Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:22, доклад
В современном мире в промышленно развитых странах все более острой становится проблема сокращения разрушения металлоконструкций от коррозии и увеличения сроков их службы. Появляются новые, особо коррозионные среды, повышаются механические нагрузки, при которых работают ответственные металлоконструкции.
Итак, о конструкциях, работающих в условиях сложного напряженного состояния при воздействии активных технологических и природных сред , вызывающих необратимые физико-химические изменения материала вследствие коррозионных , и множества других процессов, а также при их комплексном воздействии, приводящем к потере несущей способности конструкций.
1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Основыне факторы коррозии под напряжением……………………………4
3.Механизмы коррозии под напряжением…………………………….......…..7
4.Наводороживание металла в процессе коррозии…………………………..12
5.Заключение…………………………………………………...…………..…..15
6.Список используемой литературы………………………………………….16
РГУ нефти и газа им И.М.Губкина
Факультет проектирования, сооружения и эксплуатации систем трубопроводного транспорта.
Кафедра сварки и мониторинга нефтегазовых сооружений.
Доклад
На тему: «Коррозионно-механические характеристики конструкций и сварных соединений под напряжением».
Москва 2012
Содержание.
1.Введение……………………………………………………
2.Основыне факторы
коррозии под напряжением………………
3.Механизмы
коррозии под напряжением………………
4.Наводороживание
металла в процессе коррозии………
5.Заключение………………………………………………
6.Список используемой литературы………………………………………….16
Введение
Большое число
элементов конструкций
В современном мире в промышленно развитых странах все более острой становится проблема сокращения разрушения металлоконструкций от коррозии и увеличения сроков их службы. Появляются новые, особо коррозионные среды, повышаются механические нагрузки, при которых работают ответственные металлоконструкции.
Итак, о конструкциях, работающих в условиях сложного напряженного состояния при воздействии активных технологических и природных сред , вызывающих необратимые физико-химические изменения материала вследствие коррозионных , и множества других процессов, а также при их комплексном воздействии, приводящем к потере несущей способности конструкций.
Основные факторы коррозии под напряжением.
Сопротивляемость R и обратная ей величина – склонность K металлических конструкций к разрушению в активных средах зависят от свойств металла M, вида напряженного состояния Н, воздействия среды С (рис 1.1.):
М + Н + С = К.
В зависимости
от степени влияния каждого
Свойства металла М, определяющие сопротивляемость деформации и коррозии, зависит от исходных свойств металла Ми перед изготовлением конструкций, изменения свойств под влиянием технологической обработки ∆Мт в процессе изготовления конструкций (механическое деформирование, сварка, термическая обработка и т.д.), изменения свойств при эксплуатации ∆Мэ, т.е.
Рис. 1.1. Векторная схема влияния основных факторов на коррозию под напряжением
Первый фактор определяет исходную сопротивляемость металла воздействию среды и нагрузки в данных условиях, второй и третий факторы – степень изменения этой сопротивляемости. Технологические операции, выполняемые в процессе изготовления конструкции (например, сварка), могут значительно снизить начальную термодинамическую устойчивость металла. Это связано с дополнительной гетерогенностью, обусловленной появлением макро- и микрохимической и структурной неоднородности; неоднородности упругопластического состояния; геометрической, физической неоднородности и пр.
Другие технологические операции, например специальная термообработка, нанесение покрытий, могут существенно повысит стойкость материала.
Свойства материала могут значительно изменятся под действием среды при эксплуатации, особенно в водородосодержащих и водородовыделяющих средах.
Напряженное состояние материала конструкции Н определяется расчетными напряжениями Нр (механическими, температурными), их отклонениями при эксплуатации ∆Нэ и остаточными напряжениями ∆Нт (сборочно-монтажными, деформационными, сварочными и др.):
Напряженное состояние, определяемое напряжениями (σ, τ), потенциальной энергией (W), их концентрацией в макро- и микрообъемах изделия, далее будем называть соответственно напряжениями I и II рода (σI, τI; σII, τII; WI, WII).
Коррозия под напряжением несущих конструкций проходит, как правило, в условиях сложного напряженного состояния. Например, в сварных штуцерных соединения оболочковых конструкций (сосуды, аппараты, трубопроводы), работающие под давлением в условиях теплосмен, жесткое двухосное поле напряжений, обусловленных рабочей нагрузкой, суммируется с температурными напряжениями и жестким двухосным полем остаточных сварных напряжений. Влияние фактора Нс неоднозначно: например, остаточные напряжения растяжения могут резко снизить несущую способность конструкции, напряжения сжатия – повысить.
Влияние эксплуатационной среды C определяется ее исходными свойствами (химическим составом, концентрацией, рН и др.) – Си, технологическими условиями взаимодействия среды с элементами конструкций - ∆Ст, отклонениями состава сред, технологический условий, условий защиты при эксплуатации - ∆Сэ ( фактор учитывающий температуру, давление, скорость относительного перемещения среды, условий контактирования с конструкцией, сопутствующие процессы):
Самый распространенный и практически значимый вид воздействия агрессивных сред – коррозионное воздействие, которое чаще всего является комплексным, протекающим в определенных температурно-временных условиях в сочетании с сорбционными, эрозионными, кавитационными явлениями и ионизирующего излучения.
Таким образом, склонность металлоконструкций к коррозии под напряжением и сопротивляемость ей определяется комплексом факторов в системе М – Н – С, причем свойства материала и напряженное состояние характеризует внутренние факторы, а условия воздействия среды и эксплуатационные нагрузки – внешние факторы.
Таким образом, сопротивляемость конструкций разрушения в условиях коррозии под напряжением определяется общей структурной формулой
Механизмы коррозии под напряжением.
В зависимости от степени влияния факторов (см. рис. 1.2.) системы М-Н-С при коррозии под напряжением возможны: сплошная коррозия, интенсифицированная действием напряжений; ускоренная местная коррозия; растрескивание под действием статических (коррозионное растрескивание) и циклических (коррозионная усталость) напряжений.
Изложу общие представления
о механизмах коррозионного разрушения
под напряжением с образованием трещин
магистрального типа. Существует множество
гипотез, согласно им, природа этого разрушения
может быть электрохимической, механоэлектрохимической,
пленочной, адсорбационно-
Различие гипотез заключается прежде всего в оценке влияния напряжений и среды на процесс разрушения и причин, вызывающих склонность металла к растрескиванию.
Коррозионное разрушение
металла в напряженном
Напряженное состояние способствует коррозионному процессу в металлах вследствие:
- Сообщения металлу добавочной энергии, что вызывает понижение его термодинамической устойчивости, так как иону Ме⁺ деформированного металла легче покинуть решетку по сравнению с ионами недеформированного металла ввиду более низкой работы выхода. При этом под действием механических напряжений в кристаллической решетке металла равновесный электродный потенциал становится более отрицательным (механохимический эффект), что также ускоряет коррозию;
- Нарушения под действием деформации сплошности и ухудшения защитных свойств поверхностных пленок. В пленке, образующей на деформированном или находящемся в напряженном состоянии металле, в начальный момент действия электролита больше трещин, причем большего размера, чем на недеформированном металле;
-Повышения
степени неоднородности, связанной
с появлением под действием
деформации дефектов
При появлении пластических деформаций в кристалле возникают дефекты структуры типа дислокаций, вокруг которых кристаллическая решетка подвергается сильным упругим искажениям, в связи с чем усиливается механохимический эффект (МХЭ).
В трещинах – характерных концентраторах напряжений – электродный потенциал становится более отрицательным, скорость анодного растворения металла в вершине концентратора под действием напряжений увеличивается. В макроскопическом масштабе при коррозионном растрескивании участки пластически деформируемого (вершины трещин) и недеформируемого металла (остальные поверхности) образуют коррозионные элементы типа гальванопар, подвергающиеся щелевой коррозии, со сложным распределением токов и потенциалов.
В целом опасное влияние напряженного состояния на коррозию заключается не столько в увеличении сплошной коррозии, сколько в изменении ее характера, т.е. в превращении ее из равномерной в местную. Незначительно влияя на сплошную коррозию, напряжения интесифицируют местную коррозию. С учетом комплексности агрессивных сред механизм коррозионного разрушения под напряжением определяется совместными и сопряженными коррозионными, механическими и сорбционными процессами, а также другими сопутствующими процессами (эрозией, кавитацией, радиацией и др.). В зависимости от конкретных условий определяющим может быть один из трех процессов ( последовательности записи условно обозначает значимость их влияния), и соответственно механизм разрушения будет различный:
- коррозионно-механо-
- механо-коррозионно- сорбционным (м-к-с);
- коррозионно-сорбционно-
- механо-сорбционно-коррозионным (м-с-к);
- сорбционн-механо-корозионным (с-м-к);
-сорбционно-коррозионно-
Влияние каждого процесса на разных стадиях растрескивания не остается постоянным.
Значимость каждого процесса можно условно показать с помощью треугольника Гиббса (рис. 1.4.). Наибольшее практическое значение имеют три основных механизма: к-м-с (точка 1), м-к-с (точка 2), с-м-к (точка 3). Характерные случаи рассмотри далее.
Склонность металла к разрушению при коррозии под напряжением связана с наличием анодных участков и коррозионно-активных путей. Эти участки и пути можно разделить на начальные, имеющиеся в металле, и возникающие под действием напряжений (рис. 1.5).
Анодные участки могут образоваться при микроструктурной и химической неоднородности сплавов. К ним относятся границы зерен, включения, дефекты решетки и структуры (дислокации, их скопления, микро участки, обогащенные растворенными атомами, на дефектах кристалла), местное разрушение пленки, начальные микротрещины.
Коррозионно-активные пути – это движущиеся дефекты решетки (деформируемый металл) и микросегрегации атомов растворенного компонента на движущихся дефектах решетки у острия трещины, новые коррозионно-нестойкие фазы, зарождающиеся при деформации у острия трещины, участки под разрывами пленки, образующиеся при деформировании металла.
Возникновение анодных участков может быть связано также с неоднородностью жидкой фазы и физических условий на поверхности металла, в устье и у стенок трещины: различием концентрации ионов металла, солей, кислорода и других окислителей, а также различием рН, температуры, свойств электрического и магнитного полей, энергии излучения, скорости электролита и др.
Наводороживание металла в процессе коррозии.
Разрушения, связанные с наводораживанием металла в процессе коррозии, характерны для конструкционных сталей, особенно сталей сталей повышенной прочности, и конструкционных материалов, образующих устойчивые гидриды.
При коррозии водород может находится у поверхности металла в ионном, атомарном или молекулярном состоянии. В кислых средах на поверхность металла водород поступает в ионизированном состоянии, где протекает окислительно-восстановительная реакция между ионом водорода и металлом поверхности: 2Н⁺ + Ме⁺² → Ме + 2Надс. В щелочных средах коррозия металлов с выделением водорода идет вследствие выделения водорода из молекулы воды: Н₂О + е → Надс + ОН⁻. В нейтральных средах возможны оба процесса.
Образовавшийся в процессе коррозионной реакции водород частично абсорбируется, хемосорбируется и диффундирует в глубь металла: Надс → Ндиф ; частично молизуется с образованием и отрывом пузырьков водорода от поверхности: Н₂ + Н₂ + … + Н₂ → nН₂.