынешнем предприятии — ее единственная возможность.
Именно поэтому вопрос о проведении реорганизаций на большей части российских предприятий стоит особенно остро.
Реформирование может проводиться в разных стратегиях, затрагивая четыре возможных направления деятельности предприятия:
1) изменение масштаба оперативной деятельности;
2) изменение направлений деятельности (структурных изменений);
3) реорганизация всего
предприятия (организационной
4) глобальные организационные изменения (в том числе среды).
Рассмотрим, какие методы
могут применяться при
Предусматривает использование силы для преодоления сопротивления со стороны персонала. Это дорогостоящий и нежелательный процесс в социальном плане, но дающий преимущества во времени стратегического реагирования. Используется в условиях острого дефицита времени и только в тех случаях, когда природа сопротивления ясна и откровенного проявления силы не требуется.
Наибольшие трудности в использовании этого метода заключаются в:
• отсутствии до начала процесса перемен базы, которая обеспечила бы его осуществление (чрезвычайно высок риск неудачи нововведений);
• неспособности предвидеть источники и силу сопротивления (возникает замешательство, увеличиваются расходы, происходят отсрочки. Изменение изначально обречено на провал);
• неспособности устранить первопричину сопротивления;
• преждевременных структурных переменах (замедляются темпы изменения);
• игнорировании указаний по внедрению изменений (саботируются изменения);
• непонимании необходимости повышать компетентность и созидать новый управленческий потенциал (изменения приносят в жертву текущим производственным проблемам, снижается качество стратегических решений).
Для повышения эффективности
принудительного изменения
2) Метод адаптивных изменений.
В рамках этого подхода
стратегические изменения происходят
путем постепенных
Метод полезен при том состоянии внешней среды, когда опасность (тенденции) или благоприятные возможности легко предвидеть, и поэтому особой срочности в принятии мер нет. В случае чрезвычайных событий во внешней среде метод может быть неэффективен.
Метод может быть использован в ситуации, когда администрация находится в кризисной ситуации, например, изменения во внешней среде угрожают ее существованию, и она оказалась в жестоком цейтноте. Когда наступает подобный явный кризис, сопротивление обычно уступает место поддержке. В этой ситуации первоначальная задача высшего руководства — не борьба с сопротивлением, а меры по предупреждению паники. О первых признаках выхода из кризисного положения свидетельствует возобновление сопротивления.
Для предотвращения паники в ситуации, когда кризис неизбежен, руководители, осознающие это ранее других, могут предпринять следующие действия:
• постараться убедить в неизбежности кризиса и принять пpeдупредительные меры;
• не «зацикливаться» на неизбежности кризиса, готовить себя к роли «спасателя», когда кризис наступит;
• до настоящего кризиса создать искусственный, придумав «внешнего врага», угрожающего существованию администрации: поведение инициатора искусственного кризиса рискованно и может иметь серьезные этические последствия, ведь созданный искусственно кризис может и не превратиться в реальный. Этот метод существенно снижает сопротивление, формируется поддержка решениям, что увеличивает шансы на успешный выход из реальной кризисной ситуации.
Если принудительный и адаптивный методы являются крайними мерами проведения изменений, то этот метод промежуточный и может быть реализован в сроки, диктуемые развитием событий во внешней среде. Продолжительность процесса изменений должна учитывать имеющееся время. С нарастанием срочности этот метод приближается к принудительному, с уменьшением срочности — к адаптивному методу осуществления изменений.
Свойство адаптивности
процесса изменений приобретается
благодаря использованию
При использовании этого
подхода сопротивление
Метод эффективен, если спонтанные явления во внешней среде не одиночные, а повторяющиеся, и администрации необходимо создать постоянный управленческий потенциал стратегического характера для реагирования на изменения.
Недостатки метода: значительная сложность, постоянное внимание со стороны высшего руководства, необходимость уметь планировать действия в трудно прогнозируемых ситуациях.
Неуместное и несвоевременное
использование методов реформир
- временной горизонт (степень неотложности организационных нововведений, имеющийся временной ресурс для их успешной реализации);
- профессиональная, психологическая, техническая готовность персонала к стратегически важным изменениям в этой организации.
Для оценки временного горизонта необходимы квалифицированные прогнозы развития ситуации в организации и вокруг нее.
При оценке уровня готовности организации к освоению новых управленческих технологий необходимо провести диагностику характеристик организационной культуры, социально-психологического статуса персонала, его технической оснащенности.
1.1. Этапы реформирования
1) Создание образа «желаемого будущего» — того, к чему должна стремиться организация. Формирование этого образа важно совместить с организацией так называемой «стартовой площадки». В ее рамках целесообразно приступить к формированию комплексной аналитической группы как одной из первых управленческих команд, способной давать квалифицированные прогнозы развития ситуации в организации и вокруг нее, имеющей возможность накапливать и оперативно обрабатывать необходимую информацию для достоверности своих выводов.
Аналитическая группа должна:
• провести диагноз ситуации, сложившейся в организации и вокруг нее;
• разработать схему преодоления вероятного сопротивления;
• выбрать подходящий метод;
• выявить и мобилизовать всех желающих и способных участвовать в подготовке реорганизации;
• создать атмосферу поддержки со стороны других сотрудников и особенно руководства;
• организовать помощь внешних консультантов.
2) Планирование процесса. Необходимо показать пути перехода от существующей ситуации к «желаемому будущему». В рамках этого этапа должны произойти:
- перераспределение приоритетов в деятельности организации (выделение основных процессов и вспомогательных процессов, обеспечивающих эффективное функционирование, разработка стратегий достижения эффективного функционирования, разработка кадровых программ обеспечения реорганизации);
- направление деятельности администрации на решение приоритетных проблем (стратегический контроль за перспективой, а не за прошлой деятельностью);
- формирование программы проведения.
3) Начало изменений. Начало организационных изменений целесообразно закрепить, например, созданием экспериментального участка. Наиболее важно создание конкурентной среды для персонала предприятия. Конкуренция даст возможность выявить сотрудников, способных включиться в реорганизацию в активной позиции, разработчика, лидера, организатора и т.д. Существенное внимание руководство должно уделить тому, чтобы оградить процессы стратегического изменения от конфликтов с текущими делами. Для этого необходимо:
• четко разделить
• финансировать внедрение
• разработать гибкую систему стимулирования и вознаграждать за успешную работу по стратегически важным направлениям.
4) Поддержка реформирования. Необходимость включения в реорганизацию все большего числа разного персонала. Важно максимально расширить реорганизацию, а для этого следует:
• наладить обучение персонала;
• привлечь экспертов к принятию решений;
• постоянно информировать всех заинтересованных лиц;
• контролировать совместимость задач с профессиональным уровнем исполнителей;
Информация о работе Реформирование предприятия. Кадровая политика