Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 15:05, курсовая работа
Механизм поршневого насоса (рис.3) представляет собой два параллельно соединенных центральных кривошипно-ползунных механизма, кривошипы которых смещены относительно друг друга на 90о. В насосе двойного действия оба хода поршня 7
являются рабочими. Это означает, что в рабочем цилиндре при каждом ходе поршня по одну его сторону происходит всасывание жидкости, а по другую – нагнетание. Вследствие этого на поршни постоянно действуют силы сопротивления жидкости, направленные против их движения.
Машинный агрегат (рис.2) состоит из последовательно соединенных электродвигателя 1, соединительной муфты 2, червячного редуктора 3, соединительной муфты 4 и двухпоршневого насоса двойного действия 5.
Механизм поршневого насоса (рис.3) представляет собой два параллельно соединенных центральных кривошипно-ползунных механизма, кривошипы которых смещены относительно друг друга на 90о. В насосе двойного действия оба хода поршня 7
являются рабочими. Это означает, что в рабочем цилиндре при каждом ходе поршня по одну его сторону происходит всасывание жидкости, а по другую – нагнетание. Вследствие этого на поршни постоянно действуют силы сопротивления жидкости, направленные против их движения.
Кривошипы насоса конструктивно оформлены в виде коленчатого вала. Поскольку угловая скорость коленчатого вала насоса обычно не равна угловой скорости вала электродвигателя, то между электродвигателем и насосом располагается передаточный механизм, состоящий из червячного редуктора. Редуктор представляет собой трехзвенный зубчатый механизм, помещенный в стальной корпус.
n = 7
1 - 0 (А) – вращательная низшая обратимая Р5
1 - 2 (В) – зубчатая высшая необратимая Р4
2 - 0 (С) – вращательная низшая обратимая Р5
2 - 3 (D) – вращательная низшая обратимая Р5
3 - 4 (Е) – вращательная низшая обратимая Р5
4 - 0 (М) – возвратно-
2 - 5 (N) – вращательная низшая обратимая Р5
5 - 6 (Т) – вращательная низшая обратимая Р5
6 - 0 (F) – возвратно-поступательная низшая обратимая Р5
Р4 = 1; Р5 = 8
Определяем степень
W = 3 * (n - 1) - 1 * Р4 - 2 * Р5
где n - число подвижных звеньев;
Р4, Р5 - число кинематических пар соответственно 4-го и 5-го классов.
W = 3 * (7 - 1) - 1 * 1 - 2 * 8 = 1
По исходным данным ωкр , Vср и λ определяем ход ползуна S, размер кривошипа r и длину шатуна l.
Ход ползуна определяем по формуле:
Из схемы кривошипно-ползунного механизма (КПМ) (см. рис. 3) следует:
длина кривошипа r = 0,5*S = 0,5 * 0,132 = 0,066 [м] = 66 [мм]
длина шатуна l = r / λ = 0,066 / 0,2 = 0,33 [м] = 330 [мм]
диаметр поршня D определяют из заданного соотношения S / D = 1,25
D = S / 1,25 = 0,132 / 1,25 = 0,11 [м] = 110 [мм]
Из кинематической схемы машинного агрегата следует, что передаточное отношение привода насоса:
При червячном редукторе ременная передача отсутствует, т.е.
uпр= uр = 16,5
uпр – придаточное отношение привода насоса;
uр – придаточное отношение редуктора.
Тогда угловая скорость ведущего (быстроходного) вала редуктора
а угловая скорость ω2 ведомого (тихоходного) вала, равная угловой скорости кривошипа
Кинематический анализ КПМ насосов сводится к расчету скоростей ползунов и построению диаграммы скорости одного из ползунов в зависимости от угла поворота кривошипа при постоянной угловой скорости этого звена.
Скорость движения первого и второго ползунов может быть подсчитана по следующим приближенным формулам [1]:
Vв(φ) = - rωкр
(sin φ +
Vс(φ) = - rωкр
[sin (φ+90o) +
где ωкр – угловая скорость кривошипа;
φ – угол поворота кривошипа.
При кинематическом исследовании механизма второго КПМ следует учесть, что его кривошип повернут относительно первого на угол, равный 90о (см. рис. 3).
Скорость движения первого ползуна (см. формулу 1) можно записать в виде
VВ(φ) = VВ1(φ) + VВ2(φ)
здесь VВ1(φ) = - rωкр sin φ – является первой гармоникой,
а VВ2(φ) = - rωкр sin 2φ – второй гармоникой скорости.
Расчеты выполнены при значениях угла φ поворота кривошипа, изменяющимся от 0о до 360о с интервалом 15о.
Результаты расчетов сведены в таблицу 1. По результатам расчетов построен график 1 зависимости скорости VВ(φ) первого ползуна от угла φ поворота кривошипа. На графике 1 также показаны первая VВ1(φ) и вторая VВ2(φ) гармоники скорости ползуна.
График 1. Зависимость скорости первого ползуна В от угла поворота кривошипа φ.
Таблица 1
№ п/п |
φ о
|
sin φ |
VВ1(φ) = - rωкр sin φ |
sin 2φ |
VВ2(φ) = - rωкр |
VВ(φ) = VВ1(φ) + VВ2(φ) |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
15 |
0,2588 |
0,162 |
0,5 |
0,031 |
0,193 |
3 |
30 |
0,5 |
0,314 |
0,8660 |
0,054 |
0,368 |
4 |
45 |
0,7071 |
0,443 |
1 |
0,063 |
0,506 |
5 |
60 |
0,8660 |
0,543 |
0,8660 |
0,054 |
0,597 |
6 |
75 |
0,9659 |
0,606 |
0,5 |
0,031 |
0,637 |
7 |
90 |
1 |
0,627 |
0 |
0 |
0,627 |
8 |
105 |
0,9659 |
0,606 |
-0,5 |
-0,031 |
0,575 |
9 |
120 |
0,8660 |
0,543 |
-0,8660 |
-0,054 |
0,489 |
10 |
135 |
0,7071 |
0,443 |
-1 |
-0,063 |
0,38 |
11 |
150 |
0,5 |
0,314 |
-0,8660 |
-0,054 |
0,26 |
12 |
165 |
0,2588 |
0,162 |
-0,5 |
-0,031 |
0,131 |
13 |
180 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
14 |
195 |
-0,2588 |
-0,162 |
0,5 |
0,031 |
-0,131 |
15 |
210 |
-0,5 |
-0,314 |
0,8660 |
0,054 |
-0,26 |
16 |
225 |
-0,7071 |
-0,443 |
1 |
0,063 |
-0,38 |
17 |
240 |
-0,8660 |
-0,543 |
0,8660 |
0,054 |
-0,489 |
18 |
255 |
-0,9659 |
-0,606 |
0,5 |
0,031 |
-0,575 |
19 |
270 |
-1 |
-0,627 |
0 |
0 |
-0,627 |
20 |
285 |
-0,9659 |
-0,606 |
-0,5 |
-0,031 |
-0,637 |
21 |
300 |
-0,8660 |
-0,543 |
-0,8660 |
-0,054 |
-0,597 |
22 |
315 |
-0,7071 |
-0,443 |
-1 |
-0,063 |
-0,506 |
23 |
330 |
-0,5 |
-0,314 |
-0,8660 |
-0,054 |
-0,368 |
24 |
345 |
-0,2588 |
-0,162 |
-0,5 |
-0,031 |
-0,193 |
25 |
360 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Силами производственных сопротивлений являются силы давления жидкости в цилиндрах насоса на поршни при прямых и обратных ходах. Они характеризуются средним постоянным удельным давлением P.
Сила постоянного давления на поршень F определяется по формуле:
где - площадь поршня насоса, м2;
D – диаметр поршня, м;
Р – среднее удельное давление, МПа.
Располагая значением силы давления F в цилиндрах насоса, можно определить приведенные моменты сил Тпр.1(φ) для первого КПМ и Тпр.2(φ) для второго КПМ.
При изменении направления скорости движения поршня изменяется и направление силы давления на поршень. Однако, учитывая, что оба хода поршня являются рабочими, при определении приведенных моментов принимаются абсолютные значения скорости и силы давления на поршень.
Значения приведенных моментов сил давления определяются по формулам:
При определении приведенных
Суммарный приведенный момент сил производственных сопротивлений для каждого значения угла φ поворота кривошипа представляет собой сумму приведенных моментов сил давления жидкости на поршни двух КПМ.
Тпр.сум(φ) = Тпр.1(φ) + Тпр.2(φ)
Для упрощения расчета найдем постоянное отношение
Поскольку кривошип второго ползуна смещен относительно первого на 90о, нет необходимости рассчитывать скорость второго ползуна Vс(φ) и соответственно, приведенный момент Тпр.2(φ), достаточно «сместить» график Тпр.1(φ) на 90о.
Результаты расчетов приведенных моментов при изменении угла поворота кривошипа сводим в таблицу 2. По данным расчета строим график 2 приведенных моментов при изменении угла поворота кривошипа в пределах от 0о до 360о. Также показываем на графике 2 значение Тпр.ср(φ) за один цикл движения, которое определено по формуле:
График 2. Приведенные моменты сил производственных сопротивлений
при изменении угла φ поворота кривошипа.
№ п/п |
φ о |
|VВ(φ)|, м/с |
Тпр.1(φ), Н·м |
Тпр.2(φ), Н·м |
Тпр.сум(φ) = Тпр.1(φ) + Тпр.2(φ) |
1 |
0 |
0 |
0 |
204,6 |
204,6 |
2 |
15 |
0,193 |
63,0 |
187,6 |
250,6 |
3 |
30 |
0,368 |
120,1 |
159,6 |
279,7 |
4 |
45 |
0,506 |
165,1 |
124 |
289,1 |
5 |
60 |
0,597 |
194,8 |
84,8 |
279,6 |
6 |
75 |
0,637 |
207,9 |
42,7 |
250,6 |
7 |
90 |
0,627 |
204,6 |
0 |
204,6 |
8 |
105 |
0,575 |
187,6 |
42,7 |
230,3 |
9 |
120 |
0,489 |
159,6 |
84,8 |
244,4 |
10 |
135 |
0,38 |
124,0 |
124 |
248 |
11 |
150 |
0,26 |
84,8 |
159,6 |
244,4 |
12 |
165 |
0,131 |
42,7 |
187,6 |
230,3 |
13 |
180 |
0 |
0 |
204,6 |
204,6 |
14 |
195 |
0,131 |
42,7 |
207,9 |
250,6 |
15 |
210 |
0,26 |
84,8 |
194,8 |
279,6 |
16 |
225 |
0,38 |
124,0 |
165,1 |
289,1 |
17 |
240 |
0,489 |
159,6 |
120,1 |
279,7 |
18 |
255 |
0,575 |
187,6 |
63,0 |
250,6 |
19 |
270 |
0,627 |
204,6 |
0 |
204,6 |
20 |
285 |
0,637 |
207,9 |
63,0 |
270,9 |
21 |
300 |
0,597 |
194,8 |
120,1 |
314,9 |
22 |
315 |
0,506 |
165,1 |
165,1 |
330,2 |
23 |
330 |
0,368 |
120,1 |
194,8 |
314,9 |
24 |
345 |
0,193 |
63,0 |
207,9 |
270,9 |
25 |
360 |
0 |
0 |
204,6 |
204,6 |