Локоны в романтическом стиле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 05:56, лекция

Краткое описание

Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Петриковку 230 лет назад основал Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 787.24 Кб (Скачать файл)

 

Учебно-методическое пособие. Петриковская роспись

      • 09.01.11, 17:01

 

 

      • ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ

 

 

      • мастер-класс, народный промысел, очумелки, рисование

Автор Кажарская Лидия Валериевна, взято тут

Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих,  где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Петриковку 230 лет назад основал  Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. 

Сразу отмечаю, что размеры рисунков мельче, чем хотелось, но мне кажется, что в сочетании с предыдущими  моими заметками на тему рисования, вполне можно разобратся.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными  мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе  Приднепровья. 

Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым  живописным, и ревниво заглядывались  на чужое искусство. О самых удачных  росписях говорили: красиво, как в  церкви. А вот если хата оставалась белой, с  
хозяйкой переставали здороваться, как с чужой. 

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту. 

Попытку возродить замечательную  роспись предпринял сельский учитель  Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю Петриковскую “чепурушку” – Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой  
школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение “Петриковка” и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.  
 
 Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи  кисти и просто пальцы мастера. 

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи  №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин. 

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем  небольшое количество гуаши, добавляем  клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем  всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до  
густоты сметаны.

Для первых тренировочных работ  достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться  на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой  вы рисуете, можно поворачивать в  разные стороны, – так удобнее  вести кисточку и выполнять правильные мазки. 

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура  к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем  от контура к центру.

На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с  тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем  нажим, переходя в тонкую линию. 

Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с  сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к  тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья. 

На кисть №3, набираем краску. Начав  мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом  и, ослабляя нажим, опять переходим  к тонкому кончику. Повторяем  мазок, поворачивая кисть в другую сторону. Такие  
полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы. 

 

Нижний рисунок смотрите крупно по ссылке -Рисунок 1

 

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть  пипетки в красную краску и  вертикальным движением делаем отпечаток  на  
бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

 

 

 

 

Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и  протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка. 

Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом  раскрашиваем пипеткой его лепестки.  

 

Нижний рисунок смотрите крупно по ссылке -Рисунок 2

 

Переходный мазок выполняется  двумя красками (очень полезна  тут техника смешивания на палитре  из мастер класса One stroke). 

На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант - зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть  набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем  мазок. При этом, чем  
сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного. 

 

Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При  этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким  
способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.

 

 

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой  более темной краской, а маленькие  желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки. 

 

 

Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти.  
Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.

 

 

В композициях Петриковской росписи, кроме больших, крупных  цветов и листьев, изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти. 

 

 

Небольшие композиции в виде открыток, называют  “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам. 

 

Карандашом намечаем контуры и  центры цветов и листьев. Чётко  прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы. 

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому  всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки  цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая. 

 

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах  искусства, соблюдаются правила  и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в  коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую. 

 

“Бегунками” - их так же называют “дорожками” или “фризами”  -оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом  
решении.

 

 

 

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). 

 

 

 Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и  дереве.  

 

Роспись на дереве.

Деревянную поверхность шлифуют, потом проклеивают (клей ПВА и  вода в пропорциях 1:1), дают высохнуть, снова шлифуют и повторяют  эту процедуру ещё 2 раза. 

На подготовленную таким образом  поверхность можно наносить задуманную композицию. После высыхания краски, готовое деревянное изделие покрывают  лаком.  

  

 


Информация о работе Локоны в романтическом стиле