Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:45, контрольная работа
Ковровое производство можно разбить на несколько основных этапов: выбор волокнистых материалов, крашение волокна и пряжи, получение пряжи, ковроткачество, отделка.
Тщательный выбор волокнистых материалов в значительной степени определяет свойства будущих ковровых изделий. От выбора красителей и способа крашения зависят долговечность и светостойкость ковров, а от способов прядения пряжи и нитей – выбор того или иного способа ткачества и строение ткани.
1. Выбор волокнистых материалов ………...…………………………………....3
2. Крашение…………………….. …………………………………………….......6
3. Ткачество… ……………………………………………….……………………8
Список использованных источников……………………………………….…..10
Учреждение образования
“Витебский государственный технологический университет”
Контрольная работа
по дисциплине «Производственные технологии»
студентки группы ЗФК-26
заочного отделения 3-го курса
№101854
Данько Марии Евгеньевны
ул. Лидская, 23/32
230025 г. Гродно
Витебск
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Выбор волокнистых материалов ………...…………………………………....3
2. Крашение…………………….. …………………………………………….......6
3. Ткачество… ……………………………………………….
Список использованных источников……………………………………….…..
ПРОИЗВОДСТВО КОВРОВ
1. ВЫБОР ВОЛОКНИСТЫХ МАТЕРИАЛОВ
Ковровое производство можно разбить на несколько основных этапов: выбор волокнистых материалов, крашение волокна и пряжи, получение пряжи, ковроткачество, отделка.
Тщательный выбор волокнистых материалов в значительной степени определяет свойства будущих ковровых изделий. От выбора красителей и способа крашения зависят долговечность и светостойкость ковров, а от способов прядения пряжи и нитей – выбор того или иного способа ткачества и строение ткани. В процессе ковроткачества происходит собственно формирование ковров и ковровых изделий. Отделка придаёт изделиям лучший внешний вид и положительно влияет на их структурные и качественные показатели.
Основным видом сырья для изготовления ковровой (ворсовой) пряжи служит грубая и полугрубая овечья шерсть весенней стрижки белого цвета с незначительным кремовым оттенком и светло-серого цвета. Ковровая шерсть должна отличаться хорошей окрашиваемостью, достаточной упругостью, несминаемостью, способностью противостоять свойлачиванию и многократным изгибам в условиях эксплуатации.
Наряду с овечьей в ковровом производстве применяется грубая козья шерсть и верблюжья шерсть.
В последние годы в машинном производстве ковров и ковровых изделий помимо шерсти применяют искусственные волокна, сырьём для которых служат природные органические вещества; древесная целлюлоза, хлопковый пух, казеин, ацетилцеллюлоза и синтетические волокна, которые получаю путём химического синтеза из минерального сырья – фенола, этилена, хлора, углерода и т.д.
К искусственным волокнам относятся: вискозное, медно-аммиачное, ацетатное; к синтетическим – капрон, анид, хлорин, нитрон, лавсан и др.
Отличие синтетических волокон от искусственных заключается в том, что синтетические волокна изготовляются из высокомолекулярных продуктов (смол), синтезируемых из манометров, тогда как искусственные волокна получают переработкой естественных высокомолекулярных веществ (целлюлозы).
При выработке пряжи для ковров применяются химические волокна в чистом виде, в сочетаниях друг с другом, а также в смеси с натуральной шерстью.
Наряду с химическими
волокнами и шерстью для
Подготовка химических волокон и натуральной шерсти для изготовления ковровой (ворсовой) пряжи осуществляется прерывным и полунепрерывным поточным методом и от кипы сырья до выработки ленты – ровницы.
Промытое суровое или окрашенное волокно транспортируется со склада сырья или из красильного цеха по конвейеру на разрыхлительные машины, откуда оно в замасленном виде направляется в расходные и компонентные лабазы и в смесовые машины. Затем смешанное волокно пневматически или при помощи автоматической тележки подаётся в самовесы кардочесальных аппаратов. Смески перерабатываются на кардочесальных машинах в ленту – ровницу, которая поступает на кольцепрядильные машины для выработки низкономерной одиночной ковровой пряжи. Однако одиночная пряжа неприемлема для использования в ковровом производстве. Обычно ворсовая одиночная пряжа и нить для основы перематываются с прядильных паковок, подвергаются трощению и кручению в 2-3 или больше концов.
Уточная льняная пряжа, имеющая обычно повышенную крутку и намотанная в виде рукавных початков, проходит процесс замотки клеевым раствором в специальных камерах; уточная пряжа на конических бобинах применяется в сухом виде без замочки.
Многониточная пряжа хлопчатобумажной основы обычно шлихтуется, перематывается и проходит операцию сновки на ленточных или партионных сновальных машинах. Нити льняной основы подвергаются кручению в несколько концов и поступают для сновки на ленточные сновальные машины. Для нитей настилочной основы используется низкономерная угарно-вигоневая пряжа, обязательно подвергаемая шлихтовке.
2. КРАШЕНИЕ
Процесс окраски волокна и пряжи имеет для производства ковров и ковровых изделий чрезвычайно важное значение. Прочность красителей, гармония контрастных и мягких цветовых тонов определяют художественные достоинства этих изделий.
Для окраски подбираются красители светостойкие, прочные к трению и химическим реагентам, при этом должны быть учтены изменения цвета после отделки (мокрой и сухой аппретуры) и химической чистки. Прежде чем применять красители, необходимо проверить образцы выкрасок, соответствуют ли их цвета и качественные показатели установленным требованиям и эталонам.
Для окраски чистошерстяной
ковровой (ворсовой) пряжи еще в
глубокой древности применяли
До второй половины XIX в. для окраски тканей и пряжи использовались только естественные красители. Появившиеся во второй половине XIX в. синтетические красители стали постепенно вытеснять естественные (растительные и животные) краски. В на стоящее время почти повсеместно применяются прочные синтетические красители: кислотные, протравные хромовые, кубовые и др.
Ковровая (ворсовая) пряжа, окрашенная синтетическими красителями, испытывается на прочность к физико-химическим воз действиям: свету, свету и погоде, трению, воде (дистиллированной и морской), химической чистке.
Высокопрочные синтетические красители легко комбинируются и дают много различных цветовых тонов, из которых составляются гаммы расцветок для ковровой пряжи.
Для крашения химических волокон наряду с красителями, применяемыми для крашения животных волокон, используются специальные, предназначенные для окраски только этих волокон красители. Они применяются либо для окрашивания волокна в свободном состоянии на ковроткацком производстве, либо в процессе формования волокна на химических предприятиях. Последний способ называется крашением в массе.
Большой интерес представляет метод крашения химических во локон в процессе формования прядильной массы, благодаря которому промышленность искусственного и синтетического волокна может поставлять ковровой промышленности уже окрашенное волокно или филаментную нить. Особое значение этот метод приобретает в связи с производством полиэфирных (лавсан) или полиакрилонитрильных (нитрон) волокон, которые, как известно, с трудом накрашиваются.
Ковровая пряжа в мотках окрашивается на высокопроизводительных красильных аппаратах пропеллерной системы из нержавеющей стали с механической загрузкой и выгрузкой. Окрашенная пряжа обезвоживается (отжимается на центрифуге) и просушивается в канальных или секционных сушильных камерах, контролируется по качеству и поступает в приготовительный цех ткацкого производства для перемотки на цилиндрические бобины или другие паковки.
3. ТКАЧЕСТВО
Создание ковра начинается с проектирования и патронирования технического рисунка.
Формирование нового рисунка ручного или машинного ковра и его патронирования имеют определённые ограничения, диктуемые технологическими возможностями производства. Вследствие этого к ковровому мастеру или художнику – дессинатору рисунка предъявляются определённые требования. Он должен обладать эстетическим вкусом, чувством колорита, должен уметь сочетать цветовые тона ковровой пряжи и пластически передавать формы и линии рисунка. Кроме того, он должен глубоко знать технологические процессы коврового производства в целом и особенно декоративные приёмы ковроткачества.
При создании рисунка немаловажное значение имеет количество цветовых тонов ковровой пряжи.
При выработке некоторых видов машинных ковров трудностей с подбором цветов не наблюдается, т.к. технология производства этих изделий позволяет применять большое количество цветов. В коврах ручной выработке число цветовых тонов неограниченно.
Эскиз рисунка утверждается специальным художественным советом в состав которого обычно входят художники, специалисты – ковроведы и технологи. Затем готовится технический рисунок – патрон. Рисунок переносится на конвовую бумагу, разделённую на клетки, причём каждая клетка соответствует одному ворсовому узлу (пучку).
Симметричный рисунок готовится часть натуры, асимметричный – в натуральном размере ковра или натуры. В современных условиях печатание технических рисунков ковров в цвете осуществляется с помощью компьютера. По готовому патрону производится насекание картона для машин Жаккарда.
В Беларуси в основном вырабатывают ворсовые ковры и дорожки машинным способом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В. И. Неелов. - М.: Легпромбытиздат, 1996. — 176 с.