Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:20, контрольная работа
Цель работы – показать вклад М. В. Ломоносова в стекольную промышленность и искусство выполнения мозаик.
Задачи:
1)Рассмотреть опыт Ломоносова в получении цветных стёкол. 2)Изучить создание мозаик. 3)Показать вклад М. В. Ломоносова в развитие промышленного стекла.
Учебно – исследовательская работа мультимедийных проектов
«Моя малая родина»
Тема: « Михаил
Васильевич Ломоносов в стекольной
Степанова Анна
МОУ СОШ №3, 7 «А» класс
Руководитель: учитель истории Аносова Ольга Анатольевна.
г. Мирный
2011 – 2012 учебный год
3
Введение
Наш знаменитый земляк –
Михаил Васильевич Ломоносов – учёный
мирового значения. Он был известен как
талантливый энциклопедист, географ, физик,
химик, астроном, металлург, геолог, историк,
приборостроитель, поэт, но, наверное,
самую большую известность приобрели
его мозаики и изделия из стекла.
Цель работы – показать вклад М. В. Ломоносова в стекольную промышленность и искусство выполнения мозаик.
Задачи:
1)Рассмотреть
опыт Ломоносова в получении цветных стёкол.
Методы:
Во время
исследования я пользовалась следующими
методами:
Объект исследования – деятельность М. В. Ломоносова в стекольного дела в России.
Основная часть исследования
Деятельность Михаил Васильевич Ломоносов в создании цветного стекла.
История cтекла насчитывает 5 с половиной тысяч лет. В настоящее время считается, что родиной стекла является Месопотамия, хотя до недавнего времени основным центром возникновения стеклоделия считался исключительно Древний Египет.
Стекольное производство
того времени имело в своём
распоряжении весьма скудный ассортимент
реактивов, что, конечно, сказывалось
на окраске изделий: производившееся
Санкт-Петербургским стеклянным заводом
было в основном бесцветно, или окрашено
в синий и зелёный цвета. Немецкий стеклодел Иоганн Кункель ещё в XVII веке обладал секретом
красного стекла — «золотого рубина» (известен
ещё в Древнем Риме — включение золота
при варке). Но и Кункель унёс в могилу
свою тайну. М.В.Ломоносов был одним
из первых, кто разгадал эту рецептуру.
Учёный работал со стёклами и другими
силикатными расплавами ещё в процессе
изучения им технологии горнорудного
и металлического дела в Германии. В 1751
году Санкт-Петербургский Стеклянный
завод через Академию наук заказал исследования
по разработке цветных стёкол М. В. Ломоносову.
В своей химической лаборатории
М. В. Ломоносов в 1752—1753 годах впервые за
всю историю науки читал курс физической
химии студентам академического университета.
А разрешение на строительство этой лаборатории
он смог получить только после трёхлетних
усилий — это была первая научно-исследовательская
и учебная лаборатория в России. В октябре
1748 года, когда она, наконец, была построена,
и получила оборудование, изготовленное
по чертежам и проектам самого учёного,
он начал проводить в ней экспериментальные
исследования по химии и технологии силикатов,
по обоснованию теории растворов, по обжигу
металлов, а также — осуществлял пробы
руд.
Одновременно он занимается и теорией цвета, что пребывает в отчётливой связи с настоящими и другими его исследованиями. Он интересовался природой света и цветов с самого начала своей научной деятельности. Тогда же, в ходе размышлений о природе
цветов, им был задуман ряд опытов с цветными стёклами. И в согласовании со своими теоретическими исследованиями эти эксперименты М. В. Ломоносов получил возможность проводить с 1748 года в своей химической лаборатории, когда им были
получены такие стёкла,
рецептуры которых нашли
Множество разнообразно окрашенных
стёкол было получено М. В. Ломоносовым
при весьма ограниченном наборе элементов,
использовавшихся в качестве включений,
влиявших на цветность (ныне применяющиеся
с этой целью хром, уран, селен, кадмий,
попросту ещё не были открыты в то время) —
очень искусно варьируя приёмы химической
обработки в восстановительных и окислительных
условиях при изменении состава стекла
за счёт введения свинца, олова, сурьмы
и некоторых других веществ. Богатейшие
красные тона получены в результате добавки
меди для смальт, называемых мастерами
мозаики «скарцетами» и «лаками». Очень
большого умения требует их варка, которая
до сих пор не всегда бывает успешной.
Медь использовалась учёным также для
получения зелёных и бирюзовых оттенков.
И поныне знатоки мозаичного искусства
очень высоко ценят полихромные качества
Ломоносовских смальт, и многие считают,
что таких замечательных красных и зелёных
оттенков крайне редко и мало кому удавалось
получить.
Стекольная промышленность.
В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы Копорского уезда М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование. При постройке этой фабрики учёный проявляет свои инженерные и конструкторские способности, начиная с выбора места строительства, расчётов строительных материалов и ориентации на превоклассные ямбургские пески и достаточное количество леса для стеклеплавильных печей и пережигания на золу; — проектирования цехов завода, детальной разработки технологического процесса, конструирования лабораторных и производственных печей, оригинальных станков и инструментов; — и кончая офрмлением графических материалов, которые выполняются им также собственноручно или при непосредственном его руководстве. Усть-Рудицкая фабрика представляла собой своеобразное и в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании. Первоначально на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно, по прошествии нескольких лет, было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.
М. В. Ломоносов написал беспрецедентное поэтическое произведение, единственное в своём роде; имеется в виду объём версификации, посвящённой одному предмету, в
данном случае, веществу и материалу — стеклу — почти 3 тысячи слов (около 15 тысяч знаков) составило его «Письмо о пользе Стекла» к высокопревосходительному
господину генералу-поручику действительному Ея Императорского Величества камергеру, Московского университета куратору, и орденов Белаго Орла, Святого
Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное в 1752 году»…
Неправо о вещах те думают,
Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем
краса...
Так в бисере Стекло, подобясь
жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им красится Арап на южных берегах.
В Америке живут, мы чаем, простаки,
Что нам драгой металл из сребряной реки
Дают Европскому купечеству
охотно
И бисеру количество несчотно,
Но тем, я думаю, они разумне нас,
Что гонят от своих бедам причину глаз....
Потом Гугении, Кеплеры и Невтоны,
Преломленных лучей в Стекле познав законы,
Разумной подлинно уверили весь свет,
Коперник, что учил, сомнения в том нет....
Во зрительных трубах Стекло
являет нам,
Колико дал Творец пространство небесам.
Толь много солнцев в них пылающих сияет,
Недвижных сколько звезд нам ясно ночь
являет....
Далече до конца Стеклу
достойных хвал,
На кои целый год едва бы мне достал.
Затем уже слова похвальны оставляю
И что о нем писал, то делом начинаю.
Мозаики М.В.Ломоносова.
Профессор химии и советник
Академии г-н Михаил Ломоносов начал
изготовлять удивительный запас
окрашенных стеклянных сплавов всех
оттенков, какие только можно придумать,
резать их на мелкие и мельчайшие кубы,
призмы и цилиндры и сперва удачно
выполнил в мозаике образ Божьей
матери с несравненного оригинала
Солимены, в два фута высотой и полтора
шириной. За этот удачный опыт он заслужил
честь
«Полтавская баталия».
М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину. Был нанят «хороший городской живописец Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как харектеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. [1] И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию»[1] Мозаику такого размера завершили поздней осенью 1764 года, заключив в золочёную чеканную медную раму. Также М.В.Ломоносов создал такие известные мозаики как:
- «Портрет Петра I»
|
Заключение. Вклад М.В.Ломоносова в химическую науку очень велик, а именно: 1.Разработана и внедрена
в лабораторную практику |
|
Информация о работе Михаил Васильевич Ломоносов в стекольной промышленности