Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 05:56, лекция
Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.
Петриковку 230 лет назад основал Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.
Учебно-методическое пособие. Петриковская роспись
Автор Кажарская Лидия Валериевна, взято тут
Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.
Петриковку 230 лет назад основал Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.
Сразу отмечаю, что размеры рисунков мельче, чем хотелось, но мне кажется, что в сочетании с предыдущими моими заметками на тему рисования, вполне можно разобратся.
Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.
Хозяйки соревновались друг с другом,
стремясь сделать свой дом самым
живописным, и ревниво заглядывались
на чужое искусство. О самых удачных
росписях говорили: красиво, как в
церкви. А вот если хата оставалась
белой, с
хозяйкой переставали здороваться, как
с чужой.
Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту.
Попытку возродить замечательную
роспись предпринял сельский учитель
Александр Статева. Он открыл школу
и взял в преподаватели последнюю Петриковскую
“чепурушку” – Татьяну Пата. А после
войны один из учеников этой
школы – Федор Панко – решил целиком посвятить
себя народному искусству. Его стараниями
в селе создано творческое объединение
“Петриковка” и экспериментальный цех,
в котором сейчас работают более 40 народных
мастеров.
Техника выполнения Петриковской
росписи
Мастера Петриковской росписи используют
разнообразные материалы и
Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин.
Перед началом росписи, надо развести
краску. На палитру мастихином выкладываем
небольшое количество гуаши, добавляем
клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем
всё мастихином и, разбавляя водой,
доводим до
густоты сметаны.
Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.
Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.
На беличью кисть №3 набираем
краску. Начинаем вести мазок с
тонкой линии, потом, нажимая на кисть,
расширяем мазок и вновь
Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.
На кисть №3, набираем краску. Начав
мазок с тонкой линии, нажимаем на
кисть с плавным поворотом
и, ослабляя нажим, опять переходим
к тонкому кончику. Повторяем
мазок, поворачивая кисть в другую
сторону. Такие
полукруглые мазки называются “цибульки”
(в переводе с украинского – “луковички”),
ими можно нарисовать листья и их отдельные
элементы.
Нижний рисунок смотрите крупно по ссылке -Рисунок 1
Работа с пипеткой
Резиновую часть пипетки натягиваем
на стеклянный кончик до такого уровня,
чтобы она слегка пружинила, но не
изгибалась. Макаем резиновую часть
пипетки в красную краску и
вертикальным движением делаем отпечаток
на
бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным
повтором этой операции создаём группу
ягодок и таким образом изображаем гроздь
калины или рябины.
Макаем пипетку резиновой
Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки.
Нижний рисунок смотрите крупно по ссылке -Рисунок 2
Переходный мазок выполняется двумя красками (очень полезна тут техника смешивания на палитре из мастер класса One stroke).
На палитре разводим две краски
– например, красную и желтую
(как вариант - зеленую и желтую,
рубиновую и желтую). На кисть
набираем желтую краску, затем макаем
кончик в красный цвет и выполняем
мазок. При этом, чем
сильнее мы макаем кисточку в красную
краску, тем меньше в мазке останется жёлтого
цвета, и больше красного.
Меняем на кисточке краску – набираем
на кисть сначала зелёную краску,
а кончик макаем в желтый цвет. При
этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую
краску, тем, соответственно, мазок получится
светлее (желтее). Таким
способом изображаются зелёные листья
с жёлтыми кончиками.
Получившиеся цветы и листья
оформляются тоненькой
Берём беличью кисть №2 или кисточку
из кошачьей шерсти.
Набираем краску, сохраняя кончик кисти
заострённым. Переходом от тонкой линии
к широкой с помощью нажима, получаем мазок
в форме капли. Такими мазками обычно создаются
цветы и бутоны.
В композициях Петриковской росписи, кроме больших, крупных цветов и листьев, изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.
Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам.
Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.
Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.
Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.
“Бегунками” - их так же называют
“дорожками” или “фризами”
-оформляют разные изделия и предметы
быта, украшают декоративные панно. Во
всех фризах соблюдается ритм, как в построении
композиции, так и в цветовом
решении.
В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.).
Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве.
Роспись на дереве.
Деревянную поверхность
На подготовленную таким образом
поверхность можно наносить задуманную
композицию. После высыхания краски,
готовое деревянное изделие покрывают
лаком.