Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:12, курсовая работа
В настоящее время в системе научных знаний появилась и быстро развивается новая научная дисциплина, получившая название «теория организации».
Теория – это «система основных идей в той или иной области знания, форма научного знания, дающая представление о закономерностях и существенных связях протекания и развития определённых процессов и явлений в природе и обществе»5.
1.2. Теория организации как научная дисциплина.
В настоящее время в системе научных знаний появилась и быстро развивается новая научная дисциплина, получившая название «теория организации».
Теория – это «система основных идей в той или иной области знания, форма научного знания, дающая представление о закономерностях и существенных связях протекания и развития определённых процессов и явлений в природе и обществе»5.
Теория организации
изучает современные
Теория организации как самостоятельная область знаний имеет свой объект и предмет исследования. Объект – это явление, которое исследует та или иная наука. Предмет науки определяет то, чем занимается данная наука, какие стороны объективной действительности она изучает.
Объектом теории организации являются «социальные организации, т.е. организации, объединяющие людей»6.
Предметом теории организации как науки являются «организационные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместного труда в организациях различного типа»7. Так же является анализ процессов протекающих в организационных системах, а так же особенности и закономерности развития организации:
1.3. Теория организации в системе наук.
Организация как вид деятельности людей охватывает многие стороны жизни людей и поэтому является объектом изучения учёных и специалистов разных профессий. В развитии теории организации участвуют представители таких наук, как экономика, социология, психология, наука управления, политические науки и т.д. В связи с этим теорию организации следует рассматривать как комплексную научную дисциплину, впитавшую в себя достижения смежных общественных наук (рис.1).
Рис. 1. Теория организации в системе наук.
Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организации и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Теория управления обогащает теорию организации такими понятиями как: субъекты и объекты управления; стимулирование и мотивация; принятие и реализация решений; руководство организационными подразделениями; линейное и функциональной управление
Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин таких как, психология, социология, социальная психология, антропология и др.
Вклад психологии в теорию организации проявляется в наибольшей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуума, определение возможностей изменения поведения людей. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным
2. Эволюция теории организации.
Наука об организациях, их устройстве и функционировании начала зарождаться в глубокой древности. Ещё 2 тыс. лет до н. э. В Южной Месопотамии были написаны первые советы по управлению. Труды учёных Древнего Египта так же свидетельствуют о существовании управления с тех времён. Мы не будем вдаваться глубоко в историю, а рассмотрим основные школы, концепции теории организации, которые сделали большой вклад в теорию организации как науку.
Теория организации характеризуется большим количеством различных концепций, теоретических и практических подходов, которые достаточно трудно поддаются классификации и периодизации, поэтому существуют различные точки зрения по этим вопросам. Характерной особенностью развития теории организации является то, что она строится не на отрицании предыдущих исследований, а на основе ранее созданных подходов, развивая и дополняя их, открывая новые аспекты управленческой деятельности.
Основные концепции теории организации:
Итак, рассмотрим выше перечисленные
концепции и школы более
2.1. Школа научного управления.
Школа научного управления сформировалась и получила широкую известность во всём мире под наименованием «научный менеджмент» или «научная организация труда»1 на пороге ХХ в. и связано с именами Ф.У. Тейлора (1856-1915), супругов Френка (1868-1924) и Лилии Гилбрет (1878-1972), Г. Эмерсоном (1853-1931), Г. Ганнта (1861-1919)2.
Концепция Тейлора заключалась в расчленении процесса физического труда и организации на составные части, т.е. на труд исполнительский и труд распорядительский, и последующем анализе этих частей. В производственной системе, работающей как слаженный механизм, каждый работник должен быть ответственен за свои функции. Тейлор говорил, что «человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен выполнить её»3.
Целью Тейлора было создание
системы научной организации
труда, базирующей на основе экспериментальных
данных и анализе процессов
Тейлор считал, что менеджеры должны думать, а рабочие – работать. Это привело к появлению большого числа функциональных менеджеров и углублённоё специализации на базе операционного труда. По его мнению, администрация призвана выполнять следующие функции:
• разрабатывать научными методами каждый элемент работы;
• на научной основе производить отбор, развитие и обучение рабочих;
• соединять рабочих и науку воедино;
• обеспечить строгое разделение труда между рабочими и менеджерами4.
2.2. Классическая (административная) школа в управлении.
Классическая, или административная школа, рассматривает организацию с точки зрения перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Родоначальником данной школы считается Анри Файоль (1841-1925)9. Представители этой школы Джеймс Д. Муни, А.К. Рейли, Алфред П. Слоун, Л. Урвик, Г. Гьюлик10.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышение эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Цель данной школы было создание универсальных принципов управления. Эти принципы затрагивали два основных момента. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и на специфические, относящиеся непосредственно к управлению организацией.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на 5 основных принципах:
2.3. Бюрократическая теория организации.
Огромный вклад в поиск способов эффективного управления организациями внёс Макс Вебер (1864-1920)14, который одним из первых исследовал бюрократические процессы в организациях.
Вебер рассматривал организацию в первую очередь как «систему взаимоотношений статусных групп»15. Он показал, что бюрократические структуры поддерживают непрерывность существования организаций. Зафиксированные в письменном виде руководства и процедуры обязательные для всех сотрудников, чётко разделяют работника и его обязанности, вводят всю работу в определённое, чётко заданное русло.
Вебер выделял следующие признаки бюрократической структуры:
2.4. Концепция «человеческих отношений» Э. Мэйо.
Концепция «человеческих отношений» как теория получила своё развитие в 20-30 годы в США. Возникновение данной концепции связывают с именами учёных Э. Мейо, Ф. Ротлисберг, У. Френч, А. Маслоу. Связано это с ростом значения человеческого фактора. Наконец обратили внимание на то, что человек – это прежде всего личность, и им надо управлять по иному, чем другими факторами производства.
Мэйо провёл большую серию экспериментов в течении нескольких лет в 20-30-х годах на ряде предприятий фирмы «Вестерн Электрик Компани» в городе Хоторне штат Филадельфия. Это исследование получило название «хоторнских экспериментов».
Возникновение концепции – это период попыток понять место людей в производстве. Её основоположники утверждали, что для человека основными стимулами являются не материальные блага, а моральное удовлетворение, психологический комфорт, самоудовлетворение и др. психологические мотивы.
Мейо отмечал, что группа рабочих – это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определённым образом воздействуя на такую систему, можно улучшить результаты труда. Человек всегда откликался на влияние группы, т.к. он в большей степени реагирует на людей равных ему по статусу, чем на руководство. Т.о., появилось понятие неформальных групп и отношений в данной концепции.
Неформальные группы – это структура, возникшая на основе симпатий и антипатий. Эти отношения естественны, необходимы и полезны для организации. Иногда, интересы неформальных групп, вступают в противоречие с интересами формальных организаций. В таком случае задачей менеджмента является согласование этих интересов.
В отличие от формальных, официально регламентированных структур, неформальные группы, клики, отдельные лидеры функционируют на основе
2.5. Школа науки о поведении.
Цель данной школы на практике повысить эффективность деятельности организации за счёт эффективного использования человеческого фактора. Главный постулат этой школы состоял в том, что правильное применение науки о поведении при непосредственном руководстве людьми всегда будет способствовать повышению эффективности работы как отдельного работника, так и организации в целом.
Среди наиболее крупных представителей школы науки о поведении, можно назвать Д. Мак-Грегора, К. Арджириса, Р. Лайкерта, Ф. Гецберга25.
Наука о поведении – наука, изучающая поведение людей в организации и то, каким образом это поведение влияет на эффективность организации. Основными компонентами изучения являются индивид, группа, организация.
Предметом науки о поведении являются основные закономерности и движущие силы, которые определяют поведение людей в организации, т.е. в условиях совместного труда и межличностного общения.
В эту концепцию входят понимание, прогнозирование человеческого поведения, а также управление им. По мере развития новой техники наблюдается достижение большой гибкости производства. Планирование и подготовка производства осуществляется самим коллективом. В данном случае мотивация и квалификация становятся основной, центральной проблемой управления персоналом. Результат в значительной степени зависит от воли работников и их возможностей (квалификации). Управлять умственной деятельностью сложнее, чем физической.
Видным представителем данной школы является Д. Мак-Грегор (1906-1964). С его т.з., «на протяжении истории можно выделить два главных поворота применительно к средствам контроля за поведением людей в организации»26. Первый состоял в переходе от применения физического
Теория организации – это наука об основных закономерностях жизнедеятельности организаций.
Причины создания организации состоят в следующем: