Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:13, контрольная работа
Одной из важных задач технического регулирования является поиск сбалансированного подхода между установлением обязательных требований для обеспечения безопасности продукции и при этом создание условий для повышения качества и конкурентоспособности.
Существующая законодательная база в области технического регулирования, основанная на Федеральном законе «О техническом регулировании», на сегодняшний день позволяет в полной мере проводить необходимый комплекс мер по реализации реформы технического регулирования.
Введение………………………………………………………………………………2
2.
Ход реформ………………………………………………………………...................3
3.
Заключение…………………………………………………………………………. .11
4.
«Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и сертифицированной продукцией»…………………………….13
5.
«Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации»……14
6.
Список использованной литературы…………………………………………….….15
Контрольная работа.
Вариант №2.
Содержание:
«Реформы технического регулирования в РФ. »
1.
Введение…………………………………………………………
2.
Ход реформ………………………………………………………………
3.
Заключение……………………………………………………
4.
«Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и сертифицированной продукцией»…………………………….13
5.
«Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации»……14
6.
Список использованной литературы…………………………………………….….
Введение
Реформа технического регулирования
является необходимым условием конкурентоспособности
российской экономики.
Безопасность продукции – это один из
важнейших элементов конкурентоспособности
продукции, без наличия которого, продукт
вообще не может быть выпущен в обращении
на территории Российской Федерации.
Государству необходимо создать условия
и стимулы для активизации отечественных
производителей для постоянного повышения
качества и конкурентоспособности российской
продукции.
Создание таких условий невозможно без
эффективной системы технического регулирования
в Российской Федерации, которая обеспечивает
многовариантность выбора технических
решений, не создавая при этом необоснованных
ограничений и не оказывая на бизнес излишнее
административное давление.
Эффективная система технического
регулирования предполагает:
· установление ясных, однозначных и выполнимых
обязательных требований к продукции,
обеспечивающих ее безопасность.
· снижение административных барьеров,
связанных с проведением оценки соответствия
продукции установленным требованиям
безопасности.
Одной из важных задач технического регулирования
является поиск сбалансированного подхода
между установлением обязательных требований
для обеспечения безопасности продукции
и при этом создание условий для повышения
качества и конкурентоспособности.
Существующая законодательная база в
области технического регулирования,
основанная на Федеральном законе «О техническом
регулировании», на сегодняшний день позволяет
в полной мере проводить необходимый комплекс
мер по реализации реформы технического
регулирования.
Ход реформы:
В целях повышения качества и
конкурентоспособности
Стратегической задачей применения национальной
системы стандартизации является повышение
качества и конкурентоспособности продукции.
Для решения этой задачи предстоит существенно
увеличить уровень гармонизации национальных
и международных стандартов.
Анализ показывает, что к 2010 году уровень
гармонизации должен быть увеличен до
40%, чему в немалой степени будет способствовать
реализация «Перспективной программы
развития национальных стандартов, обеспечивающих
их гармонизацию с международными стандартами
в научно-технической и производственных
сферах», подготовленной по поручению
Совета Безопасности Российской Федерации.
Однако в настоящее время увеличение показателя
обновления фонда стандартов составляет
от 3 до 7% ежегодно.
Продолжается работа по реструктуризации
и активизации работы технических комитетов.
Предстоит продолжить гармонизацию структуры
ТК и их специализации с комитетами ИСО/МЭК.
Минпромторгом России проведена работа
по обеспечению представительства заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти
в составах Технических комитетов по стандартизации.
В настоящее время Российская Федерация
участвует в работе 515 Технических Комитетов/Подкомитетов
в статусе активного (полноправного) -
члена ИСО (P-member), в 89 ТК/ПК ИСО имеет статус
наблюдателя (O-member). На Российскую Федерацию
возложены обязанности по ведению секретариатов
8 подкомитетов ИСО.
Россия является активным членом Международной
электротехнической комиссии (МЭК), в которую
входят 69 стран. В настоящее время Россия
участвует в работе 143 ТК/ПК МЭК.
Однако, необходима дальнейшая активизация
участия Российской Федерации в работе
Международной организации по стандартизации
(ИСО) и Международной электротехнической
комиссии (МЭК).
Предстоит расширить диалог России с европейскими
организациями по стандартизации (СЕН,
СЕНЭЛЕК и ЕЭК ООН).
Для достижения целей стандартизации
необходимо повысить роль государства
в развитии национальной системы стандартизации,
расширить практику применения национальных
стандартов в решении государственных
задач, путем включения вопросов стандартизации
в реализуемые и разрабатываемые федеральные
и ведомственные целевые программы, а
также в систему закупок для государственных
нужд.
В настоящее время в установленном порядке
принято 8 технических регламентов, 5 из
которых разработаны в инициативном порядке.
Вступили в силу 6 технических регламентов,
для 3 из которых разработаны необходимые
для реализации нормативные акты, предусмотренные
положениями Федерального закона «О техническом
регулировании»:
Постановление Правительства Российской
Федерации от 12 октября 2005 г. № 609 «Об утверждении
технического регламента «О требованиях
к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой
в обращение на территории Российской
Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»;
Постановление Правительства Российской
Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118 «Об утверждении
технического регламента «О требованиях
к автомобильному и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и топочному
мазуту»;
Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ
«О техническом регламенте на молоко и
молочную продукцию»;
Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ
«О техническом регламенте на масложировую
продукцию»;
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности»;
Федеральный закон от 27 октября 2008 г. №
178-ФЗ «Технический регламент на соковую
продукцию из фруктов и овощей».
Не вступили в силу 2 технических регламента:
Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. №
268-ФЗ «Технический регламент на табачную
продукцию»;
Постановление Правительства Российской
Федерации от 7 апреля 2009 г. № 307 «Об утверждении
технического регламента «О безопасности
продукции, предназначенной для детей
и подростков».
В целях реализации принятых технических
регламентов, положения Федерального
закона «О техническом регулировании»
предусматривают:
Утверждение Правительством Российской
Федерации:
1. Перечня национальных стандартов, содержащих
правила и методы исследований (испытаний)
и измерений, А в случае отсутствия указанных
национальных стандартов.
2. Правила и методы исследований (испытаний)
и измерений.
3. Список товаров (продукции) в целях таможенного
оформления.
4. В соответствии с решением Правительственной
комиссии по техническому регулированию,
проект постановления Правительства Российской
Федерации определяющий орган по аккредитации
по соответствующему техническому регламенту.
Утверждение федеральными органами исполнительной
власти:
Сводов правил (при необходимости).
Утверждение Ростехрегулированием:
Перечень национальных стандартов и (или)
сводов правил, которые применяются на
добровольной основе для соблюдения требований
технических регламентов.
Минпромторгом России разработан проект
Федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «О техническом регулировании»,
согласованный со всеми заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти.
Указанный законопроект подготовлен в
целях:
повышения энергетической эффективности
объектов технического регулирования;
сближения норм Федерального закона «О
техническом регулировании» с положениями
Соглашения Всемирной торговой организации
по Техническим барьерам в торговле;
обеспечения эффективной реализации принимаемых
технических регламентов.
В целях исполнения Указа Президента Российской
Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых
мерах по повышению энергетической и экологической
эффективности российской экономики»
законопроектом предусматривается дополнить:
пункт 1 статьи 6 Закона «О техническом
регулировании» соответствующей целью
принятия технических регламентов;
пункт 3 статьи 7 Закона положением о необходимости
содержания в техническом регламенте
требований, направленных на повышение
энергетической эффективности объектов
технического регулирования.
Данные изменения позволят при разработке
проектов технических регламентов учитывать
требования, направленные на повышение
энергетической эффективности, а также
возможные социально-экономические и
иные последствия их принятия и реализации
во всех сферах деятельности, в том числе
направленных на создание энергоэффективной
экономики страны.
Законопроект внесен Правительством Российской
Федерации в Государственную Думу, рассмотрен
и принят в первом чтении 24 июня 2009 г.
Предложенные изменения играют важную
роль в реализации реформы технического
регулирования, но не являются исчерпывающими.
Анализ действующего законодательства
Российской Федерации выявил отсутствие
ответственности юридических и физических
лиц за нарушение требований технических
регламентов. По мнению Минпромторга России,
необходимо внесение соответствующих
изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях,
предусматривающих установление ответственности
за нарушение требований технических
регламентов, а также за нарушение правил
обязательного подтверждения соответствия.
В целях повышения эффективности реализации
реформы технического регулирования необходимо
качественное улучшение взаимодействия
на регулярной основе по вопросам технического
регулирования с бизнес-сообществами,
общественными объединениями и ведущими
научными организациями.
В настоящее время создано 5 межотраслевых
советов по техническому регулированию:
в нефтегазовом комплексе
в строительной отрасли
в химической промышленности
в металлургии
в области информационных технологий.
По мнению Минпромторга России целесообразно
рассмотреть возможность создания Межотраслевых
советов:
в медицинской промышленности и здравоохранении;
агропромышленном комплексе;
энергетическом комплексе;
лесотехнической промышленности;
машиностроительном комплексе;
в области приборостроения;
в легкой промышленности;
в электротехнической промышленности.
В этой связи целесообразно возобновить
в новом качестве работу Совета по техническому
регулирования при Минпромторге России
с участием представителей бизнес-сообществ,
общественных объединений и ведущих научных
организаций.
Основными задачами Совета будут являться
выработка предложений по:
механизмам, обеспечивающим эффективность
системы допуска продукции на рынок, инспекционного
и рыночного контроля (надзора);
совершенствованию законодательства
о техническом регулировании;
формированию целевой программы разработки
технических регламентов и национальной
программы стандартизации.
Минпромторг России осуществляет нормативно-правовое
регулирование в сфере технического регулирования,
обеспечивает исполнение организационных
мероприятий по разработке и реализации
Программы, которая ежегодно уточняется.
Повышен уровень межведомственного взаимодействия.
Программа разработки технических регламентов
в новой редакции содержит 17 первоочередных
технических регламентов, указанный в
пункте 1 статьи 9 ФЗ «О техническом регулировании».
В соответствии с решением Правительственной
комиссии по техническому регулированию
от 13 февраля 2009 года, 4 из них определены
как приоритетные:
«О безопасности лифтов»
«О безопасности пищевых продуктов»
«О безопасности зданий и сооружений»
«О безопасности строительных материалов
и изделий».
Сформированы и соблюдаются графики мероприятий,
что позволило упорядочить процесс разработки
регламентов и повысить уровень оперативности
управления процессом выполнения Программы.
Совершенствование методов мониторинга
и контроля хода реализации Программы
позволило улучшить исполнительскую дисциплину
и обеспечить:
внесение в 2009 году 4 проектов технических
регламентов в Правительство Российской
Федерации,
4 проекта технических регламентов внесены
в Государственную Думу,
2 проекта находятся на завершающей стадии
согласования,
3 – на стадии согласования с федеральными
органами исполнительной власти,
3 – на стадии разработки,
1 проект находится в высокой степени готовности.
Достижение эффективного и существенного
ускорения работ по принятию технических
регламентов может быть достигнуто:
при обеспечении систематизации и комплексного
подхода при уточнении Программы с учетом
технических регламентов, разрабатываемых
вне утвержденной Программы;
совершенствовании мониторинга и координации,
нормативно-правовой и методической базы
разработки технических регламентов;
повышении ответственности федеральных
органов исполнительной власти, ответственных
за внесение проектов технических регламентов;
обеспечении подготовки документов, необходимых
для их вступления в силу.
На данном этапе Программа реализуется
16 федеральными органами исполнительной
власти, 6 из которых выполняют функции
государственных заказчиков.
Усилена работа по экспертному рассмотрению
ТР, предусмотренному в соответствии с
пунктом 9 статьи 9 Закона. В 2008 г. Минпромторгом
России проведены заседания экспертных
комиссий по 8 программным ТР и по 10 ТР
разработанным в инициативном порядке,
то уже за первое полугодие 2009 г по 8 ТР,
предусмотренным Программой и Перечнем
и по 5 инициативным ТР. В составы экспертных
комиссий с 2008 года включаются представители
РСПП, ТПП, Деловой России, Опоры России,
страхового сообщества, ведущих научных
организаций. На заседаниях экспертных
комиссий, созданных Минпромторгом России.
В материалах представлена информация
о результатах рассмотрения в 2008 году
проектов ТР.
Энергосбережение и энергоффективность
в отраслях промышленности.
Внесение изменений в Федеральный закон
«О техническом регулировании» в части
энергоэффективности обусловлено в том
числе и тем, что в настоящее время вопрос
энергоэффективности и энергосбережения
входит в число основных тем обсуждаемых
мировым сообществом.
Для России решение проблемы энергоэффективности
особенно актуально, поскольку наша страна
имеет весьма высокую удельную энергоемкость
экономики, превышающую вдвое аналогичный
показатель в США, в 2,3 раза - в целом по
миру и в 3 раза - в развитых странах Европы
и в Японии.
Решающим направлением решения этой проблемы
может быть эффективное энергосбережение
и в сфере потребления за счет существенного
повышения эффективности использования
энергоресурсов и в сфере непосредственно
топливно-энергетического комплекса через
снижение издержек производства, что позволит
высвободить и перераспределить энергоресурсы
и финансовые потоки в промышленности,
энергетике, в сельском и жилищно-коммунальном
хозяйстве, на транспорте.
Существующий потенциал энергосбережения
составляет 410-430 млн. т.у.т., или около 40-45%
текущего потребления энергии, из них:
в промышленности – 59,3 млн. т.у.т.;
в транспорте – 54,7 млн. т.у.т.
Решение вопросов энергоэффективности
может быть осуществлено через внедрение
новых технологий и модернизацию существующих
производств, что позволит к 2030 году снизить
энергоемкость ВВП России более чем на
60,0% по сравнению с 2005 годом.
Для обеспечения повышения энергоэффективности
в части технического регулирования предусмотрено
внесение изменений в Закон и реализация
ряда программных документов (стратегий
развития).
Например, в области базовых отраслей
машиностроения при выработке электрической
и тепловой энергии планируется повысить
энергоффективность и обеспечить энергосбережение
первичных энергоресурсов (нефть, газ,
твердое топливо) за счет внедрения новых
технологий, которые позволят:
повысить КПД выработки электроэнергии
до 58%;
сократить расходы условного топлива
на 40-60% т.у.т./КВт.ч.;
увеличить использование низкосортных
видов топлива в энергетическом балансе.
Министерством реализуются проекты направленные
на создание новых технологий и конкурентоспособных
образцов оборудования для энергетического,
тяжелого и транспортного машиностроения.
В качестве потенциала снижения энергоемкости
можно отметить такие отрасли как холодильная
промышленность и светотехника.
На заседании Правительственной комиссии
по техническому регулированию 13 февраля
2009 года одобрен Перечень разработки технических
регламентов, включающий 43 наименования
технических регламентов. Ряд из них находится
в высокой степени готовности. Федеральным
органам исполнительной власти поручено
обеспечить разработку технических регламентов,
предусмотренных Перечнем.
3. Аккредитация органов по подтверждению
соответствия.
В настоящее время в Российской Федерации
приняты первые технические регламенты,
реализация которых затруднена без разработки
и внедрения соответствующей системы
аккредитации, включая определение порядка
ее осуществления.
Практика применения ранее действовавшего
Закона Российской Федерации от 10 июня
1993 года № 5151-1 «О сертификации продукции
и услуг» выявила ряд серьезных проблем:
· множественность органов по аккредитации
(10 федеральных органов исполнительной
власти) не позволяла создать единую систему
аккредитации и контроля подтверждения
соответствия обязательным требованиям;
· отсутствие четких критериев аккредитации
привело к существенному снижению требований
к органам по подтверждению соответствия
и низкому уровню контроля качества и
безопасности продукции при допуске на
рынок;
· отсутствие предпосылок для признания
российской сертификации иностранными
сертификационными центрами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Закона
порядок аккредитации органов по сертификации,
выполняющих работы по подтверждению
соответствия, а также перечень органов
по аккредитации определяется Правительством
Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 24 февраля 2009 г. № 163 утверждено
Положение об аккредитации органов по
сертификации и испытательных лабораторий
(центров), выполняющих работы по подтверждению
соответствия (далее – Положение), которое
устанавливает правила аккредитации органов
по сертификации, выполняющих работы по
подтверждению соответствия, в целях подтверждения
их компетентности, обеспечения доверия
изготовителей, продавцов и приобретателей
к их деятельности и создания условий
для признания результатов этой деятельности.
Также, в соответствии с указанным Положением,
орган по аккредитации осуществляет инспекционный
контроль в форме плановых и внеплановых
проверок.
В связи с чем, действующие на территории
Российской Федерации нормативные правовые
акты, регулирующие и регламентирующие
отношения в части ответственности организаций,
осуществляющих работы по подтверждению
соответствия требованиям технических
регламентов, в настоящее время являются
достаточными.
РСПП, а также другие объединения предпринимателей
предлагают создать национальный орган
по аккредитации на базе Федерального
агентства по техническому регулированию
(с условием исключения из компетенции
последнего и передаче в ведение другого
органа власти функции по контролю (надзору))
или в форме автономного учреждения (некоммерческого
партнерства).
Предполагается, что Национальный орган
по аккредитации объединит всю систему
аккредитации в Российской Федерации
и станет исключительным представителем
такой системы за рубежом.
Внедрение предложенной системы потребует
введения в проекты ТР дополнительных
требований к органам по подтверждению
соответствия.
Считаем целесообразным дальнейшее обсуждение
предложений и проведение анализа проекта
с участием экспертов федеральных органов
исполнительной власти и предпринимательским
сообществом.
Анализ отечественного опыта проведения
аккредитации и сертификации выявили
высокую коррупционную составляющую совмещения
федеральными органами исполнительной
власти функций по решению вопроса о допуске
продукции на рынок и одновременному осуществлению
государственного контроля (надзора) за
оборотом такой продукции на рынке.
Недостатки существующей системы допуска
продукции на рынок Российской Федерации:
· множественность, разрозненность и несогласованность
действий существующих систем обязательной
сертификации, наличие конфликта компетенций,
· отсутствие взаимного признания результатов
оценки соответствия разных систем,
· отсутствие единого информационного
поля в сфере аккредитации, в т.ч. отсутствие
единого реестра органов по сертификации
и испытательных лабораторий (центров),
· отсутствие признания за рубежом результатов
российской системы оценки соответствия.
Заключение
Техническое регулирование оказывает
существенное влияние воздействие на
разные аспекты конкурентоспособности,
играет значительную роль в модернизации
экономики, переходе на инновационный
путь развития.
В настоящее время созданы все предпосылки,
позволяющие реализовать реформу технического
регулирования при условии работы федеральных
органов исполнительной власти, бизнес-сообществ,
научных и других заинтересованных сторон.
При разработке технических регламентов
целесообразно учитывать их влияние на
качество и конкурентоспособность.
Снизить возможное негативное воздействие
устаревших норм на инновационное развитие
промышленности можно путем активного
участия в деятельности по разработке
и внедрению технических регламентов
бизнес-сообществ, общественных объединений,
экспертов и других заинтересованных
лиц.
Обеспечить снижение издержек и повышение
конкурентоспособности экономики можно
путем более эффективного использования
технических регламентов, документов
по стандартизации, гармонизированных
с международными нормами и обеспечивающих
более эффективное применение требований
технических регламентов и их исполнение.
Предложения:
1. Внести изменения в действующее законодательство
о техническом регулировании в части:
создания единой системы оценки соответствии,
в том числе единого реестра органов по
оценке соответствия, выданных сертификатов
и зарегистрированных деклараций соответствия;
определения конкретных критериев аккредитации
органов по подтверждению соответствия;
формирования условий, направленных на
международное признание российской системы
сертификации продукции, для снижения
барьеров во внешней торговле для российских
производителей.
2. Минпромторгу России во взаимодействии
с другими федеральными органами исполнительной
власти, РСПП, ТПП, Опоры России, Межотраслевыми
советами создать координационный совет
по техническому регулированию для:
выработки предложений по совершенствованию
законодательства и системы технического
регулирования;
формирования целевой программы разработки
технических регламентов;
подготовки предложений по формированию
национальной программы стандартизации.
3. Сконцентрировать усилия федеральных
органов исполнительной власти, общественных
объединений, депутатов Государственной
Думы на доработке и принятии первоочередных
технических регламентов в 2009 году.
Интеграционные процессы.
Активизировано участие в формировании
и деятельности рабочих органов ЕврАзЭС
и Таможенного союза 29 апреля 2009 г. состоялась
рабочая встреча представителей Минпромторга
России с Генеральным секретарем ЕврАзЭС
Т.А. Мансуровым и заместителем Генерального
секретаря ЕврАзЭС, ответственным секретарем
Комиссии таможенного союза С.Ю. Глазьевым,
по итогам которой согласованы позиции
по выполнению решений Межгосударственного
Совета ЕврАзЭС о гармонизации технических
регламентов.
В Секретариат Интеграционного Комитета
ЕврАзЭС направлены предложения по внесению
изменений в График разработки первоочередных
технических регламентов ЕврАзЭС и предложения
по составам российских частей рабочих
групп, а также представлены 18 проектов
технических регламентов для использования
в качестве основы для разработки соответствующих
технических регламентов ЕврАзЭС.
Завершается формирование российских
частей рабочих групп по разработке и
согласованию проектов технических регламентов
ЕврАзЭС.
Обеспечено участие российских экспертов,
в том числе представителей промышленности,
в заседаниях рабочих групп по разработке
проектов технических регламентов ЕврАзЭС.
«Безопасность лифтов» и «О безопасности
зерна». Планируется участие российских
экспертов в заседаниях рабочих групп
по разработке проектов технических регламентов
ЕврАзЭС «Безопасность низковольтного
оборудования» и «Требования к бензинам,
дизельному топливу и мазутам», назначенных
на последнюю декаду мая 2009 г.
В целях повышения эффективности дальнейшей
работы считаем целесообразным закрепить
ответственность за разработку технических
регламентов ЕврАзЭС за конкретными федеральными
органами исполнительной власти согласно
приложению, при этом координирующую роль
возложить на Минпромторг России.
Проводится работа по подготовке Комплекса
мер по формированию договорно-правовой
базы по обеспечению свободного обращения
продукции, подлежащей обязательной оценке
(подтверждению) соответствия, на единой
таможенной территории таможенного союза
и созданию системы санитарного, ветеринарного
и карантинного фитосанитарного контроля
на внешней границе таможенного союза.
позиции Таможенного союза по вопросу
присоединения единой таможенной территории
Таможенного союза к Всемирной торговой
организации.
«Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и сертифицированной продукцией. »
Государственный
контроль и надзор за соблюдением
изготовителями (продавцами, исполнителями),
испытательными лабораториями
(центрами), органами по сертификации правил
обязательной сертификации и за сертифицированной
продукцией осуществляется Госстандартом
России, иными специально уполномоченными
государственными органами управления
Российской Федерации в пределах их компетенции.
Непосредственно государственный контроль
и надзор за соблюдением правил сертификации
и сертифицированной продукцией проводится
должностными лицами, осуществляющими
государственный контроль и надзор за
соблюдением правил по сертификации и
за сертифицированной продукцией в порядке
и на условиях, установленных Законом
Российской Федерации «О стандартизации».
Финансирование работ по сертификации
и государственному контролю и надзору.
Обязательному государственному финансированию
подлежат:
• разработка прогнозов развития сертификации,
правил и рекомендаций по ее проведению;
обеспечение официальной информацией
в области сертификации;
• участие в работе международных (региональных)
организаций по сертификации и проведение
работ с зарубежными национальными органами
по сертификации;
• разработка и (или)участие в разработке
международных (региональных)правил и
рекомендаций по сертификации;
• разработка проектов актов законодательства
в области сертификации;
• проведение научно-исследовательских
и иных работ по сертификации, имеющих
общегосударственное значение;
• проведение государственного контроля
и надзора за соблюдением правил сертификации
и за сертифицированной продукцией;
• ведение Государственного реестра по
сертификации, определяемого законодательством
Российской Федерации.
Оплата работ по обязательной сертификации
конкретной продукции производится заявителем
в порядке, установленном Госстандартом
России и государственными органами управления
Российской Федерации, на которые законодательными
актами Российской Федерации возложены
организация и проведение обязательной
сертификации по согласованию с Министерством
финансов Российской Федерации. Сумма
средств, израсходованных заявителем
на проведение обязательной сертификации
своей продукции, относится на ее себестоимость.
Добровольная сертификация. По продукции,
не подлежащей в соответствии с законодательными
актами Российской Федерации обязательной
сертификации, и по требованиям, на соответствие
которым законодательными актами Российской
Федерации не предусмотрено проведение
обязательной сертификации, по инициативе
юридических лиц и граждан может проводиться
добровольная сертификация на условиях
договора между заявителем и органом по
сертификации.
Организация добровольной сертификации.
Добровольную сертификацию вправе осуществлять
любое юридическое лицо, взявшее на себя
функцию органа по добровольной сертификации
и зарегистрировавшее систему сертификации
и знака соответствия в Госстандарте России
в установленном Госстандартом России
порядке. Органы по обязательной сертификации
также вправе проводить добровольную
сертификацию при соблюдении указанных
условий.
Орган по добровольной сертификации устанавливает
правила проведения работ в системе сертификации,
в том числе порядок их оплаты.
«Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации.»
В законе РФ «О сертификации
продукции и услуг» (ст. 20)предусмотрена
уголовная, административная либо гражданско-правовая
ответственность,
которую несут юридические и физические
лица, а также органы государственного
управления, виновные в нарушении правил
обязательной сертификации. Ответственность
за нарушение этих правил устанавливается
также для органов по сертификации и испытательныхлабораторий.
Административная ответственность за
указанные нарушения устанавливается
КоАП, а уголовная – Уголовным кодексом
РФ и Законом РФ «О внесении изменений
и дополнений в законодательные акты Российской
Федерации в связи с упорядочением ответственности
за незаконную торговлю». Этот Закон направлен
на защиту прав и интересов потребителей,
а также государства путем внесения в
отдельные статьи Уголовного кодекса
РФ и Уголовно-процессуального кодекса
РФ дополнений и изменений. В частности,
по вопросам сертификации соответствия
внесены следующие изменения.
В ст. 157 (УК РФ) предусматривается уголовная
ответственность за выпуск и продажу товаров,
не отвечающих требованиям безопасности.
При этом виновные лица наказываются лишением
свободы до 3 лет или штрафом от 100 до 150
минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Те же действия, совершенные лицом, ранее
судимым за такое же преступление, наказываются
лишением свободы на срок от 3 до 8 лет с
конфискацией имущества и лишением права
занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью
сроком на 5 лет.
Статья 146 предусматривает ответственность
за продажу товаров ненадлежащего качества
(не соответствующего требованиям стандартов,
ТУ, образцов) или с нарушением санитарных
правил и влечет наложение штрафа от 3
до 25 МРОТ. Торговля продовольственными
товарами в нарушение санитарных правил
либо без сертификата соответствия, удостоверяющего
их безопасность для жизни и здоровья
потребителей, влечет предупреждение
либо наложение штрафа от 5 до 150 МРОТ с
конфискацией товара или без таковой.
В дополнение к законам органы государственного
управления – Госстандарт, Госсанэпиднадзор,
Гос-торгинспекция и другие – разрабатывают
свои нормативные документы, устанавливающие
определенные правила выдачи предписаний
и применения штрафов.
Органы Госстандарта могут выдавать следующие
предписания:
1) о прекращении выпуска и реализации товаров;
2) о снятии с производства товаров;
3) об изъятии из оборота и отзыве от потребителей
товаров.
Госстандарту предоставлено право налагать
штрафы на изготовителей (продавцов) за
следующие нарушения: за уклонение от
исполнения или несвоевременное исполнение
предписаний; за причинение ущерба потребителям
товаров – в размере суммы ущерба. Факт
причинения ущерба и сумма ущерба должны
быть подтверждены вступившими в законную
силу решениями суда, арбитражного суда.
Причинение ущерба потребителям товаров
может быть результатом:
• продажи товаров с просроченными сроками
годности;
• реализации товаров без разработанных
изготовителем или не доведенных продавцом
до сведения потребителя специальных
правил, соблюдение которых требуется
для безопасного их использования;
• реализации товаров, подлежащих обязательной
сертификации, без сертификата и др.